12 февраля. Воскресенье

Неделя о блудном сыне. Глас 1-й.
Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.
Сщмч. Ипполита и с ним мчч. Кенсорина, Савина, Хрисии девы и прочих 20-ти мучеников (III).
Блж. Пелагии Дивеевской (1884).
Прп. Зинона, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Зинона, ученика свт. Василия Великого (V). Мч. Феофила Нового (784). Блгв. Петра, царя Болгарского (967).
Собор святых Пермской митрополии (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 января).
Сщмч. Владимира Хрищеновича пресвитера (1933); мч. Стефана Наливайко (1945).

Утр. – Ев. 1-е, Мф., 116 зач., XXVIII, 16–20.
Лит. – 1 Кор., 135 зач., VI, 12–20. Лк., 79 зач., XV, 11–32.
Свтт.: Евр., 334 зач., XIII, 7–16. Мф., 11 зач., V, 14–19.

Описание установления соборного праздника святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

0130treiierarhi_large.jpgВ цар­ство­ва­ние бла­го­вер­но­го и хри­сто­лю­би­во­го ца­ря Алек­сея Ком­нина, ко­то­рый при­нял цар­скую власть по­сле Ни­ки­фо­ра Бо­та­ни­а­та, был в Кон­стан­ти­но­по­ле ве­ли­кий спор об этих трех свя­ти­те­лях меж­ду ис­кус­ней­ши­ми в крас­но­ре­чии учи­те­ля­ми муд­ро­сти. Од­ни ста­ви­ли вы­ше про­чих свя­ти­те­лей Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, на­зы­вая его воз­вы­шен­ней­шим ви­ти­ей, так как он всех пре­вос­хо­дил сло­вом и де­ла­ми, при­чем ви­де­ли в нем му­жа, ма­ло чем усту­па­ю­ще­го Ан­ге­лам, твер­до­го нра­вом, не лег­ко про­ща­ю­ще­го со­гре­ше­ния и чуж­до­го все­го зем­но­го; ни­же его ста­ви­ли бо­же­ствен­но­го Иоан­на Зла­то­уста, как имев­ше­го от­лич­ные от ука­зан­ных ка­че­ства: он был рас­по­ло­жен к по­ми­ло­ва­нию греш­ни­ков и ско­ро до­пус­кал их к по­ка­я­нию. Дру­гие, на­обо­рот, воз­вы­ша­ли бо­же­ствен­но­го Зла­то­уста как му­жа че­ло­ве­ко­лю­би­вей­ше­го, по­ни­ма­ю­ще­го сла­бость че­ло­ве­че­ско­го есте­ства, и как крас­но­ре­чи­во­го ви­тию, на­став­ляв­ше­го всех на по­ка­я­ние мно­же­ством сво­их ме­до­то­чи­вых ре­чей; по­это­му и по­чи­та­ли они его вы­ше Ва­си­лия Ве­ли­ко­го и Гри­го­рия Бо­го­сло­ва. Иные, на­ко­нец, сто­я­ли за свя­то­го Гри­го­рия Бо­го­сло­ва, утвер­ждая, что он убе­ди­тель­но­стью ре­чи, ис­кус­ным ис­тол­ко­ва­ни­ем Свя­щен­но­го Пи­са­ния и изя­ще­ством по­стро­е­ния ре­чи пре­взо­шел всех слав­ней­ших пред­ста­ви­те­лей эл­лин­ской муд­ро­сти, как ра­нее жив­ших, так и совре­мен­ных ему. Так од­ни воз­вы­ша­ли сла­ву свя­то­го Гри­го­рия, а дру­гие уни­жа­ли его зна­че­ние. От это­го про­ис­хо­дил меж­ду мно­ги­ми раз­дор, при­чем од­ни на­зы­ва­лись иоан­ни­та­ми, дру­гие ва­си­ли­а­на­ми, а иные гри­го­ри­а­на­ми. Об этих име­нах спо­ри­ли му­жи, ис­кус­ней­шие в крас­но­ре­чии и муд­ро­сти.

Спу­стя неко­то­рое вре­мя по­сле то­го, как воз­ник­ли эти спо­ры, яви­лись эти ве­ли­кие свя­тые, сна­ча­ла каж­дый от­дель­но, а за­тем все три вме­сте, – при­том не во сне, а на­яву, – Иоан­ну, епи­ско­пу Ев­ха­ит­ско­му, уче­ней­ше­му му­жу, весь­ма све­ду­ще­му в эл­лин­ской муд­ро­сти (как об этом сви­де­тель­ству­ют и его со­чи­не­ния), а так­же про­сла­вив­ше­му­ся сво­ею доб­ро­де­тель­ною жиз­нью. Они ска­за­ли ему еди­ны­ми уста­ми:

– Мы рав­ны у Бо­га, как ты ви­дишь; нет у нас ни раз­де­ле­ния, ни ка­ко­го-ли­бо про­ти­во­дей­ствия друг дру­гу. Каж­дый из нас от­дель­но, в свое вре­мя, воз­буж­да­е­мый Бо­же­ствен­ным Ду­хом, на­пи­сал со­от­вет­ству­ю­щие по­уче­ния для спа­се­ния лю­дей. Че­му мы на­учи­лись со­кро­вен­но, то пе­ре­да­ли яв­но лю­дям. Нет меж­ду на­ми ни пер­во­го, ни вто­ро­го. Ес­ли ты ссы­ла­ешь­ся на од­но­го, то в том же со­глас­ны и оба дру­гие. По­это­му по­ве­ли пре­пи­ра­ю­щим­ся по по­во­ду нас пре­кра­тить спо­ры, ибо как при жиз­ни, так и по­сле кон­чи­ны мы име­ем за­бо­ту о том, чтобы при­ве­сти к ми­ру и еди­но­мыс­лию кон­цы все­лен­ной. Вви­ду это­го со­еди­ни в один день па­мять о нас и, как по­до­ба­ет те­бе, со­ставь нам празд­нич­ную служ­бу, а про­чим пе­ре­дай, что мы име­ем у Бо­га рав­ное до­сто­ин­ство. Мы же со­вер­ша­ю­щим па­мять о нас бу­дем спо­спеш­ни­ка­ми к спа­се­нию, так как мы на­де­ем­ся, что име­ем неко­то­рую за­слу­гу у Бо­га.

