Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского. Воскресенье

Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского

Честные мощи преподобного Амвросия, старца Оптинского были обретены летом 1998 года, вместе с мощами преподобных старцев Льва, Макария, Илариона, Анатолия Старшего, Варсонофия, и Анатолия Младшего. Получив благословение Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия, 7 июля 1998 года братия Оптиной Пустыни приступила к работам по обретению святых мощей старцев, погребенных на монастырском некрополе. Пространство за алтарем Никольского придела Введенского храма было вскрыто, и обнаружились кирпичные склепы, в которых были погребены Старцы. Для скорейшего завершения обретения мощей работы на монастырском некрополе велись днем и ночью. К 10 июля мощи всех старцев были обретены, и их положили в особые дубовые гробы, которые приготовили для перенесения их в раки.

Честные мощи преподобного Амвросия, старца Оптинского были обретены летом 1998 года, вместе с мощами преподобных старцев Льва, Макария, Илариона, Анатолия Старшего, Варсонофия, и Анатолия Младшего.

Получив благословение Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия, 7 июля 1998 года братия Оптиной Пустыни приступила к работам по обретению святых мощей старцев, погребенных на монастырском некрополе. Пространство за алтарем Никольского придела Введенского храма было вскрыто, и обнаружились кирпичные склепы, в которых были погребены Старцы. Для скорейшего завершения обретения мощей работы на монастырском некрополе велись днем и ночью, практически без перерыва. Объем работ был очень велик. И одновременно необходима была максимальная внимательность, чтобы не допустить ошибки при обретении мощей старцев.

К 10 июля мощи всех старцев были обретены, и их положили в особые дубовые гробы, которые приготовили для перенесения их в раки, устроенные в восстановленном храме в честь Владимирской иконы Божией Матери. Ныне мощи преподобных Льва, Макария, Иосифа, Илариона, Анатолия Старшего, Варсонофия, и Анатолия Младшего пребывают в этом храме, а мощи преподобного Амвросия – в левом приделе Введенского Собора Оптиной Пустыни.

Отец Амвросий, Оптинский старец.

«Праведники живут вовеки; награда их в Господе и попечение о них у Вышнего». (Премудр. Солом. 5 гл 15 ст.). «Народы будут рассказывать об их мудрости, а Церковь будет возвещать их хвалу». (Премудр. Иис, сына Сирах. 44 гл. 14 ст.).

«Священной памяти двенадцатый год» и злополучный девяносто первый год девятнадцатого века принадлежат к числу самых тяжелых для России лет за все минувшее столетие. В оба эти года Всевышний Владыка мира в неисповедимых путях Своего Промысла подвергал нашу Родину особенным жизненным испытаниям... Двенадцатый год был ознаменован Отечественной войною России с Императором Франции Наполеоном (Бонапартом) и его полчищами, а в девяносто первом году Россия страдала от голода и холеры. С этими годами неразрывно связана судьба великого печальника Русской земли, Оптинского старца, отца Амвросия, вся жизнь которого представляет непрерывное испытание и непрестанный труд. В первый из этих двух годов отец Амвросий родился на Божий свет, а во второй из них мирно почил о Господе и отошел в вечность... С уверенностью можно полагать, что Всевышнему Владыке мира угодно было чрез продолжительную и тяжелую болезнь подвергнуть о. Амвросия жизненному испытанию и очистить Своего избранника, как золото в горниле (Захар. 13 гл. 9 ст.), чтобы он явился ревностным делателем на ниве Господней и достойно проходил свое великое служение (2. Тимоф. 2 гл. 21 ст.).

Вся продолжительная и самоотверженная жизнь отца Амвросия, отданная на служение родному народу, снискала ему всеобщую любовь. Его светлый образ должен вечно и свято храниться в благодарной памяти потомства. Черты его жизни и деятельности глубоко назидательны и могут служить спасительным маяком для многих в жизненной борьбе и тяжелых испытаниях их жизни... Столетняя годовщина со дня рождения приснопамятного отца Амвросия нравственно обязывает нас, благодарных учеников старца, привести на память его жизнь и воспользоваться её уроками в руководство себе и другим...

