19 марта. Воскресенье

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Глас 6-й.
Мчч. 42-х во Амморее: Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Мелиссена, Каллиста, Васоя и прочих с ними (ок. 845).
Прп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского (1720).
Обретение Честно́го Креста и гвоздей св. царицею Еленою во Иерусалиме (326). Прмчч. Ко́нона и сына его Ко́нона (270–275). Прп. Аркадия Кипрского (ок. 361).
Икон Божией Матери: Ченстоховской, Шестоковской и «Благодатное Небо».

Утр. – Ев. 6-е, Лк., 114 зач., XXIV, 36–53.
Лит. – Евр., 311 зач., IV, 14 – V, 6. Мк., 37 зач., VIII, 34 – IX, 1.

Неделя Крестопоклонная

Krestopoklonnaja_nedelja_ikony_Raspjatija_11.jpgВоскресенье третьей недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели.

В cубботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: “Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим”. Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого.

Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.

Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются “крестопоклонными”. Начало традиции поклонения Кресту Господню было положено во времена первых христиан.

Страдание святого преподобномученика Конона и сына его Конона, в Иконии пострадавших
Страдание святых 42 мучеников
Память преподобного Аркадия и мучеников Иулиана и Еввула