СУЩНОСТЬ И ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ТАИНСТВА СВЯЩЕНСТВА

Сущность Таинства Священства

   Как и любое другое христианское Таинство, Священство также имеет свой определенный смысл и порядок совершения. По словам протоиерея Геннадия Нефедова: «В Таинстве Священства через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Таинства и пасти стадо Христово». Как видно из данного определения Таинство Священства в своей сути имеет двойное значение. С одной стороны, объектом данного Таинства является обыкновенный человек, готовящийся принять на себя ответственность священнического служения. С другой стороны, данный человек готовится стать священнослужителем после определенного порядка избрания, а, приняв благодать Святого Духа на служение, получает определенную власть духовного водительства народа Божия. Важно отметить тот факт, что, получив в Таинстве Священства особую благодать Святого Духа, священник, тем не менее, остается обычным человеком, а не превращается автоматически в святого, как могло бы показаться на первый взгляд. Священнослужитель становится лишь особым посредником в общении между человеком и Богом, выполняя со своей стороны определенные священнодействия, необходимые для более полного единения людей с Господом Богом и Его святыми. По учению Церкви к священнослужителю необходимо относиться с почтением и уважением как к служителю Божию, но в тоже время, ни в коем случае не обожествлять его, так как святость (как духовное и физическое преображение) никому не дается автоматически. Таким образом, глубинным духовным смыслом Таинства Священства является акт поставления человека на служение Церкви Самим Святым Духом.

Стоит также отметить, что в отличие от хиротонии (поставления в священство) хиротесия – посвящение в церковнослужители (чтеца, певца, иподиакона) – не является священнодействием. В данном действии отсутствует архиерейское благословение и руковозложение в ознаменование утверждения в священнослужении. Также при хиротесии не произносятся таинственные слова призывания благодати Духа Святого. Посвящение в различные чины церковнослужения сопровождается облачением кандидата в определенные для каждого чина одежды.

Рукоположение во диакона

  Первым священнослужительским чином в Христианской Церкви является диаконство. Таинство Священства над кандидатом в диаконы совершается хиротонией, т. е. рукоположением. По установившейся в Церкви традиции, перед хиротонией рукополагаемый в диакона должен очиститься от грехов молитвой, постом и покаянием, чтобы как можно более совершенным приступить к принятию Таинства.

Само Таинство рукоположения во диакона начинается с приведения рукополагаемого к алтарю, что символизирует призвание Божие, и заверяется свидетельством присутствующего клира, народа и святителей. Далее диаконы возглашают особое прошение к святителям: «Повели, повелите, повели, преосвященнейший Владыко». Таким образом, участвующие в Таинстве диаконы испрашивают согласия епископов на начало совершения Таинства Священства. Следом за диаконским вопрошанием следует архиерейское благословение на начало совершения Таинства.

Следующим этапом совершения Таинства является троекратное обхождение вокруг престола, совершаемое в честь Пресвятой Троицы и символизирующее собой готовность ставленника к служению в лоне Церкви. За троекратным обхождением престола следует целование ставленником углов престола, омофора, палицы и руки архиерея. Данное действие также имеет определенное символическое значение. Целованием углов престола ставленник показывает свое благоговейное и уважительное отношение к Богу и своему будущему служению; также данным целованием рукополагаемый выражает свое стремление к святости и духовному совершенству. Целованием омофора, палицы и руки архиерея ставленник выражает свое уважительное и почтительное отношение к архиерею как к своему духовному отцу, через которого незримым образом Сам Господь Иисус Христос низводит Свою благодать на рукополагаемого. Важно осознавать, что именно Господь Иисус Христос является главным Совершителем Таинства Священства, хотя для человека данное присутствие Божие и остается незримым.