Отец Амвросий, в мире Александр Михайлович Гренков, родился 23 ноября 1812 года в селе Большой Липовице Тамбовской губернии и происходил из духовного звания (сословия). Он был сыном пономаря (псаломщика) и внуком священника названного села Тамбовского уезда. Мирское имя свое отец Амвросий получил в честь Святого Великого князя Александра Невского, блаженная кончина которого Святою Церковью празднуется в день его рождения, почему он и старался воплотить в своей жизни все нравственные черты своего небесного покровителя — ангела. Древний жизнеописатель Святого Великого князя Александра Невского говорит: «От юности он возлюбил Христа и отвращался мирского суемудрия, услаждался гласом церковных песнопений и душа его жаждала поучений святых отцов. Бдения всенощные и тайные к Богу были любимым его занятием. Кроток и тих был нрав его с детства»... Этими же чертами отличался в юности и А. М. Гренков.

Первые годы жизни отца Амвросия протекли в родной семье, под благотворным влиянием глубоко-религиозных и христиански настроенных его отца, матери, деда и других родственников. Школьное образование он получил в Тамбовском духовном училище и в Тамбовской духовной семинарии. Из свидетельства об окончании училищного курса А. М Гренкова, от 18 июля 1830 года, видно, что «он обучался в училище чтению, чистописанию, Российской грамматике, латинскому и греческому языкам, пространному катихизису и священной истории — отлично, географии, арифметике, славянской грамматике, церковному уставу и нотному пению — препохвально, при способностях весьма хороших, прилежании неутомимом и поведении примерном«. Курс наук в Духовной Семинарии он окончил в 1836 году с званием студента.

Во время обучения в Тамбове А. М. Гренков жил на частной квартире вместе с своими братьями Николаем и Петром Михайловичами Гренковыми (у родителей Ал. Мих. были четыре сына и четыре дочери). Бывший ученик отца Амвросия по Липецкому духовному училищу, живший во время своего семинарского образования на той же квартире (В Пантюшинской или Приютской улице, в доме вдовы Феодосии Ефимовны Феодоровой, в котором обычно жили двенадцать учеников в двух комнатах) вместе с другими учениками, сообщает, что «хозяйка квартиры всегда вспоминала Гренковых, «три брата, все студенты, — говорила она, — набожны, уважительны, смиренны» и ставила их нам в пример (Сообщение заштатного священника Павла Марк. Преображенского, от 9 октября 1912 года).

По окончании курса в Духовной Семинарии А. М. Гренков около года состоял домашним учителем в одной помещичьей семье, а 6 марта 1838 года Епархиальным Начальством он определен был, согласно его прошению, на должность учителя в Липецком духовном училище (в первом классе). Он состоял последовательно учителем первого, второго и низшего классов этого училища и преподавал чтение, чистописание, Закон Божий (молитвы, священную историю и пространный катихизис), русский и греческий языки, арифметику и церковное (нотное) пение. В первом классе у него обучались 26 учеников, во втором классе — 39 учеников и в низшем классе сто четырнадцать (114) учеников. «Пред приходом Александра Михайловича на урок, — передает тот же ученик, обучавшийся у него в первом и втором классах училища, — в классе водворялась чрезвычайная тишина в ожидании уважаемого учителя, а когда он являлся в классе, ученики все отдавались слуху и зрению... Преподавал ли он Закон Божий, арифметику, русский язык, все умел он повысить, осветить и тем воодушевить детей. Строгий к себе, он был строг и требователен и к нам... Шуток он себе никаких не позволял, смеющимся, улыбающимся мы его не видали... Жалели, что не простились с ним; всегда с наслаждением и благоговением вспоминали его». К сожалению, не долго учительствовал Александр Михайлович в г. Липецке, всего только полтора года (до 7 октября 1839 г.). «Судьбы человеческие все в руках Божиих», говорил неоднократно сам старец Амвросий и наглядно доказал это своею жизнью. Очевидно, в путях Божественного Промысла А. М. Гренкову суждена была не мирская жизнь и не военная служба, о которой в юности он лелеял мысль, как сам признавался, а суровая, аскетическая жизнь подвижника Он покорился воле Всевышнего Мироправителя, отказался от мира по обету, данному им во время тяжкой болезни, и в иночестве с честью прошел свой жизненный путь. Не будучи мирянином, он жил для мира и показал собою пример высших христианских добродетелей, возможных для особенных избранников Божиих...

