Спасение наше между страхом и надеждою

   Я уже тебе не раз писал, что пока христианин живет на земле, спасение его, по слову пр. Петра Дамаскина, находится между страхом и надеждою; а ты все еще ищешь полного удовлетворения на земле, и притом от места и от людей, тогда как сам Господь глаголет в Евангелии: «в мире скорбни будете». Слова эти ясно показывают, что в каком бы месте христианин ни жил, без какой-либо скорби быть не может. Только одно успокоение в исполнении заповедей Евангельских и апостольских, как сказано в псалмах: «мир мног любящим закон Твой и несть им соблазна». Если же что-либо или кто-либо нас соблазняет или смущает, то явно показывается, что мы не вполне правильно относимся к закону заповедей Божиих, из которых главная заповедь никого не судить и не осуждать. Кийждо бо от своих дел прославится или постыдится на страшном суде Божием. Судить других нам и право не дано, да и весьма часто мы судим ошибочно и неправильно. И еще в ветхом завете предписано было внимать себе и своему спасению и исправлению собственной своей души. Об этом и следует нам более всего заботиться. Есть два рода благотворения: первое благотворение собственной своей душе делами благочестия со смирением и неосуждением других, чтобы не подвергнуться тому, чему подвергся фарисей; второе благотворение внешнее внешними средствами, которые также приносят пользу нашей душе, если не судим и не доверяем своему помыслу, что будто бы средства эти не так употребляются. Полезнее всего благотворить и веровать несомненно, что получим за это от Господа воздаяние, по сказанному у пророка Даниила «избавление мужу свое ему богатство». И в другом месте: «милостынею и верою очищаются грехи».

Прп. Амвросий Оптинский