Во время троекратного обхождения вокруг престола совершается акт духовного венчания ставленника с Церковью и посвящение его на особое ей служение. Именно поэтому во время данного действа поются те же тропари, что и во время Таинства Брака. Во время исполнения первого тропаря: «Святии мученицы» – Церковью призываются мученики и страстотерпцы, которые своими подвигами и верой распространяли и утверждали учение Христа и Его Церкви, за что и стяжали венцы славы Царствия Божия. Для ставленника исполнение данного тропаря является призывом к такому же самоотверженному служению Церкви, как и подвиги мучеников. Рукополагаемый во диакона должен также посвятить свою жизнь служению Богу и Его Церкви, как это сделал архидиакон и первомученик Стефан. По своему служению (архидиакона) Стефан также должен стать образцом рукополагаемому в диаконский чин.

Исполнение второго тропаря: «Слава Тебе, Христе Боже...» – призывает рукополагаемого к такому служению Церкви, чтобы в каждом его действии прославлялась бы и укреплялась слава Пресвятой Троицы. Для ставленника примером в данном служении должны быть апостолы и мученики христианской Церкви.

В третьем тропаре: «Исаие, ликуй.» – Церковь призывает рукополагаемого постоянно хранить и прославлять главное событие для всех христиан – воплощение и рождение Сына Божия от Девы Марии – одного из главнейших догматов Православной Церкви. Ставленник должен помнить, что именно Господь Иисус Христос является главным установителем новозаветного Таинства Священства и именно Господь будет спрашивать со священнослужителей за их служение.

Далее следует преклонение ставленника на одно колено, которое символизирует собой тот факт, что в диаконском служении человек не исполняет полного священнослужения, а исполняет лишь часть его. Диакон помогает священнику (пресвитеру) во время Литургии и совершении Евхаристии, но сам данное служение не совершает.

Следующее действие – чтение тайносовершительной молитвы: «Божественная благодать.», в которой исповедуется, что рукополагаемый человек, как и все люди, слаб и немощен по своей природе, но с помощью Божией благодати, через святительское руковозложение, становится особым служителем Церкви. Дарованная в Таинстве Священства благодать восполняет в человеке его духовные силы и постоянно поддерживает его в его церковном служении. Рукополагаемый становится способным совершать служение в Церкви, но лишь в ту меру божественной благодати, которая соответствует степени его служения, т. е. диаконства.

Далее совершается акт возложения на плечо ставленника специального церковного облачения – ораря, а также вручения ему рипиды – предметов, символизирующих диаконское служение. После возложения ораря и вручения рипиды архиерей возглашает: «Аксиос» («Достоин»), а хор повторяет данное возглашение. Данным возглашением Церковь подтверждает право рукоположенного быть облаченным в знаки диаконского служения (орарь, поручи и рипида) и право совершать священнослужение соответственно своему чину.

После возглашения: «Аксиос» – рукоположенный уже облачен в знаки своего служения: орарь (на левом плече), поручи (на запястьях рук) и рипида. Каждый из данных знаков служения имеет свое глубокое символическое значение. Орарь – это длинная широкая лента, которая возлагается на левое плечо, т. к. диакон принадлежит к низшему священнослужительскому чину. Начиная с чина пресвитера можно получить орарь и на правое плечо, как символ права совершать Таинства Церкви и вести богослужения. Также возложение ораря символизирует право диакона служить у престола Самого Бога, подобно Херувимам. Церковнослужители (вплоть до иподиакона) не имеют данного права. Во время произношения молитв за богослужением диакон как бы закрывает свое лицо орарем, держа его перед собой на уровне глаз – это действие символизирует херувимское служение диакона, т. к. по свидетельству Священного Писания (см. Ис. 6: 2) Херувимы, служа Богу, закрывают свои лица крыльями. Поручи представляют собой узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками. Они надеваются на руки ставленника и имеют двойное символическое значение. С одной стороны, поручи символизируют собой особую силу и помощь Божию, дарованную служителю Бога. С другой стороны, они символизируют собой те узы, в которых Господь Иисус Христос был веден на суд к Понтию Пилату и пребывал во время Своих мучений. Рипида, вручаемая диакону, символизирует собой крылья бесплотных ангельских чинов: Ангелов, Херувимов и Серафимов, которые на ней и изображены. Диаконы, как один из чинов священнослужителей Церкви, в своем земном служении являются отображением ангельских чинов как служителей Бога в мире духовном. И именно в этом значении они также получают рипиду как часть своего облачения. Также к облачению диакона относится стихарь – длинная одежда без разреза спереди и сзади, с отверстием для головы и с широкими рукавами. Стихарь символизирует собой чистоту и правду души, которую должен иметь рукополагаемый в диаконский чин как лицо священного сана.