7 октября 1839 года, в субботу, после классных уроков в духовном училище, А. М. Гренков оставил Липецк и, согласно указанию Троекуровского старца Илариона, направился в Оптину Пустынь Калужской губернии (в 70 верстах от Калуги и в 3 верстах от Козельска), где и начал свое монашеское поприще, под руководством старца Макария (Иванова). Молодой, двадцатишестилетний инок-подвижник, Александр Михайлович не тяготился лишениями и трудами, встреченными им в Пустыни. Он ревностно и с любовию исполнял все, возлагаемые на него, обязанности в монастыре келейника и чтеца старцев Льва и Макария, помощника повара и главного повара в хлебне и кухне. Рабочий день отца Амвросия в монастыре обычно начинался в 4 или 5 часов утра и оканчивался в 11 или 12 часов ночи. Вся трудовая жизнь его в Оптиной Пустыни продолжалась пятьдесят два года...

29 ноября 1842 года Александр Михайлович Гренков был пострижен в мантию и наречен Амвросием, во имя святого Амвросия, епископа Медиоланского, знаменитого отца Христовой Церкви IV века (340 г. — 397 г.,), отличавшегося кротостью, снисходительностью, твердостью характера и усердною заботливостью о благе Святой Церкви. Своего духовного покровителя старец Амвросий глубоко чтил во всю жизнь и подражал. ему в его добродетелях.

2 февраля 1843 года отец Амвросий был рукоположен в иеродиакона, а 9 декабря 1845 года он посвящен в иеромонаха Калужским Преосвященным Николаем (Соколовым), лично знавшим его, как своего ученика по Тамбовской духовной семинарии, в которой он состоял пять лет ректором (1826 г. — 1831 г.).

Тот же Преосвященный Николай в августе 1846 года поручил о. Амвросию помогать старцу Макарию в его духовничестве...

Быстрое возвышение отца Амвросия по степеням иноческого священнослужения и его усовершенствование в аскетических подвигах и в развитии духовной жизни далеко не соответствовали физическому здоровью подвижника. Он жестоко и терпеливо страдал в это время от крайнего изнеможения, вследствие изнурительной лихорадки и расстройства пищеварения, от расслабления нервов, болей в груди, кашля, бессонницы и других болезней... После медицинского освидетельствования в своей тяжкой болезни, отец Амвросий, по его прошению, 29 марта 1848 года был освобождень от всяких обязанностей, исключен из штата братии Оптиной Пустыни и оставлен в ней только на монастырском призрении и содержании...

К истинному счастью для России, тяжелая болезнь отца Амвросия не имела смертного исхода и Господь сохранил жизнь его еще на многие годы.

После кончины старца Макария 7 сентября 1860 года, о. Амвросий сделался его преемником по старчеству. Старчество состоит в искреннем духовном отношении духовных детей к своему духовному отцу, или старцу. В монастыре старец не несет официально-начальнических обязанностей, но на деле он управляет братиею и вообще монастырскою жизнью. К старцу, как вдохновенному руководителю, обращаются все верующие — иноки и миряне обоего пола — в трудных обстоятельствах жизни, в скорбях, тяжелых положениях, когда не знают, что делать, и просят по вере указания...

Отец Амвросий, как старец, отличался особенною опытностью, безграничною широтою взгляда, кротостью и детским незлобием. Молва о его мудрости духовной росла и к нему стекался народ со всей России, а за народом пошли к нему великие и знатные мира.... У него были Великий князь Константин Константинович, Обер-Прокуроры Святейшего Синода, граф Александр Петрович Толстой и Владимир Карлович Саблер, митрополит Московский Иоанникий (Руднев) и епархиальные Калужские епископы. К нему приезжали Абиссинская царевна, графиня Протасова, сенатор Соломон, греки, датчане, черкесы и другие инородцы России. Посещали старца знаменитые русские писатели и ученые Лев Николаевич Толстой, Владимир Сергеевич Соловьев, Феодор Михайлович Достоевский. Константин Николаевич Леонтьев, Михаил Петрович Погодин и много других.

И всякий, приходивший к старцу, выносил от него сильное, неизгладимое впечатление. В нем было что-то, действовавшее неотразимо...

Аскетические подвиги и труды о. Амвросия подорвали его здоровье, но до последних минут жизни он никому не отказывал в совете... Десятки писем ежедневно приходили к о. Амвросию от тех, кто жаждал получить, хотя бы заочно, его совета и наставления... Переписка о. Амвросия с его духовной паствой была громадна и обширна... Только часть его писем издана Оптиною Пустынью в трех книгах большого формата, содержащих в себе более шестисот страниц... На каждый наболевший, страстный, запутанный вопрос старец давал поразительно простой, ясный, здоровый и практический совет, освещенный светом истинного Православия. Его глубокое знание человеческой природы, проницательная наблюдательность и житейская опытность были необыкновенны.

