О суевериях и лжеучениях. Что такое порча и может ли она приставать к христианину

Стоит ли во всех бедах винить сглаз и порчу

Довольно часто встречается следующее заблуждение. Если с человеком приключилась неожиданная болезнь, да еще если ей сопутствует цепочка личных и семейных неприятностей, легко возникает мнение, что кто-то навел порчу, решил навредить тебе на духовном уровне. Тут же вспоминаются зложелатели, те, кто действительно рад был бы твоим невзгодам. Воображение накручивает свои дополнения, создавая богатую красками картину.

На одном приходе у некоей бабушки случился паралич. После выздоровления речь полностью не восстановилась, она могла произносить очень ограниченное количество слов. Придя к священнику, бабушка первым же делом выдавила из себя: «К-к-кто эт-т-то н-на мен-ня нав-в-вел?» Батюшка был потрясен подобным уровнем восприятия собственной болезни. Насколько низко мы, оказывается, опускаемся, приписывая события своей жизни каким-то злобным людишкам или жалким, отверженным темным духам, в то время как должны были полагать, что это попечение Божие о нас.

Народное сознание легко узревает магию там, где ее никогда и не было. Так, когда Степан Разин стал одерживать одну за другой победы, в народе сразу же распространился слух, что Разин колдун и что он способен останавливать одним окриком военные суда, а одним взглядом – полки солдат.

К сожалению, суеверный страх и мнительность изъедали человека издревле. Когда третья жена Ивана Грозного Марфа Собакина через две недели после бракосочетания скончалась, современники в один голос заявили – от сглаза. Подобное представление в корне неправильно. На земле не найдется ни одного человека, которому желали бы только добра. И, пожалуй, действительно встречаются люди, которые были бы очень рады добиться заговорами не только нашей болезни, но даже и смерти – будто от этого им самим станет легче жить. У нас есть и более опасные недоброжелатели – невидимые падшие духи, которые ничего другого так не желают, как погибели, несчастий и вечных мучений для душ человеческих.

Но если бы им было возможно свободно реализовать свою темную волю, мы все давно были бы напрочь истерзаны, изничтожены, не способны ни к жизни, ни к работе, ни к творчеству. Если бы мир управлялся только темной стихией чужих злых желаний, он давно бы исчез в агонии взаимных наветов.

Преподобный Серафим Саровский сказал, что если бы диаволу было дозволено, то он одним когтем мог бы перевернуть всю землю. Но раз до сих пор не перевернул, то значит, не он все-таки правит историей. Когда случающиеся беды мы связываем не с Промыслом Божиим и, соответственно, не с Божией заботой о нас, а с чьей-то ненавистью и злобным нашептыванием, то мы теряем тот главный смысл, который Господь вкладывает в нашу жизнь. Жизнь человека – дар Божий, и существование мира поддерживается прежде всего Промыслом Божиим, пусть он даже невидим за пеленой человеческой суеты. В руках Божиих – болезнь и здоровье, благополучие и страдание, успехи и неудачи, сама наша жизнь или смерть. И потому все случающееся с нами есть попускаемое Богом необходимое нам в данной ситуации обстоятельство, а злые желания недругов или даже воздействие темных сил есть только сопутствующий фактор, которому Бог может позволить, а может и не позволить проявиться в нашей судьбе.

Для нас полезнее, даже если беда приключилась по бесовскому наваждению, восходить своим умом к любящему Свое творение Небесному Отцу, Который промыслительно попускает нам самые неприятные вещи. И даже если кто-то действительно колдовал и наводил свои темные чары, для христианина важно смотреть глубже и возводить смысл своих личных страданий к Промыслу Божию, а не думать о заклинаниях неприятеля.

