14 апреля. Пятница

Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Прп. Марии Египетской (522).
Прп. Евфимия, архим. Суздальского, чудотворца (1404).
Прп. Варсонофия Оптинского (1913). Мч. Авраамия Болгарского, Владимирского, чудотворца (1229).
Прп. Геронтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах (XIV).
Прп. Макария, игумена Пеликитской обители (ок. 830). Мчч. Геронтия и Василида (III). Прав. Ахаза.
Сщмч. Сергия Заварина пресвитера (1938).

На 1-м часе: Гал., 215 зач. (от полу́), VI, 14–18. Мф., 110 зач., XXVII, 1–56.
На 3-м часе: Рим., 88 зач. (от полу́), V, 6–11. Мк., 67 зач., XV, 16–41.
На 6-м часе: Евр., 306 зач., II, 11–18. Лк., 111 зач., XXIII, 32–49.
На 9-м часе: Евр., 324 зач., X, 19–31. Ин., 59 зач., XVIII, 28 – XIX, 37.
На веч.: 1 Кор., 125 зач., I, 18 – II, 2.
Ев. составное: Мф., 110 зач., XXVII, 1–44; Лк., XXIII, 39–43; Мф., XXVII, 45–54; Ин., XIX, 31–37; Мф., XXVII, 55–61.

О Великом Пятке

Феофан Критский церк. свт. Николая. Монастырь Ставроникита. Афон_Страсти Христовы_2.jpgВсе богослужение Великого Пятка посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию Спасительных Страстей и Крестной смерти Богочеловека.

Утреня Великой Пятницы служится в четверг вечером. Главная особенность этой службы – чтение так называемых Двенадцати Евангелий, то есть двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы.

Первое и самое длинное из них – Евангелие от Иоанна, в котором Господь открывает Себя как «Путь и Истину и Жизнь», как драгоценный дар Божией Любви, соединяющий людей с Ним и друг с другом. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». И весь разговор Христа с апостолами прочерчивается радостью спасения и искупления среди мрака и скорби мира: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». Заканчивается это евангельское чтение так называемой Первосвященнической молитвой, которая являет нам весь смысл прихода Спасителя:

«Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино»

Чтения Страстей Господних заканчиваются отрывком о запечатывании гроба из Евангелия от Матфея.

В Великую Пятницу, когда умер на кресте Спаситель, Божественная Литургия не совершается, но на службе Часов, в пятницу утром, снова прочитываются Евангелия о Его Страстях.

Вечерня Великой Пятницы («Вынос Плащаницы») посвящена погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня.

Перед началом выноса Плащаницы в середине Церкви устанавливается возвышение – «гроб», украшенный цветами, а на престол помещается Плащаница – большой плат, на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя.

Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым. После входа с Евангелием и пения «Свете тихий» читаются отрывки из Книг Исхода, Иова и 52-я глава Книги пророка Исайи. Апостол читается из первого Послания к Коринфянам и Евангелие опять составлено из четырех повествований о Христовых смерти и погребении. Стихи прокимнов и «Аллилуйи» заимствованы из пророческих псалмов Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий (Пс. 21, 18). Боже, Боже Мой, вонми Ми, векую оставил Мя еси (Пс. 21, 1). Положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней (Пс. 87, 6).

После добавочных песнопений, тоже о смерти Христовой, во время пения молитвы св. Симеона Богоприимца, священник надевает полное облачение (самое темное) и кадит Плащаницу, все еще находящуюся на престоле.

Затем после «Отче наш», во время пения тропаря, он поднимает Плащаницу над головой, обходит престол, выходит на середину церкви и помещает ее на гроб.

«Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями (благовониями) во гробе нове покрыв положи (Тропарь Великой субботы).

В некоторых храмах после Вечерни поется Повечерие или так называемый «Плач Пресвятыя Богородицы».

Житие преподобной матери нашей Марии Египетской
Память преподобного отца нашего Евфимия Суздальского.