После облачения и получения рипиды, рукоположенный в диакона целует руку и плечо архиерея как знак благодарности за полученное через него поставление в священнослужительский чин. Еще раз отметим, что саму благодать диаконского служения незримым образом дарует рукополагаемому Сам Господь Иисус Христос, а не лично архиерей. Далее рукоположенный становится с левой стороны престола, держа рипиду над дискосом до начала Причащения (возглас: «Святая святым»). Рукоположенный причащается первым из диаконов, перед этим поцеловавшись с ними, в знак единства с ними во Христе и служении Ему. Рукоположенный причащается первым из диаконов, т. к. именно в нем Церковь получила духовное обновление данного священнослужительского чина.

После причащения мирян и перенесения чаши со Святыми Дарами на жертвенник новопоставленный диакон произносит ектению «Прости, приимше». В данной ектении диакон показывает людям, что он поставлен в священнослужительский чин, получил на данное служение Божию благодать, имеет право творить прошения и призывать мирян к участию в молитвословиях Церкви к Пресвятой Троице и святым.

Рукоположение во пресвитера

   Пресвитерский чин является вторым по значению в иерархии священнослужителей Церкви. Пресвитер (священник) – это тот служитель Церкви, который наиболее тесно связан с мирянами в Церкви, т. к. именно он чаще всего непосредственно общается со своей паствой. Православный святой XV века Симеон Солунский называет пресвитерский чин «совершительным», т. к. пресвитер (иерей, священник) может вести богослужение, совершать Таинства, но не может преподать благодать священнического служения другим, а может это сделать только епископ. В Христианской Церкви пресвитеру подчинены диакон и все церковнослужители. Все действия в храме исполняются только с благословения священника. В свою очередь пресвитер подчиняется правящему архиерею в своей епархии.

Чин поставления во пресвитера начинается с того, что рукополагаемого (обязательно из диаконского чина), поддерживаемого за руки диаконами, подводят к священным вратам алтаря. Символическое значение данного действа заключается в том, что рукополагаемого подводят представители того чина, в котором он был сам. У врат алтаря его принимают высшие из пресвитерского чина. Таким образом, показывается, что оставляемый служителями одного чина, рукополагаемый переходит в разряд другого чина и становится равным пресвитерскому званию.

Далее совершаются те же действия, что и на диаконской хиротонии. Возглашается: «Повели, повелите, повели, преосвященнейший Владыко». Далее следует троекратное хождение рукополагаемого вокруг святого престола при пении тропарей. Затем ставленник преклоняет колена перед святым алтарем, в знак своего благоговения перед Богом и предстоящим ему служением. После коленопреклонения на ставленника возлагается край омофора и преподается архиерейское благословение как символ посвящения ставленника на ответственное служение Богу и Его Церкви. Также архиерей возлагает руки на главу рукополагаемого и читается тайносовершительная молитва: «Божественная благодать...». Во время тайносовершительной молитвы епископ открыто объявляет имя хиротонисуемого и чин, в который он посвящается. Епископ призывает всю паству сугубо помолиться о новопоставленном пресвитере.

Далее следует чтение еще двух молитв о рукополагаемом. В первой молитве епископ молит Бога о том, чтобы Он удостоил новопоставленного пресвитера «священнодействовать слово Его истины», даровать ему благодать Святого Духа на честное и непорочное жительство, укрепить его в чистоте веры, соделать его совершенным и достойным звания пресвитера в его пастырском служении.

