Шамординские листки

Различие пожертвований. Искушения. Скорби. Лучше устроить монастырь

Также и о первом, кажущемся тебе, что ты находишься не на месте, скажу, что где бы ты ни жила, нигде нельзя прожить без искушений, или через бесов, или через людей, или от собственных привычек, или от неукрощенного еще самолюбия. Не без причины сказано во Святом Евангелии (Мф. 11: 12): Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е; и паки: в терпении вашем стяжите душы вашя (Лк. 21: 19); и: претерпевши до конца, той спасен будет.  


Таинство Венчания. Почему необходимо венчаться

article707.jpg

III. ЦЕРКОВНЫЙ ЧИН БРАКОСОЧЕТАНИЯ

1. ПОДГОТОВКА К БРАКОСОЧЕТАНИЮ

     Накануне бракосочетания, жених и невеста в первую очередь должны духовно подготовить себя для совершения этого великого таинства Брака — то есть очистить свою совесть через таинства Покаяния и Причастия.
     Для совершения бракосочетания необходимо иметь два кольца (кольцо — знак вечности и непрерывности брачного союза, ибо непрерывна и вечна благодать Святого Духа) и, если есть возможность, то праздничную, свадебную одежду.
     Церковный чин бракосочетания делится на две части: обручение и венчание. Вчитайтесь внимательно в слова молитв. Специально для того, чтобы облегчить понимание, они изложены здесь на современном русском языке. В этих молитвах — не только прекрасная поэзия, но и мудрые назидания, как построить счастливую семью и сохранить благодать любви.

2. ПОСЛЕДОВАНИЕ ОБРУЧЕНИЯ

     Обручение начинается в притворе храма (недалеко от входных дверей). Жених становится по правую сторону, невеста — по левую. Друзья жениха становятся по правую сторону от него, а дружки — по левую от невесты. Священник благословляет жениха и невесту трижды и дает им горящие свечи, которые они держат до конца службы. Свечи символизируют горение их душ верой и любовью к Богу.
     Священник говорит: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.
     Хор: Аминь.
     Диакон: Миром Господу помолимся.
     Хор: Господи, помилуй.
     Диакон: О рабе Божием (имя) и рабе Божией (имя) ныне обручаемых друг другу и о спасении их Господу помолимся.
     О том, чтобы им были посланы дети для продолжения рода и исполнены все их прошения во спасение, Господу помолимся.
    О том, чтобы Бог дал им совершенную и мирную любовь, и даровал им Свою помощь, Господу помолимся.
    О том, чтобы Бог сохранил их пребывать в единомыслии и твердой верности друг другу, Господу помолимся.
    О том, чтобы Бог сохранил их в непорочной жизни, Господу помолимся.
    О том, чтобы Господь Бог наш даровал им честный брак и ложе неоскверненное, Господу помолимся.
    О том, чтобы избавиться нам от всякой скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.
    Священник: Ибо Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
 

Молитва

     Боже вечный, собравший воедино находящихся в разделении и определивший нерасторжимый союз любви, благословивший Исаака и Ревекку и явивший их наследниками Твоего обетования. Ты Сам, Владыко, благослови и рабов Твоих сего (имя) и сию (имя), наставляя их на всякое благое дело. Потому что Ты милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
     Священник: Мир всем.
     Хор: И духови твоему.
     Диакон: Главы ваши Господу преклоните.
     Хор: Тебе, Господи.
     Священник: Господи Боже наш, из язычников предобручивший Церковь, как чистую Деву; благослови и это обручение и соедини и сохрани этих Твоих рабов в мире и единомыслии. Ибо Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и    Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
     Потом священник берет кольцо жениха и, благословляя его кольцом, говорит:
     Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
     И повторяет благословение и слова трижды, возлагая потом кольцо на палец жениха.
     Затем берет, кольцо невесты и, благословляя ее, говорит:
     Обручается раба Божия (имя) рабу Божию (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
     И повторяет это трижды, как и над женихом.