Ска­зав это епи­ско­пу, они ста­ли под­ни­мать­ся на небо, сияя неиз­ре­чен­ным све­том и на­зы­вая друг дру­га по име­ни. Бла­жен­ный епи­скоп Иоанн тот­час сво­и­ми ста­ра­ни­я­ми вос­ста­но­вил мир меж­ду враж­до­вав­ши­ми, так как он был муж, ве­ли­кий в доб­ро­де­те­ли и зна­ме­ни­тый в лю­бо­муд­рии. Он уста­но­вил празд­ник трех свя­ти­те­лей, как и по­ве­ле­ли ему свя­тые, и за­ве­щал церк­вам празд­но­вать его с по­до­ба­ю­щим тор­же­ством[4]. В этом яс­но об­на­ру­жи­лась муд­рость се­го великого му­жа, так как он усмот­рел, что в ян­ва­ре ме­ся­це со­вер­ша­ет­ся па­мять всех трех свя­ти­те­лей, а имен­но: в пер­вый день – Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, в два­дцать пя­тый – бо­же­ствен­но­го Гри­го­рия, а в два­дцать седь­мой – свя­то­го Зла­то­уста, – то он со­еди­нил их в трид­ца­тый день то­го же ме­ся­ца, увен­чав празд­но­ва­ние их па­мя­ти ка­но­на­ми, тро­па­ря­ми и по­хва­ла­ми, как это и при­ли­че­ство­ва­ло.

Необ­хо­ди­мо до­ба­вить о них и сле­ду­ю­щее. Свя­той Ва­си­лий Ве­ли­кий пре­взо­шел в книж­ной муд­ро­сти не толь­ко учи­те­лей сво­е­го вре­ме­ни, но и древ­ней­ших: он про­шел не толь­ко всю на­у­ку крас­но­ре­чия до по­след­не­го сло­ва, но и хо­ро­шо изу­чил фило­со­фию, а рав­но по­стиг и ту на­у­ку, ко­то­рая учит ис­тин­ной хри­сти­ан­ской де­я­тель­но­сти. За­тем, про­во­дя доб­ро­де­тель­ную жизнь, ис­пол­нен­ную нес­тя­жа­тель­но­сти и це­ло­муд­рия, и вос­хо­дя умом к бо­го­ви­де­нию, он был воз­ве­ден на ар­хи­ерей­ский пре­стол, имея со­рок лет от рож­де­ния, и в те­че­ние вось­ми с лиш­ком лет был пред­сто­я­те­лем церк­ви.

Свя­той Гри­го­рий Бо­го­слов был столь ве­лик, что ес­ли бы мож­но бы­ло со­здать че­ло­ве­че­ский об­раз и столп, со­став­лен­ный по ча­стям из всех доб­ро­де­те­лей, то он был бы по­до­бен ве­ли­ко­му Гри­го­рию. Про­си­яв сво­ею свя­тою жиз­нью, он до­стиг та­кой вы­со­ты в об­ла­сти бо­го­сло­вия, что всех по­беж­дал сво­ею муд­ро­стью как в сло­вес­ных спо­рах, так и в ис­тол­ко­ва­нии дог­ма­тов ве­ры. По­это­му он и был на­зван бо­го­сло­вом. Он был свя­ти­те­лем в Кон­стан­ти­но­по­ле две­на­дцать лет, утвер­ждая пра­во­сла­вие. По­жив за­тем ма­лое вре­мя на пат­ри­ар­шем пре­сто­ле (как об этом пи­шет­ся в его жи­тии), он оста­вил пре­стол по пре­клон­но­сти воз­рас­та и, имея шесть­де­сят, ото­шел в гор­ные оби­те­ли.

О бо­же­ствен­ном Зла­то­усте по спра­вед­ли­во­сти мож­но ска­зать, что он пре­взо­шел всех ел­лин­ских муд­ре­цов ра­зу­мом, убе­ди­тель­но­стью сло­ва и изя­ще­ством ре­чи; Бо­же­ствен­ное Пи­са­ние он изъ­яс­нил и ис­тол­ко­вал непод­ра­жа­е­мо; рав­ным об­ра­зом в доб­ро­де­тель­ной жиз­ни и бо­го­ви­де­нии он да­ле­ко пре­взо­шел всех. Он был ис­точ­ни­ком ми­ло­сти и люб­ви, был ис­пол­нен рев­но­сти учи­тель­ства. Все­го он про­жил шесть­де­сят лет; пас­ты­рем Хри­сто­вой Церк­ви был шесть лет. Мо­лит­ва­ми сих трех свя­ти­те­лей Хри­стос Бог наш да низ­ло­жит ере­ти­че­ские рас­при, а нас да со­хра­нит в ми­ре и еди­но­мыс­лии и да спо­до­бит нас Небес­но­го Сво­е­го Цар­ствия, ибо бла­го­сло­вен Он во ве­ки. Аминь.


Со­ста­ви­тель – иеро­мо­нах Ма­ка­рий (Си­мо­но­петр­ский),
адап­ти­ро­ван­ный рус­ский пе­ре­вод – из­д-во Сре­тен­ско­го мо­на­сты­ря