1877 г.

Сестры о Господе и матери! 
     Приветствую всех вас всерадостным приветствием: Христос Воскресе!
     Вот всеблагий Господь и опять сподобил нас дождаться светоноснаго праздника, Его Светлаго Воскресения. Поздравляю вас с сим великим, знаменательным и всерадостным христианским торжеством и сердечно желаю всем вам встретить оное и провести в мире, и утешении, и радовании духовном. По обычаю своему, желал бы я по поводу знаменательного торжества сего сказать вам нечто душеполезное и спасительное. 
     Слыша многократно повторяемые слова в пасхальной стихире: «и ненавидящим нас простим вся воскресением», постараемся не только прощать, но вместе и сами ни к кому не иметь ненависти. Нет выше добродетели, как любовь; и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая невнимающим себе кажется маловажною, а по духовному значению уподобляется убийству (1 Иоанн. 3, 15). Любящих любят и языческие народы, как свидетельствует Сам Господь, а христианам Он предписывает заповеди большия и совершеннейшие, глаголя: «любите враги ваши, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть и изгоняющия вы. Будите милосерди, якоже и Отец ваш Небесный милосерд есть, Иже солнцем Своим сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя» (Матф. 5, 44 – 45; Лук. 6, 36). 
     Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению. Сказано во Св. Евангелии: «не судите, и не судят вам; не осуждайте, да не осуждени будете; отпущайте и отпустят вам» (Лук. 6, 37); «милости хощу, а не жертвы» (Матф. 9, 13). И паки: «милуяй, помилован будет» (Прит. 17, 5). Древние христиане по великой ревности духовной много подвизались в посте и во всенощных бдениях и упражнялись в продолжительном псалмопении и молитвах. Мы же в настоящее время, по слабости нашей и нерадению, чужды сих добродетелей. По крайней мере позаботимся об исполнении самого необходимаго, что заповедует нам апостол, глаголя: «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). Но исполнение этой заповеди и совершение этой добродетели невозможно без смирения и терпения, потому что смирение подает крепость во всякой добродетели, а без терпения не совершается никакое доброе дело. По свидетельству преподобных Каллиста и Игнатия, любовь и милость, и смирение отличаются одними только наименованиями, а силу и действие имеют одинаковыя. Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви. Добродетели сии суть непобедимыя оружия на диавола, на которыя он все множество бесов даже взирать не могут. Вооружим себя этою троицею добродетелей, да приближимся к Богу, и получим милость вечную от воскресшаго Господа, Ему же подобает слава и держава, честь и поклоние с безначальным Его Отцем и Пресвятым духом во веки веков. Аминь.