Во второй молитве дается образ идеального пастырского служения, посредством которого Господь Иисус Христос продолжает осенять благодатью верующих людей. В данной молитве также перечисляются пять благодатных сил, пять основных действ во священстве:

1) предстояние перед жертвенником искупления, отдача своей собственной жизни как жертвы;

2) проповедь Евангелия Царствия Небесного, утверждение в людях веры в Господа Иисуса Христа как истинного Судьи и Спасителя всего человечества;

3) благовествование Божественной истины и правды Христовой, подтверждение ее собственной жизнью;

4) приношение даров и духовных жертв, совершение Божественной Литургии – бескровной жертвы славословия и благодарения Господа Иисуса Христа;

5) явление миру духовного (Божиего) отцовства (священник – «духовный отец»), крещение людей водою, Духом Святым и огнем веры во имя Пресвятой Троицы, участие в рождении людей в новую жизнь во Христе, помощь верующим в их духовном росте.

После прочтения данных молитв произносится мирная ектения. По ее окончании епископ облачает рукоположенного в священническое одеяние – епитрахиль, пояс и фелонь – и вручает ему Служебник – книгу, являющуюся основной для пресвитера во время совершения им священнодействий. Епитрахиль представляет собой диаконский орарь, но только сложенный вдвое. Огибая шею, епитрахиль спускается спереди вниз двумя концами, которые для удобства сшиты между собою. Епитрахиль знаменует собой особенную, двойную (по сравнению с диаконским чином) благодать, подаваемую пресвитеру для совершения Таинств. Без епитрахили пресвитер не имеет права совершать ни одной службы. Пояс знаменует собой Божественную силу, которая укрепляет священнослужителя в прохождении его служения. Символическое значение пояса заключается в напоминании верующим о том полотенце, которым препоясался Господь Иисус Христос при омовении ног Своим ученикам на Тайной Вечери. Фелонь (риза) – это длинная, широкая одежда без рукавов, с отверстием для головы сверху и с большим вырезом спереди для свободного действия рук. Она символически напоминает верующим о той багрянице, в которую был облачен Господь Иисус Христос во время Своих страданий. Ленты, которые нашиваются на фелонь, символизируют собой струи крови, текшие по одежде Спасителя. С другой стороны, фелонь символизирует собой одежду правды, в которую должен быть облачен пресвитер. В дальнейшем поверх фелони на груди у священника должен находиться наперсный крест. Также пресвитер может носить набедренник – четырехугольный плат, пришиваемый на ленте через плечо за два угла на правом бедре – символ духовного меча для борьбы с нечестием и безверием. Набедренник дается пресвитеру за долголетнее и усердное служение в Церкви. Могут быть у пресвитера и головные украшения – скуфья и камилавка.

По окончании облачения возглашается: «Аксиос» – и происходит приветствие сослужителей данного Таинства целованием в плечи («в рамена») как символ приветствия новопоставленного на служение Христу и принятие его в союз апостольской любви.

Далее происходит акт преподания новопоставленному пресвитеру части Святого Агнца после пресуществления Святых Даров. Читается 50-й псалом, а затем рукоположенный пресвитер возвращает часть Святого Агнца епископу.

Завершается чин рукоположения в пресвитера Причащением Святыми Таинами, а по окончании Причащения читается заамвонная молитва.

Рукоположение во епископа

   Наивысшим служением в христианской Церкви является служение епископское, знаменующее собою верхнюю ступень иерархии священнослужителей. Именно епископы в своем служении являются главными духовными окормителями христианской паствы. Имея внутри своего чина различные степени служения, зависящие от опыта, благочестия и заслуг конкретного епископа, сам по себе епископский чин является окончанием священнослужительской иерархической структуры. По учению Церкви епископы получают высшую степень Божией благодати. Епископы называются также архиереями, т. е. высшими иереями, начальниками иереев.

По степени священства все епископы между собою равны, но наиболее заслуженные и опытные епископы именуются архиепископами, а епископы столиц – митрополитами (от слова – митрополия). Главный духовный пастырь некоторых автокефальных Православных Церквей именуется патриархом, т. е. главным духовным отцом всей православной паствы автокефальной Церкви.

Чин рукоположения в епископа делится на несколько основных частей, к которым относятся: наречение кандидата в епископа, испытание веры новоизбранного, рукоположение в епископа, участие в Божественной Литургии, вручение архипастырского жезла. Каждая из данных частей епископской хиротонии состоит, в свою очередь, из определенных действий и молитвословий. Рукоположение ставленника в епископский сан совершают два или три епископа (1-е правило Святых Апостолов).