Не редко старец обнаруживал дар прозорливости и исцелений. Многочисленные случаи подтверждают это. Дар прозорливости о. Амвросия проявился, например, в его предсказаниях будущей судьбы многим лицам, в предсказании близости своей кончины и будущего развития основанной им Шамординской женской общины, а также и во многих других случаях.

Венцом всех добродетелей о. Амвросия является высокая христианская любовь, — та любовь, которая душу свою полагает за ближних своих и без которой все остальные добродетели, как медь звенящая и кимвал звучащий (1 Коринф..13 гл. 1 ст.). Все свои дарования от Господа старец Амвросий посвятил на служение нуждающимся и обремененным и на облегчение тяжелой жизни несчастных, особенно же вдов и сирот... Он отрекся от личного благополучия и явил собою пример самоотверженного, любвеобильного, бескорыстного и мирного служения на пользу Русского народа.

Изведав горьким опытом всю тяжесть материальных лишений и бедности в своем детстве и в последующей жизни и пережив глубокую скорбь от нравственной неудовлетворенности, вследствие холодности и равнодушия окружающих его лиц, старец Амвросий отличался необычайною отзывчивостью ко всякому человеческому горю и нуждам. Благотворительность старца не имела границ и не знала пределов. Все многочисленные пожертвования, поступавшие к старцу, он употреблял исключительно на дела благотворения. Для облегчения людских страданий он принимал деятельное участие в создании многих благотворительных учреждений. В г. Козельске благодетель-старец нанимал особый дом для призрения лиц женского пола, не имевших полного рассудка. Его попечением устроена женская община в Кромском уезде Орловской губернии (в 50 верстах от г. Орла и в 12 верстах от г. Кром), Много забот он употребил на устройство и обеспечение Ахтырской женской общины в Камышинском уезде Саратовской губернии. По его благословению и указаниям устроялась Николо-Тихвинская женская община в Бирюченском уезде Воронежской губернии. Больше же всего старец Амвросий потрудился над созданием и благоустроением Казанской женской общины в Шамордине Перемышльского уезда Калужской губернии (в 12 верстах от Оптиной Пустыни и в 25 верстах от г. Перемышля), где он провел свои последние дни и где мирно скончался... В этой общине старец устроил, при содействии благотворителей, кроме помещений для сестер-монахинь, больницу, богадельню для убогих, калек и слепых и приют для девочек-сирот. Все постройки в общине производились по его планам и указаниям. Строй обители, её порядки — все установил сам о. Амвросий. Эта обитель была любимым детищем старца. Ей он пророчески предсказал процветание в будущем... Это предсказание в совершенстве сбылось с поразительною быстротою и точностью.. Шамординская община, открытая при нескольких десятках сестер-монахинь 1 октября 1884 года, в последнее время представляет собою уже один из многолюднейших женских монастырей в России (в нем, по сообщению настоятельницы его, игумении Валентины, от 12 августа 1912 года, монашествовали семьсот восемнадцать сестер) и является одним из лучших культурно-просветительных и благотворительных учреждений. В этом монастыре, владеющем 1398 десятинами 1200 квадр, саженями земли, успешно ведется сельское хозяйство. Кроме того, в монастыре устроены мастерские: живописная, чеканная, золочения по дереву, металлических изделий, золотошвейная, коверная, переплетная, башмачная, швейная, фотография и типография. Все эти мастерские заведены для получения доходов на содержание монастыря. Успехи сестер в различных отраслях искусства, как нельзя более, утешают их. Отличаясь благоустройством во внешней и внутренней жизни, монастырь оказывает благотворное влияние в нравственно-воспитательном и экономическом отношениях на сестер обители и на окрестное население. В память о своем основателе монастырь получил название «Казанской Амвросиевской женской Пустыни»...

Подобно Шамординской общине развились и благоустроились Кромская, Ахтырская и Николо-Тихвинская общины, над которыми трудился старец Амвросий, и все они обращены в монастыри. Все эти монастыри хорошо обеспечены в материальном отношении, имеют значительное число сестер (в них всего около пятисот сестер) и благотворно влияют на окрестное население. При всех четырех монастырях о. Амвросия имеются церковно-приходские школы, в которых обучаются около двухсот девочек, и при двух из них устроены общежития для учащихся, бесплатные для бедных. Много труда положил и много сделал добра о. Амвросий для назидания и материального обеспечения сестер Троекуровского и Сезеновского монастырей Лебедянского уезда, родной ему, Тамбовской губернии, а также и сестрам Козельщанской обители Полтавской епархии и Белевского монастыря Тульской епархии.

