О суевериях и лжеучениях. Что такое порча и может ли она приставать к христианину

Оправдывать ли крушение семьи злыми чарами

 Вспоминается мне такая история из одной дореволюционной книги. Некая женщина однажды призналась супругу, что использовала колдовские чары, чтобы пленить его сердце. Реакция мужа оказалась неожиданной – он вдруг стал сумрачным, как будто ему приоткрылась страшная тайна. «Так вот как ты завладела мной». Решение было непреклонным, и как несчастная супруга ни умоляла его, муж все-таки застрелил ее. Возводя события своей жизни исключительно к темной силе, а не к Промыслу Божию, человек естественно терпит жизненный крах. Особенно это относится к сфере семьи, где требуются трезвомыслие, терпимость друг к другу и обращение к Богу и Его святой воле.

     Автору приходилось встречаться со следующим недоумением. Двое молодых людей вступили в брак и венчались, вскоре они стали охладевать друг к другу, и один из супругов неожиданно выяснил, что его вторая половина в свое время использовала приворот, чтобы склонить к общению и любви. Почему же благодать Таинства не рассеяла наваждения? Не получается ли, что колдовство уже повелевает Таинствами, ведь посредством любовного приворота один добился благосклонности другого и, как следствие, Венчания с ним? Может ли вообще признаваться действительным такое Венчание, когда один из супругов был под воздействием магических чар?

     Ссылка на приворот в данном случае есть лукавое самооправдание, попытка снять с себя ответственность за принятое решение. Да, бывает, что привороты действуют на незащищенных благодатью людей, но магические обряды и заклинания не лишают человека свободной воли, оказывают воздействие прежде всего на плотскую сферу естества человека, а если и на душевную, то возбуждают лишь страсти и никогда не порождают любви. Это подобно тому, как если у нас вдруг возникло желание съесть что-то особенное, выпить «пепси-колы» после просмотра рекламы или пресловутого двадцать пятого кадра (которого на самом деле никто не применяет), но мы можем трезво оценить, а надо ли торопиться с этим. Даже гипноз действует только на тех, кто добровольно согласился на сеанс, и потому никогда никакое заклинание не превращало человека в «зомби», а лишь могло вызвать желание, тягу, которые человек способен преодолеть. Вступать же в брак, основываясь лишь на плотском влечении, не испытав душевного, внутреннего родства друг с другом, есть личная ошибка, за которую несет ответственность сам человек.

     Главная же беда здесь в том, что само Таинство Венчания многими воспринимается в магическом смысле, согласно принципу: поскорее венчайся, и семейное счастье тебе гарантировано. На этом важно заострить внимание. Казалось бы, для скрепления союза семьи стоит спешить повенчаться с тем, кто тебе так понравился. Венчание скрепляет благодатью тех, кто уже готов явить в своем союзе подлинную семью, в чьих чувствах уже есть серьезность и глубина и чье взаимное стремление не ограничивается сферой постели, анекдотов и просмотром телепередач. Господь Бог не скрепляет брак, в основе которого лежат самообман и лживые чувства, хотя бы формально и состоялось участие в Таинстве. Так что лучше уж жить не венчанным, но зарегистрированным браком, чем поспешно, бездумно принимать Венчание с человеком, которого через несколько месяцев ты уже ненавидишь, словно заклятого врага.

     К сожалению, в наши дни многие торопятся к Таинству Венчания, будучи именно очарованы, только не колдунами, а своими собственными страстями. Доверие первым пылким чувствам, что этот человек есть единственный и неповторимый, затем оборачивается скорым разочарованием. Яркий костер чувств угасает, и на пепле потухших отношений человек вдруг с досадой замечает, что никакой любви вовсе не было, а был только самообман. Магия ли здесь виновата? Скоропалительность, отсутствие трезвости и духовного отношения к созиданию своей личной жизни – вот главные причины крушения жизненных планов, а колдовство, заговоры и привороты – лишь проявления нашей бездуховности.

     В деревнях люди боятся, как бы колдунья не бросила между женихом и невестой в день свадьбы горсть заговоренного пшена – тогда якобы произойдет между супругами размолвка, – и потому родня и знакомые не подпускают к молодым никого из чужих. В этом случае, конечно, неприятно само намерение коварной колдуньи, но важно знать, что благополучие семьи зависит прежде всего от личных усилий самих супругов, а не от магических ритуалов посторонних людей. И если молодожены искренно любят друг друга, если с верой приняли Венчание, то благодать Таинства несомненно убережет их от дурного навета. Люди весьма щепетильны к чужим поступкам и начинаниям, но мало внимательны к собственному поведению, к тому, что происходит в душе и от чего случаются самые большие неприятности. Одной из таковых, малопримечаемых нами, душевных немощей является наша мнительность.