Молитва

     Господи Боже наш! Ты благоволил сопутствовать в Месопотамию слуге патриарха Авраама, посланного найти жену для Исаака, и который черпанием воды обнаружил Ревекку (Быт. 24). Ты, Владыко, благослови обручение рабов Твоих сего (имя) и сию (имя). Закрепи их обещание; утверди их Твоим святым союзом. Потому что Ты вначале создал мужской и женский пол и Тобою обручаются муж и жена в помощь друг другу и для продолжения рода человеческого. Ты Сам, Господи Боже наш, послал Твою истину наследию Твоему и Твои обетования рабам Твоим, отцам нашим, — Твоим избранникам из рода в род. Воззри на раба Твоего (имя) и рабу Твою (имя), утверди их обручение в вере, единомыслии, истине и любви.
     Ибо Ты Сам, Господи, благоволил, чтобы давался залог, закрепляющий обещание во всех делах. Через перстень дана власть Иосифу в Египте; перстнем прославился Даниил в стране Вавилонской; перстнем открылись правдивость Фамари; перстнем Отец наш Небесный явил милость сыну Своему, ибо Он сказал: Положите перстень на руку его и, заклавши тельца упитанного, будем есть и веселиться. Твоя десница, Господи, вооружила Моисея в Красном море; Твоим Словом истины небеса утверждены и земля основана, и десница рабов Твоих благословляется Твоим державным Словом и Твоей высокой мышцей. Посему и теперь, Владыка, благослови небесным благословением возложение этих перстней, и Ангел Господень да сопутствует им во все дни их жизни.
     Потому что Ты благословляешь и освящаешь все и Тебе славу воссылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
     «Мужья, — говорит апостол Павел, — любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и придал Себя за нее... любящий свою жену любит самого себя (Ефес. 5, 25-28). Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как Христос глава Церкви, и Он же спаситель тела» (Ефес. 5, 22-33).

3. ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕНЧАНИЯ

После молитвы жених и невеста следуют за священником на середину храма и становятся оба на белый плат, положенный там. заранее. Белый плат символизирует нравственную чистоту, которой должны быть проникнуты взаимоотношения между мужем и женой. Пока идут по направлению к месту бракосочетания, священник возглашает следующие стихи из 126-го псалма:
     Блаженны все боящиеся Господа!
     Хор: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!
     Ходящие в путях Его,
     Хор: Слава Тебе Боже наш, слава Тебе! (Этот припев хор повторяет после каждого стиха псалма).
     Ты будешь вкушать от плодов труда рук твоих,
     Ты блажен и будет благо тебе,
     Жена твоя, как плодовитая лоза в стане твоего отечества, Сыновья твои, как вновь посаженные маслинные деревья вокруг трапезы твоей,
     Так благословится человек, боящийся Господа,
     Благословит тебя Господь от Сиона, и ты увидишь благая Иерусалима во дни жизни твоей,
     И увидишь сыновей сынов твоих.
     Священник спрашивает жениха: Имеешь ли ты (имя) свободное и доброе желание и твердое намерение взять себе в жену сию (имя), которую здесь перед собою видишь?
     Жених: Имею, честный отче.
     Священник жениху: Не обещался ли ты другой невесте?
     Жених: Не обещался, честный отче.
     Священник спрашивает невесту: Имеешь ли (имя) свободное и доброе желание и твердое намерение взять себе в мужья сего (имя), которого здесь перед собою видишь?
     Невеста: Имею, честный отче.
     Священник невесте: Не обещалась ли ты другому мужу?
     Невеста: Не обещалась, честный отче.
     Священник: Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
     Хор: Аминь.
     Диакон: Миром Господу помолимся.
     Хор: Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.
     Диакон: О рабах Божиих (имя) и (имя), ныне сочетающихся друг другу для брачного общения, и о спасении их, Господу помолимся.
     О том, чтобы благословиться этому браку, как некогда в Кане Галилейской, Господу помолимся.
     О том, чтобы подать им целомудрие и плод чрева на пользу, Господу помолимся.
     О том, чтобы им было даровано родительское счастье и безупречная жизнь, Господу помолимся.
     О том, чтобы было даровано им и нам все нужное для спасения, Господу помолимся.
     О том, чтобы избавиться им и нам от всякой скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.
     Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
     Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Присно деву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
     Хор: Тебе, Господи.
     Священник: Потому что Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва

     Боже пречистый, Творец и Создатель всех творений! Ты ребро праотца Адама по Своему человеколюбию в жену преобразив и, благословив их, сказал: Плодитесь и размножайтесь и владейте землею. И так в сочетании двоих явил одно тело. Посему оставит человек своего отца и матерь и прилепится к жене своей, и будут двое едина плоть. И то, что Бог соединил, человек пусть не разлучает.
     Ты благословил раба Твоего Авраама и, открыв ложесна Сарры, сделал его отцом множества народов. Ты Исаака дал Ревекке и благословил рожденного ею. Ты сочетал Иакова Рахили и от него произвел двенадцать патриархов. Ты соединил Иосифа с Асенефой и, как плод чрева, дал им Ефрема и Манассию. Ты принял Захарию и Елисавету и сделал рожденного ими Предтечей Своего явления. Ты, из корня Иессея по плоти возрастил Приснодеву и от Нее воплотился и родился для спасения рода человеческого. Ты, по Твоему неизреченному дару и великой благости, пришел в Кану Галилейскую и благословил тамошний брак, чтобы явить, что Тебе угодно законное супружество и от него рождение детей.
     Ты Сам, Владыка Пресвятый, прими моление нас, рабов Твоих, и приди сюда, как туда, Твоим невидимым присутствием. Благослови этот брак и пошли рабам Твоим (имя) и (имя) мирную жизнь, долгоденствие, целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, потомство многолетнее, в детях утешение, венец неувядаемой славы и удостой их видеть детей своих детей. Ложе их сохрани от обольщения. И пошли им от небесной росы свыше и от плодородия земного, наполни их дома пшеницей, вином и елеем и всяким изобилием, чтобы они могли помогать и нуждающимся. Исполни также и душеспасительные прошения всех находящихся здесь.
     Потому что Ты — Бог милости, щедрот и человеколюбия, и Тебе славу воссылаем со Безначальным Твоим Отцом, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва

     Благословен Ты, Господи Боже наш, Священносовершитель таинственного и чистого брака и Законодатель плотского порядка, Хранитель нетления и благой Устроитель житейских дел. Ты, Владыко, в начале создав человека и поставив его царем над всей тварью, сказал: «Нехорошо быть человеку одному на земле, сотворим ему помощника, подобного ему». И тогда, взяв одно из ребер его, создал жену, которую увидев, Адам сказал: «Это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она назовется жена, потому что от мужа своего взята. Поэтому оставит человек отца и матерь и прилепится к жене своей, и будут оба одна плоть. И то, что Бог сочетал, человек пусть не разлучает».
     Ты и ныне, Владыко Господи Боже наш, пошли благодать Твою небесную на рабов Твоих сих (имя) и (имя), и дай рабе сей во всем повиноваться мужу, а рабу твоему сему быть главою жены, чтобы они пожили по Твоей воле. Благослови их, Господи Боже наш, как Ты благословил Авраама и Сарру; благослови их, Господи Боже наш, как Ты благословил Исаака и Ревекку; благослови их, Господи Боже наш, как Ты благословил Иакова и всех патриархов; благослови их, Господи Боже наш, как ты благословил Иосифа и Асенефу; благослови их, Господи Боже наш, как Ты благословил Моисея и Сепфору; благослови их, Господи Боже наш, как Ты благословил Иоакима и Анну; благослови их, Господи Боже наш, как Ты благословил Захарию и Елизавету. Сохрани их, Госпожи Боже наш, как Ты сохранил Ноя в ковчеге; сохрани их, Господи Боже наш, как Ты сохранил Иону во чреве кита; сохрани их, Господи Боже наш, как Ты сохранил трех отроков от огня, послав им небесную росу. И пусть придет на них та радость, которую получила блаженная Елена, когда обрела честный Крест.
     Помяни их, Господи Боже наш, как Ты помянул Еноха, Сима, Илию; помяни их, Господи Боже наш, как Ты помянул Твоих сорок мучеников, послав им с неба венцы. Помяни, Боже, и воспитавших их родителей, потому что молитвы родителей утверждают основания домов. Помяни, Господи Боже наш, друзей жениха и невесты, сошедшихся на эту радость. Помяни, Господи Боже наш, раба Твоего (имя) и рабу Твою (имя) и благослови их. Пошли им плод чрева, добродетельных детей, единомыслие в духовных и телесных делах; возвысь их, как кедры Ливана, как лозу плодовитую. Пошли им изобилие плодов, чтобы они, имея во всем достаток, преуспевали во всяком добром и угодном Тебе деле. И да видят они детей своих сыновей, как новые масличные деревья вокруг трапезы; и чтобы они, угождая Тебе, Господи Боже наш, воссияли Тобою, как звезды на тверди небесной.
     Ибо подобает Тебе всякая слава, честь и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва

     Боже Святый, из земли создавший человека, и от ребра его образовавший жену, и сочетавший ее ему в качестве помощницы. Потому что было угодно Твоему Величеству, чтобы человек не был одиноким на земле. Ты и ныне, Владыка, пошли Свою руку от святого жилища Твоего и сочетай раба Твоего сего (имя) и рабу Твою сию (имя), потому что от Тебя сочетается жена мужу. Соедини их в единомыслии, венчай их в плоть едину. Как плод чрева, дай им благочестивых детей.
     Потому что Твоя держава и Твое есть царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
     Священник берет венец и, благословляя им жениха, говорит:
     Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя), во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
     Жених целует венец. Потом священник берет второй венец и, благословляя им невесту, говорит:
     Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
     Невеста также целует венец. Венцы символизируют высокое достоинство человека и брачного союза. Священник благословляет жениха и невесту трижды, говоря:
     Господи Боже наш, славой и честью венчай их.
     Диакон: Вонмем.
     Священник: Мир всем.
     Хор: И духови твоему.
     Диакон: Премудрость.
     Чтец: Прокимен, глас 8-й: Ты положил на главах их венцы из драгоценных камней, они просили у Тебя жизни, и Ты дал ее им.
     Хор повторяет прокимен.
     Диакон
: Премудрость.
     Чтец: К Ефесянам послание святого апостола Павла чтение.
     Диакон: Вонмем.
     Чтец: Братие, всегда за все благодарите Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей и будут двое одна плоть (Быт. 2, 24). Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа (Еф. 5, 20-33).
     Хор: Аллилуия.
     Священник: Премудрость, прости (т.е. стойте прямо), услышим святаго Евангелия. Мир всем.
     Хор: И духови твоему.
     Священник: От Иоанна святаго Евангелия чтение.
     Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.
     Диакон: Вонмем.
     Священник: На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Выл также приглашен Иисус и ученики его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою, и уверовали в Него ученики Его (Ин. 2, 1-11).
     Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Молитва