Наречение кандидата в епископа начинается с возгласа: «Благословен Бог наш.», как благодарение Пресвятой Троице за предоставленную возможность совершить Таинство Священства. Далее, при объявлении об избрании нового епископа, архиереи поют тропарь и кондак Пятидесятницы: «Благословен еси, Христе Боже наш.» и «Егда снизшед языки слия.». После пения тропаря и кондака Пятидесятницы произносится сугубая ектения, а затем отпуст. Завершается же наречение кандидата чтением указа об его избрании, речи самого избранного и пением многолетия.

Следующий этап рукоположения в епископа – испытание веры новоизбранного. Перед началом данного действа архиереи выходят на середину храма (на помост) и, поприветствовав первенствующего архиерея (или патриарха), садятся. Епископов сопровождают архимандриты, игумены, протопресвитеры, пресвитеры.

Далее пресвитер и диакон, поцеловав руки епископов, в знак своего почтения и уважения их служения, идут в алтарь и выводят оттуда новопосвящаемого, облаченного во все священнические одежды. Рукополагаемый делает у престола два поясных поклона и один земной, затем кланяется иерархам у Царских Врат и сходит с солеи. Рукополагаемого подводят и ставят на разостланный перед помостом орлец (коврик с изображением города и парящего над ним орла) у нижнего его края. Орлец символизирует собой высоту епископского служения и духовное попечительство епископа над всей своей паствой. Далее рукополагаемый трижды кланяется и после возглашения протодиакона: «Приводится боголюбезнейший...», отвечает на вопросы первенствующего архиерея (или патриарха). Отвечая на последний вопрос: «Како веруеши?», рукополагаемый громким голосом должен прочитать Символ веры. По окончании чтения Символа веры первенствующий архиерей (или патриарх) крестовидно благословляет новопоставленного. Рукополагаемый произносит также догмат веры об Ипостасях Триединого Бога, т. к. данный догмат – это главное основание христианской веры, отличающий ее от других учений. Затем новопоставляемый дает обеты соблюдения канонов Святых Апостолов, семи Вселенских Соборов и девяти Поместных, а также правил святых отец. Таким образом, рукополагаемый обещает быть верным чадом Православной Церкви, соблюдать все ее уставы и беречь себя и свою паству от искажений в вере. В заключение новопоставленный обещает также хранить верность своему Отечеству и исполнять гражданские законы. Рукополагаемый передает подписанный своей рукой текст обещания первенствующему архиерею (или патриарху), а он в ответ его благословляет. Далее рукополагаемый трижды покланяется епископам, а затем протодиакон подводит его к ним, епископы благословляют его, а он целует им руки. В конце испытания веры ставленника его вновь ставят на орлец лицом на восток. Справа от рукополагаемого становится протоиерей, а слева – протодиакон. Протодиакон произносит многолетие патриарху, архиереям и ставленнику, а затем ставленник вместе с протоиереем и протодиаконом возвращается в алтарь, орлец также убирают, и начинается Литургия.

Начинается центральный момент Таинства – рукоположение во епископа. Рукоположение во епископа проводят в праздничный день, на Божественной Литургии перед чтением Апостола. После входа с Евангелием и Трисвятой песни протопресвитер и протодиакон подводят рукополагаемого к Царским Вратам, где он пропускается в алтарь. В алтаре рукополагаемый снимает с себя митру, делает три поклона перед святым престолом и целует его. Далее ставленник становится на колени против середины престола, слагает крестообразно руки и возлагает их на край святой трапезы, а главу – между ними. Далее на главу ставленника возлагается раскрытое Евангелие, текстом вниз, как образ руки Господа Иисуса Христа, зовущего поставляемого на проповедь Царствия Божия. Поверх Евангелия епископы возлагают свои руки и первенствующий из них (или патриарх) читает тайносовершительную молитву: «...избранием и искусом...», а священники трижды поют: «Господи, помилуй». Далее первенствующий архиерей трижды благословляет главу ставленника. Епископы возлагают свои правые руки на главу ставленника, а первенствующий архиерей (или патриарх) читает две молитвы.