Суждение человеческое вообще часто бывает ошибочным. И в случае, описанном в житии преподобного Макария Великого, когда благочестивая женщина вдруг предстала в образе лошади, «порче» больше подверглись ее родные, нежели она сама. Ведь это они искаженно воспринимали ее тягловым животным, тогда как сама она, равно как и преподобный Макарий, были вне этого впечатления. Для самой женщины это явилось испытанием, попущенным за некоторое ослабление духовной жизни (внешним же поводом к наваждению был ее отказ домогательствам распутного человека). «Это случилось с тобою, – сказал преподобный, – оттого, что прошло уже пять недель, как ты не причащалась Божественных Таин». [1]

Святой апостол Павел свидетельствовал о себе: Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен (2 Кор. 12: 7 – 10). Есть особый Промысл, в котором даже самые великие наши беды предполагают благо для нашей души, и умный человек извлечет из этого пользу.

Конечно, когда мы видим чей-то холодный, исполненный ненависти взгляд, нам становится не по себе. Осознание чужой злобы, тем более зложелательства способно повергнуть в уныние. Но для христианина всегда есть возможность отрады и утешения, потому что даже в самых тягчайших жизненных обстоятельствах рядом с нами есть Ангел Хранитель, невидимо присутствует и Сам Господь – мы не одиноки. И значит, зависит уже от нас, поддадимся ли мы своим сердцем действию этой злобы или же нет; впадем ли в малодушие и маловерие или же сохраним в сердце веру и верность Христу.

Суеверный человек боится пройти, прикоснуться, съесть – как бы там не принять в себя порчу. Господь Иисус Христос говорит: Слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека (Мф. 15: 10 – 11). Главной порчей человеческого естества является грех, который, словно невидимая проказа, изъедает и обезображивает душу человека. Но грех стал слишком привычен и не вызывает тех ярких эмоций и чувств, которые являются при мнении о борьбе с колдунами, сглазом и витающим в пропахшей выхлопными газами атмосфере духом антихриста.

Подлинная испорченность человека проявляется не в его болезнях или душевной усталости, а в том, что он равнодушен к Богу, холоден к горю ближнего и безразличен к спасению собственной бессмертной души. Не физиологические мучения или жизненные неудачи есть порча, а то, что человек лихорадочно ищет благоденствия на земле и готов поклониться всякому, кто подаст ему это, в том числе и «свободу от порчи».

Испорченность человека такова, что он никак не хочет видеть причины бед в себе самом, но всегда находит их в неких внешних злых силах. Акцентируя внимание на неудачах, копя обиды, такой человек сам ставит себя в положение жертвы, как бы специально изыскивая, кто там еще ему насолил. Понятно, что при подобном отношении к жизни человек замечает только злые наветы. Его сознанию легче принять мысль о порче и сглазе, нежели о собственных прегрешениях и исправляющем нас Промысле Божием. Именно на этом заблуждении спекулируют маги, дающие рекламы в газетах, обыкновенные цыганки, готовые вскрыть все причины твоего «сглаза», и всевозможные целители, навязчиво предлагающие снять порчу, когда снимать вовсе нечего (разве что деньги со счета в банке для оплаты услуг целителя).

Таким образом, это еще и вопрос личного взгляда на мир. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно (Мф. 6: 22 - 23).

Святитель Феофан Затворник писал: «Ревнуя о спасении, все внимание должно обращать на устроение сердца, или на впечатление в нем истинно христианских чувств и расположений... Сердцем любить, сердцем смиряться, сердцем к Богу приближаться, сердцем прощать, сердцем сокрушаться, сердцем молиться, сердцем благословлять и прочее и прочее... Ибо каков кто в сердце, таковым зрит его Бог с высоты Своего Престола и соответственно тому принимает его». [2]

 [1] Жития святых. Январь – апрель. – Минск, 2002. С. 238.

[2] Феофан Затворник, свт. Внутренняя жизнь: Избранные поученияю – М.: Сестричество во имя преподобномученицы вел. Кн. Елизаветы, 1998. С. 232 – 233.