ОБ УМИРАЮЩИХ, ПО ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ МНЕНИЮ, ПРЕЖДЕВРЕМЕННО. Урок из жития мученика Уара – память его 1 ноября по новому стилю

Смерть – общий удел живущих на земле, и рано или поздно на каждого из нас она наложит свою руку. Однако не всех она в одно и то же время переселяет в иной мир, но одних раньше, других позже. Одних она настигает в глубокой старости, уже насытившихся земной жизнью, других безжалостно похищает в летах зрелых, некоторых неожиданно уносит она в пору юности, в пору свежести и расцвета сил, надежд и ожиданий, а иных в раннее утро человеческой жизни – во младенчестве. Убежденные в неизбежности смерти, мы спокойнее примиряемся с ней, когда видим, что она уносит из нашей среды старцев недужных и слабых, которым уже и жить-то стало в тягость. Но с глубокой жалостью и неутешными слезами провожаем мы в могилу тех, кого смерть застигла в летах зрелых или юных, после кого остаются горемычные вдовы и бесприютные сироты-малолетки или немощные старцы родители. В этих случаях мы обыкновенно говорим: как рано, как преждевременно умер такой-то или такая-то. Зачем Господь лишил полезного и хорошего человека жизни и через это сделал несчастными его близких? Иногда эти сетования переходят в дерзкий ропот, являются причиной мрачного отчаяния, недовольства жизнью. Но можно ли смерть человека, умершего раньше старости, считать преждевременной, можно ли безутешно скорбеть о таком человеке и увеличивать свою скорбь горьким ропотом на Бога? Прекрасный ответ на этот вопрос мы можем найти в жизни мученика Уара, пострадавшего в IV веке. Будучи воином, он любил посещать христиан, заключенных в темницах, омывал их раны, приносил им пищу, утешал их. За свое братское отношение к гонимым мученикам он был вызван на допрос. Здесь мужественно объявил он себя христианином, за что был предан жестоким пыткам и усечен мечом. Одна благочестивая вдова по имени Клеопатра, уважая мученика за его твердость в вере и добродетель, с честью похоронила его тело, а впоследствии на могиле воздвигла храм. Вскоре после освящения храма добрую женщину постигло тяжкое горе: захворал и умер ее единственный сын, еще молодой, но уже достигший почестей воинских... Любящая мать, безутешно рыдая о сыне, поверглась над гробом святого Уара и всей силой души умоляла его испросить для нее у Бога милость – воскресить ее сына. Скорбь, слезы, пламенная молитва утомили ее, она заснула, и во сне ее озарило дивное видение: святой Уар предстал пред ней с ее умершим сыном, и оба они были в блестящих одеждах, в сияющих венцах, радостные, окруженные необыкновенным светом. Из этого видения Клеопатра поняла, что преждевременная, по ее мнению, смерть сына не есть несчастье, погубившее сына и отравившее жизнь матери, но есть благая часть его – переход из жизни временной к райской радости в Жизни Вечной, к такой радости, какой бы здесь на земле сын ее не испытал, хотя бы прожил еще многие годы. Само собою понятно, что, убежденная в блаженной участи своего сына, Клеопатра скорбеть безутешно перестала, и, раздав нуждающимся свое имущество, сама поселилась при храме мученика Уара и до конца дней своих постилась и молилась. И премудро, истинно по- христиански поступила Клеопатра, оставив напрасную скорбь и земные печали и смиренно покорившись воле Божией.

   Так точно и все мы, христиане, должны твердо помнить, что смерть бывает преждевременна только по нашему слабому рассуждению, а по премудрому Божию усмотрению всякий умирает своевременно: в ту пору, когда его душа всего более созрела для перехода в жизнь иную. Ведь Сам Христос учил, что всеуправляющая десница Божия всегда простерта над миром, охраняет и спасает сынов земли. Веруя в такое милосердие по отношению к нам Создателя, мы должны быть убеждены, что и самая смерть постигает нас не случайно, но по Его воле. А воля Его, как благая и совершенная, все направляет к нашему счастью и блаженству, следовательно, и умираем мы в самую благоприятную для нас минуту. Поясним эту мысль так: вся наша жизнь, с ее началом и концом, с ее последствиями, вполне открыта пред очами Всевидящего Бога. И подобно тому, как искусный живописец, заканчивая свою картину, внимательным взглядом замечает ее недостатки и искусным движением кисти исправляет и дополняет картину, и потом уже выносит ее из мастерской, так Господь Бог Своим премудрым Промыслом направляет нас к целям, Им же Самим намеченным для нашего существования. И когда эти цели нами достигаются, когда земной жребий нами выполнен, когда все, к чему мы призваны, нами совершено, тогда Он и вызывает нас в иной мир, для иной жизни, хотя бы, по нашему человеческому рассуждению, и не настала для этого пора, то есть не приблизилась еще старость. Кроме того, Господь по Своему милосердию спасает нас от нас же самих, от различных зол и бед житейских; знает, например, Господь, что такой-то человек, если поживет еще, то впадет в тяжкие и нераскаянные грехи, и призывает его к Себе, тем самым предупреждая эти бедствия. Или видит Господь, что человек изнемог и устал на жизненном пути и, чтобы он не пал в борьбе с невзгодами, зовет его к Себе. По нашему ограниченному разуму мы не видим это премудрое попечение о нас Создателя, поэтому горюем, ропщем, унываем, а иногда и свою участь проклинаем. Но чтобы удержать свое непокорное сердце от ропота на Промысл, когда по его воле совершается несогласное с нашим желанием, остановимся еще на следующем сравнении. Положим, что кто-нибудь из нас имеет нежно любимого сына, и любящему отцу, который не желал бы расстаться с сыном, предлагают на выбор: оставить сына у себя на несколько лет, но тогда он лишится многих благ, или же отпустить его в далекую страну, понести покорно тоску разлуки с ним, и тогда он будет навсегда счастлив. Какой бы отец не согласился на последнее? И кто бы стал роптать на ту благодетельную разлуку, которая приводит его сына к истинному счастью? Разумеется, никто. Так, например, сын Клеопатры умер, по человеческому рассуждению, преждевременно, но через эту кончину он приобрел вечную радость; кто знает, если бы прожил он до старости, быть может, среди житейских соблазнов и потерял бы он этот венец?!

   Христиане! Не будем увлекаться ошибочными суждениями своего разума, не будем считать преждевременным то, что находит своевременным вечный непогрешимый разум Божий, и когда увидим ближнего, похищенного смертью, по-нашему, безвременно, не будем роптать на это, выражать неудовольствие, а помолимся поусерднее о упокоении души усопшего и о самих себе воздохнем пред Господом, чтобы и нас сподобил Он христианской кончины. А когда?.. Когда будет угодно Его Святой и всеблагой воле!

   Священник Владимир Востоков