После краткого воспоминания о благотворительной и просветительной деятельности о. Амвросия приведем несколько советов и наставлений его. Наставления эти крайне просты, отрывочны и иногда шутливы, но всегда глубоко назидательны и поучительны... На вопрос: как жить? — Старец говаривал: «Нужно жить не лицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно». Относительно терпения старец говаривал: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, буду же терпеть и я». — «Если будешь принимать людей Бога ради», — поучал старец, — «то, поверь, все к тебе будут хороши». — О лености и унынии он говорил: «Скука — унынию внука, а лени — дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь». — На заявления окружающих старца лиц, что ему не дают покоя, он отвечал; «Для нас тогда настанет покой, когда запоют над нами: «со святыми упокой!».

Самоотверженная любовь о. Амвросия ко всем людям и искренняя преданность его служению на благо человечества, естественно, сопровождались тою любовию и благоговейным почтением, какими он окружен был при жизни и какие выразились после его смерти.

Старец Амвросий скончался 10 октября 1891 года, на семьдесять девятом году своей многотрудной и многополезной жизни. Кончина его была истинно христианскою. В вечную жизнь он был напутствован причащением Святых Таин Христовых и чтением канона Божией Матери на исход души.

Отпевание старца Амвросия совершено было 28 священниками, с Калужским Преосвященным Виталием во главе. На заупокойной литургии и при погребении о. Амвросия были произнесены одно прекрасное и глубоко-назидательное слово и три глубоко-прочувствованные речи, в которых проповедники — ораторы (Преосвященный Виталий, иеромонах Григорий и иеромонах Трифон нарисовали светлый духовный образ почившего старца и указали его значение для Русского народа... У гроба о. Амвросия собралась восьмитысячная толпа его почитателей и с плачем провожала прах его на расстоянии двенадцати верст, от Шамордина в Оптину Пустынь, не смотря на сырую, ветреную и холодную погоду. Она возносила горячие молитвы об усопшем старце и проливала непрерывные сыновние слезы, выражая самую искреннюю и чистую любовь свою к отцу — благодетелю. Вся православная Русь заговорила о великом подвижнике — старце и запечалилась о кончине его...

Над могилою отца Амвросия Оптина Пустынь устроила часовню с белым мраморным надгробным памятником, как дар и знак всеобщей любви и глубокого почтения к почившему старцу. На памятнике сделана глубоко поучительная надпись на славянском языке, характеризующая личность старца Амвросия и значение его жизни: «Бых немощным яко немощен, да немощныя приобрящу: всем бых вся, да всяко некия спасу» или — в переводе на русский язык — «Для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Коринф. 9 гл. 22 ст.). По стенам часовни висят святые иконы Воскресения Христова, Казанской Божией Матери и Св. Амвросия, епископа Медиоланского. Перед иконами теплятся неугасимые лампады... На могиле старца Амвросия, охотно посещаемой многочисленными его почитателями, служатся панихиды об упокоении праведной души его...

Сердечная и чистая любовь, глубокое почтение и искренняя благодарность всех сирых, убогих и несчастных людей, облагодетельствованных старцем Амвросием, а также и всего Русского народа, служат для него лучшим, нетленным памятником на вечные времена...

С полною уверенностью и справедливостью об отце Амвросии можно сказать словами знаменитого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина из его стихотворения «Памятник»:

«Он памятник себе воздвиг нерукотворный;.
К нему не зарастет народная тропа!»...

Пусть же духовный образ чудного старца, отца Амвросия, всегда неизгладимо живет в памяти Русского народа, неизменно привлекает к себе своим ь христианским светом и благотворно светит на его земную жизнь!..

Мир праху великого подвижника и незабвенного учителя веры и нравственности Русского народа! Вечная память достохвальному старцу, другу человечества, о. Амвросию, вечная ему память!..

По изданию: ОТЕЦ АМВРОСИЙ, Оптинский старец. (1812 — 1912 г.) Тамбов, Электрическая типография П. С. Москалева. 1912 г. Книга была издана к столетию со дня рождения Преподобного Амвросия.