В первой молитве испрашивается у Господа особая благодать Святого Духа для укрепления веры и чистоты служения новопоставленному священнослужителю. Во второй молитве испрашивается у Господа Иисуса Христа милость сотворить рукополагаемого подражателем истинного Пастыря, сделать его путеводителем, светильником и учителем для своей паствы.

Далее читается ектения первым и вторым митрополитами, а по окончании ее чтения начинается облачение ставленника в архиерейские одежды. Сняв с головы ставленника Евангелие, с него также снимают крест и фелонь. Далее иподиакон подносит рукополагаемому архиерейское одеяние: саккос, омофор, крест, панагию и митру. Принимая каждое из данных одеяний, ставленник целует его и просит благословения у епископов. По окончании облачения все участвующие в рукоположении приветствуют и целуют новопоставленного как равного себе священнослужителя.

Завершающими этапами рукоположения во епископа являются участие рукоположенного в Божественной Литургии и вручение ему архипастырского жезла. Во время чтения Апостола новопоставленный епископ восседает вместе с другими архиереями. Далее происходит осенение мирян свечами. Затем, во время великого входа, первенствующий архиерей принимает от протодиакона дискос, а новопоставленный – святую чашу (потир) от протопресвитера или архимандрита. Благословение Святых Даров совершает первенствующий архиерей, но во время причащения первенствующий подает пресвитерам Тело Христово (хлеб), а новопоставленный – Кровь Христову (вино). Таким образом, уже в день своего рукоположения новопоставленный епископ активно участвует в богослужении как архиерей. Этот момент очень важен, т. к. Церковь показывает этим, что с самого начала своего служения (с момента рукоположения) на новопоставленного епископа налагается большая ответственность в служении Господу и Его Церкви.

По окончании Божественной Литургии все архиереи в мантиях собираются вокруг престола. Старейший архиерей возлагает на новопоставленного мантию с «источниками», символизирующими источники Божественной благодати, которые должны истекать из его уст. В завершение все переходят на кафедру посреди храма, где первенствующий архиерей (или патриарх) говорит новопоставленному поучительное слово и вручает ему архипастырский жезл. По словам святителя Симеона Солунского данный жезл символизирует собой «власть Духа, силу, укрепляющую и руководящую по отношению к народу». Завершается чин рукоположения тем, что новопоставленный архиерей благословляет народ обеими руками на все стороны.

Отдельно стоит сказать об архиерейском облачении, т. к. оно отличается от пресвитерского облачения. С одной стороны, епископ облачается во все одежды пресвитера: подризник, епитрахиль, пояс, поручи, только фелонь (риза) у него заменяется саккосом. Саккос – верхняя одежда епископа, похожая на укороченный снизу и в рукавах диаконский стихарь. Саккос символизирует собой багряницу Господа Иисуса Христа. С другой стороны, к одежде епископа добавляется омофор, митра, панагия и палица. Омофор – это длинный широкий лентообразный плат, украшенный крестами, который епископ носит на плечах поверх саккоса. Саккос возлагается на плечи епископа таким образом, что, охватывая кругом шею, одним концом спускается спереди, а другим сзади. Омофор символизирует собой агнца, которого нес на плечах добрый пастырь из притчи Христа (образ Самого Господа Иисуса Христа). Данное одеяние напоминает епископу о важности его пастырского служения, о необходимости заботиться о спасении душ своей паствы и всех христиан. Митра – головной убор, который возлагается на голову епископа и украшен небольшими образками и цветными камнями. Митра символизирует собой терновый венец, который был возложен на голову Спасителя. Панагия (Всесвятая) – небольшой круглый образ Спасителя или Богородицы, украшенный цветными камнями, который епископ носит на груди вместе с крестом. Палица – четырехугольный плат, привешиваемый за один угол сверх саккоса на правом бедре. Палица символизирует собой духовный меч, которым епископ должен быть вооружен для защиты Церкви и паствы от неверия и грехов.