     Господи Боже наш, Тебе угодно было, по Твоему спасительному промыслу, посещением Каны Галилейской явить честность брака. Ты и ныне, Владыка, сохрани в мире и единомыслии рабов Твоих (имя) и (имя), которых благоволил сочетать друг другу. Яви честным их брак, сохрани их ложе неоскверненным. Благоволи, чтобы они пожили безупречно. И удостой их дожить до маститой старости, исполняя Твои заповеди от чистого сердца.
     Ибо Ты — Бог наш, Бог, Которому свойственно миловать и спасать, и Тебе славу возносим, с Безначальным Твоим Отцом, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
     Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, твоею благодатью.
     Хор: Господи, помилуй.
     Далее читаются остальные прошения просительной ектении.
     Священник
: И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно, смети призывати Тебе Небеснаго Бога Отца, и глаголати.
     Хор поет: «Отче наш...».
     Священник: Яко Твое есть Царство...
     Хор: Аминь.
     Священник: Мир всем.
     Хор: И духови твоему.
     Диакон: Главы ваши Господеви преклоните.
     Хор: Тебе, Господи.
     Потом священник читает следующую молитву над чашей с вином, разбавленным водой:
     Боже, сотворивший все Твоей крепостью, утвердивший вселенную и украсивший венец всего, созданного Тобою! Благослови духовным благословением и чашу сию общую, которую подаешь сочетающимся для брачного общения. Ибо благословенно Твое имя и прославлено Твое Царство, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
     Новобрачные по очереди трижды пьют из чаши, выражая этим готовность делить общую чашу жизни с ее радостями, горестями и трудностями.
     Потом священник соединяет правые руки новобрачных, берет в руки крест и обводит их трижды вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Круг — символ вечности, обхождение вокруг Евангелия напоминает новобрачным, что брачную жизнь надо строить на христианских принципах, данных в Евангелии.
     Хор: Исаия, ликуй: Дева приняла во чреве и родила Сына Эммануила, Бога и Человека, Его имя — Восток. Величая Его, мы Деву ублажаем.
     Святые мученики, славно подвизавшиеся и увенчавшиеся, молитесь ко Господу о помиловании душ наших.
     Слава Тебе, Христе Боже, похвала апостолов, мучеников радость, которых проповедь — Троица Единосущная.
     Священник берет венец с головы мужа и говорит:
     Возвеличься, жених, как Авраам, и будь благословен, как Исаак, и размножься, как Иаков, живя в мире и праведности, исполняя заповеди Бога.
     Подобным образом берет венец с головы жены и говорит:
     И ты, невеста, возвеличься, как Сарра, и радуйся, как Ревекка, и размножься, как Рахиль, радуясь о своем муже, соблюдая пределы закона, потому что так угодно Богу.

Молитва

     Боже, Боже наш, пришедший в Кану Галилейскую и благословивший тамошний брак! Благослови и рабов Твоих, которые Твоим промыслом сочетались для брачного общения. Благослови их, когда они приходят или уходят. Наполни благами их жизнь. Прими их венцы в Твое Царство, сохраняя их непорочными, безупречными и свободными от козней (вражьих) во веки веков.
     Хор: Аминь.
     Священник: Мир всем.
     Диакон: Главы ваши Господу преклоните.
     Хор: Тебе, Господи.

Молитва

     Отец, Сын и Святой Дух, Святая и Единосущная Троица, едино Божество и Царство, да благословит вас и да подаст вам долголетие, благочестивых детей, успех в жизни и в вере; да насытит вас земными благами и да удостоит вас также получить и обещанные блага, по молитвам Пресвятой Богородицы и всех святых.
     Хор: Аминь.
     Здесь произносятся завершительные слова чина бракосочетания и возглашается, многолетие.
     Во время бракосочетания будущим супругам нужно постараться со всем усердием внимать словам молитв, испрашивая благословения Господня на свою будущую супружескую жизнь.

Страницы: 1 2 3
© 2009-2015 Официальный сайт Казанской Амвросиевской
ставропигиальной женской пустыни
Русская Православная Церковь Московского Патриархата