Слово святителя Иннокентия Херсонского в день Святой Пасхи

Слово святителя Иннокентия Херсонского в день Святой Пасхи Христос воскресе! 

Так, братие, Он воскрес! Воскрес воистину и от истины! Камень «велий зело» (Мк. 16:4) не скрыл Источника жизни; кустодия не удержала в узах смерти «Льва от Иуды» (Откр. 5:5); печать Каиафы растаяла от огня правды Божией! Не более трех дней Сыну Человеческому надлежало пробыть «в сердце земли» (Мф. 12:40): но и сей малый срок сокращен до возможной крайности. Ибо время, протекшее от смерти Господа до Его воскресения, принадлежит только трем дням, а само по себе не составляет и четыредесяти часов. Так поспешено торжество истины над лжею и клеветами, невинности – над злобой и неправдами! 

Да станут теперь иудеи над гробом Иисуса, и да судят сами о происшедшем; одно из двух: или «умершего да дадят, или воскресшему да поклонятся» (Стих. Воскр.). О, как постыжены в сем случае все расчеты мудрости человеческой, и как очевидна неисповедимость путей Божиих! Думали ль священники иудейские, вознося на Крест Иисуса, что они сим самым вводят Его как великого Первосвященника, во Святое Святых, дабы Он там предстал лицу Божию о нас, «единым... приношением совершил... во веки освящаемых?» (Евр. 10:14)... Думал ли Пилат, полагая надпись на Кресте Иисусовом и отказываясь переменить оную, по требованию иудеев, что он сим самым, как слуга и вестник, провозглашает достоинство Того, Коему предана теперь всякая власть на небе и на земле? (Мф. 28:18). Думал ли несчастный Иуда, принимая тридесять сребренников, что он берет не первосвященниками, а Самим Богом давно поставленную и пророком засвидетельственную «цену цененнаго, егоже цениша от сынов Израилевых?» (Мф. 27:9). Прииди теперь, мудрость земная, и посмотри на свое безумие! Прииди, вера святая, и виждь, какой конец твоему терпению и упованию! Что на земле делалось по злобе и корыстолюбию, ослеплению и буйству, то на небе утверждалось по одной чистой любви и было следствием величайшей мудрости. На Голгофе, казалось, превращен был весь порядок мира и нравственного и чувственного, а он там весь восстановлен! Во гробе Иисусовом, по-видимому, погребены были навсегда все святые надежды, а они всем там утверждены навеки!

Итак, «восклонитеся и воздвигните главы вашя» (Лк. 21:28), вы, кои, подобно своему Господу, страдаете за истину и правду: в судьбе Его указана судьба всех истинных крестоносцев! Есть Бог, судяй земли, отмститель невинных и защитник правых! Есть закон, коего никакой Каиафа и Пилат не в силах ни затмить, ни ниспровергнуть! Злоба человеческая может сделать много: она может лишить вас доброго имени, повергнуть в нищету, обременить узами, покрыть ранами, возвести на крест; может самый гроб ваш запечатать и окружить стражею, но здесь и предел всякому гонению и всякой неправде! Погубляя тело, злоба врагов не может коснуться вашего духа, не может изменить в вас, без воли вашей, ни одной благой мысли, ни одного святого чувства: это ваша собственность, неотъемлемая, вечная! Над бессмертным духом вашим «един... законоположник и судия, могий спасти и погубити» (Иак. 4:12); Тот, Кто сотворил его бессмертным, «Того» убо единаго «убойтеся» (Лк. 12:5); ибо Он, в случае неверности и нераскаянности, может не тело токмо, но и душу вашу ввергнуть в геенну огненную. А все прочее на земле, как бы страшно и могущественно ни было, страшно токмо для людей, живущих для земли, а не для тех, коих жизнь в Боге, надежды на небе, сокровища в совести, отрада в Евангелии. Пройдет несколько лет страдания, борьбы, очищения, – и вы, подобно Спасителю, представлены будете туда, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания: где одна истина и «правда живет» (2 Пет. 3:13), и где за все, претерпенное на земле, награждают так, что награжденные и не помнят прежних болезней за настоящую радость. 

И не сие ли самое, братие, воодушевляло всех подвижников благочестия, кои, подобно великому Подвигоположнику, восставшему ныне из гроба, всегда были гонимы от мира! «Вем, яко присносущен есть, Иже имат искупити мя» и «на земли воскресити кожу мою, терпящую сия» (Иов. 19:25-26), – говорил некогда Иов, – и на гноищи благословлял имя Господне! «Вем бо, Емуже веровах... яко силен есть предание мое сохранити» до дне пришествия Своего (2 Тим. 1:12), – писал некогда Павел, и с радостью шел в темницу и под меч! Будем и мы, братие, как можно чаще обращать взоры к лицу Воскресшего Господа. Если мы истинные последователи Его, то быть не может, чтобы и нас мир не преследовал своей злобой, или своими соблазнами. Кто же воодушевит нас мужеством, как не Он, Господь и Спаситель наш, восшедший за нас на Крест! Его брань есть наша брань, и Его победа есть наша победа: что было с Ним, то будет и со всеми нами: если «с ним страждем, да и с ним прославимся!» (Рим. 8:17). Аминь. 


16 Апреля 2017