Возведение в священные чины

   Как отмечает протоиерей Геннадий Нефедов: «С древнейших времен за выдающиеся личные заслуги перед Церковью или за многолетнюю безупречную службу некоторые священнослужители удостаивались особых почетных званий, дающих им право первенства и преимуществ среди других». Получивший данное звание священнослужитель проходил еще один обряд хиротесии. Данный обряд включает в свою основу благословение, руковозложение, молитву и наречение. По установившейся в Церкви традиции диаконы возводятся в чин протодиакона, пресвитеры (иереи) – в протопресвитера (протоиерея); также проводится обряд руковозложения в чины игумена (игуменьи – для женского монастыря) и архимандрита.

Данные обряды руковозложения представляются довольно простыми и поэтому не требуют много времени. Также стоит отметить, что в своей основе данные повышения внутри определенного священнического чина являют собой определенную форму награждения представителей Церкви и не являются какой-либо формой умножения числа священнических степеней. В данной ситуации происходит лишь изменение внутри одного чина, но само количество степеней священства не меняется.

Сам обряд возведения в чины протопресвитера, протодиакона, игумена, архимандрита и др. совершается, по уставу Церкви, вне алтаря, во время малого входа с Евангелием на Литургии. При этом смысл и значение совершаемых обрядов те же самые, что и при других хиротониях и хиротесиях.

Кандидат на один из указанных чинов приводится с серединной части храма к престолу. Здесь он делает три земных поклона. Епископ, сидя на кафедре, троекратно благословляет склоненную голову избираемого и, встав, возлагает на нее руку. Далее следует возглашение диакона: «Господу помолимся». И епископ читает молитву, которая может отличаться в зависимости от того чина, в который идет избрание. Молитва одинакова для следующих чинов: посвящение в архидиакона и протодиакона; протопресвитера и протоиерея, и отдельная при посвящении в игумена. Так, при посвящении в чины архидиакона и протодиакона епископ читает молитву, в которой просит Бога: «Сам одей благодатию сею архидиаконства пресущего раба Твоего (имярек) и украси его честностию Твоею, в начале стояти диаконов люда Твоего, и образ добр его быти сущим по сем». При посвящении в чины протопресвитера и протоиерея епископ произносит следующие слова молитвы: «Сам одей Твоею благодатию и брата нашего (имярек), и честностию украси его в начале стояти пресвитеров люда Твоего, и добр образ сущим с ним быти удостой». Данные молитвы во многом схожи по содержанию, с той лишь разницей, что в первой идет прошение Бога о поставлении священнослужителя во главе чина диаконов (но в том же диаконском чине), а во второй о поставлении во главе чина пресвитеров. При поставлении в чин игумена епископ произносит уже следующие слова: «Соблюди (и паству словесную) сию... во еже не погибнути от нея ни единому овчати... и раба Твоего сего, егоже благоволил еси поставити над нею игумена, достойна покажи Твоея благости, и всякими добродетелями украси, чрез свойственный дела, благий образ сущим под ним бывающ». Далее епископ, при посвящении в чин архидиакона, протодиакона, протопресвитера или протоиерея, знаменует посвящаемого крестовидно, произнося при этом определенные слова благословения. Если посвящение идет в чины протодиакона или архидиакона, то епископ произносит следующее: «Благословен Господь: се бысть раб Божий (имярек) протодиакон (или архидиакон) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Если же посвящение в чины протопресвитера или протоиерея, то епископ произносит следующие слова: «. протопресвитер (или протоиерей) Святейшия Божия Церкви (имярек) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Затем епископ возлагает руку на голову посвящаемого и произносит: «Аксиос» («Достоин»). При посвящении во игумена или архимандрита молитва произносится другая. По окончании Литургии епископ подает игумену (или архимандриту) жезл и произносит поучение об обязанностях игумена. Перед вручением жезла епископ еще раз произносит поучение с добавлением слов: «Прими сей жезл, имже утверждей паству твою, да правиши яко и слово имаши отдати за ю нашему Богу во дни суда».