Необходимость покаяния. Польза поста

   N вразумиться надо. Что ни думай, что ни толкуй, а смерти не миновать, и суда Божия не избежать, на котором воздастся комуждо по делом его. Поэтому хорошо заблаговременно опомниться и взяться за настоящий разум. Евангельское учение начинается и заканчивается словами: «покайтеся»! «Не приидох бо призвати праведныя, но грешники на покаяние. Приидите ко Мне вси труждающиеся и обременении и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Призывает Господь труждающихся в борьбе со страстями, и обремененных грехами, и обещает успокоить их чрез искреннее покаяние и истинное смирение.
   Пишешь, что ты видишь N. во дни св. четыредесятницы, только в субботу и воскресение, и ходишь к ней пить мятку; а о чае тамошние сестры и не толкуют в св. четыредесятницу. Хотя свободно рассуждающие и думают, что мало различия, пить ли чай, или настой мяты, а на самом деле это имеет не малое значение. Всякое лишение и всякое понуждение ценится пред Богом, по сказанному во Евангелии: «нудится царствие Божие и нуждницы восхищают оное». И дерзновенно и самовольно нарушающие правило поста называются врагами креста, им же Бог чрево и слава в студе их. И в псалмах сказано: «заблудиша от чрева». Разумеется, — иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее, и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются.
   Если N к светлому празднику оденется хоть в полупарад, я и этому буду очень рад. Не вотще читаем в одной молитве: Господи, аще хощу, или не хощу, спаси мя. И в псалмах сказано: «броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к Тебе».

   Прп. Амвросий Оптинский