КАК ЧАСТО ДОЛЖНО ПРИЧАЩАТЬСЯ

Епископ ИЛАРИОН (Алфеев)

В силу такой исключительности Таинства Евхаристии Церковь придает ему особое, ни с чем не сравнимое значение в деле спасения человека. Вне Евхаристии нет ни спасения, ни обожения, ни истинной жизни, ни воскресения в вечности: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 53-54). Поэтому Святые Отцы советовали христианам никогда не уклоняться от Евхаристии и причащаться насколько возможно часто. «Старайтесь чаще собираться для Евхаристии и для славословия Бога», — говорит св. Игнатий Богоносец («собираться для Евхаристии» — значит причащаться, так как во времена св. Игнатия на Евхаристии причащались все присутствующие). Прп. Нил (IV в.) говорит: «Воздерживайся от всего тленного и каждый день причащайся божественной Вечери, ибо таким образом Христово Тело бывает нашим». Св. Василий Великий пишет: «Хорошо и весьма полезно каждый день приобщаться и принимать Тело и Кровь Христовы... Впрочем, мы приобщаемся четыре раза каждую неделю: в день Господень, в среду, пятницу и субботу, а также и в другие дни, когда бывает память какого-либо святого». Согласно 8-му Апостольскому правилу, те, кто долго не причащался без уважительной причины, отлучались от Церкви: «Верные, не пребывающие во святом общении, должны быть отлучаемы, как вводящие беспорядок в Церкви». Не только в раннехристианскую эпоху, но и в более позднее время многие святые призывали к частому Причащению, в частности в XI в. прп. Симеон Новый Богослов, учивший о необходимости ежедневно причащаться со слезами; в XVIII в. прп. Никодим Святогорец, написавший книгу «О частом причащении»; в XIX в. и в начале XX в. — св. прав. Иоанн Кронштадтский, ежедневно служивший Литургию и причащавший тысячи людей.

Практика редкого Причащения, только по большим праздникам или в посты, а то и раз в год, возникла в результате ослабления в Церкви духа евхаристического благочестия, когда одни стали избегать Причащения из чувства собственного недостоинства (как будто, причащаясь редко, они становились более достойными), а для других Причащение превратилось в формальность — «религиозный долг», который надо исполнить. Так, например, в России XIX в. каждый человек обязан был причаститься раз в год для удостоверения своей религиозности и благонадежности; если кто хотел причащаться чаще, его могли заподозрить в ереси. Молодой студент военного училища Дмитрий Брянчанинов, будущий святитель Игнатий, имея желание исповедоваться и причащаться каждое воскресенье, сказал об этом духовнику училища, приведя того в замешательство. Когда же он однажды, придя на исповедь, покаялся в «греховных помыслах», духовник, не сделав различия между «греховными помыслами» и «политическими замыслами», счел своим долгом довести это до сведения начальства. Генерал-лейтенант, начальник училища, подверг Брянчанинова формальному допросу о значении этих «помыслов», после чего установил за ним слежку. Будущий святитель вынужден был сменить духовника и тайно ото всех, чтобы не вызвать подозрений, ходил причащаться каждое воскресенье на Валаамское подворье.

Вопрос о том, как часто необходимо причащаться, широко обсуждался в России начала XX в., когда шла подготовка к Поместному Собору Русской Православной Церкви. Было рекомендовано вернуться к первохристианской практике Причащения в каждый воскресный день. Подчеркивалось, что человек никогда не бывает достоин этого великого Таинства, потому что все люди — грешники, но Евхаристия и дана для того, чтобы, причащаясь и соединяясь со Христом, мы становились более чистыми и достойными Бога. Об этом говорил еще св. Иоанн Кассиан Римлянин в V в.: «Мы не должны устраняться от Причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешными. Но еще более и более надобно поспешить к нему для уврачевания души и очищения духа, однако же с таким смирением духа и веры, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали более уврачевания наших ран. А иначе и однажды в год нельзя достойно принимать Причащение, как некоторые делают... оценивая достоинство, освящение и благотворность Небесных Таин так, что думают, будто принимать их должны только святые и непорочные; а лучше бы думать, что эти Таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми. Они подлинно выказывают больше гордости, нежели смирения, как им кажется, потому что, когда принимают их, считают себя достойными принятия их. Гораздо правильнее было бы, если бы мы со смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не можем достойно прикасаться Святых Таин, в каждый воскресный день принимали их для врачевания наших недугов, нежели... верить, что мы после годичного срока бываем достойны принятия их».

Если в первые три века после Христа еженедельное, а то и ежедневное Причащение являлось нормой для христиан, то это, очевидно, было следствием той напряженности духовного горения, которое наблюдалось в Церкви эпохи гонений. Ослабление евхаристического сознания непосредственным образом связано с общим понижением уровня духовной жизни в последующие века. Вполне естественно, что там, где возобновлялись гонения, где христиане оказывались в условиях, когда принадлежность к Церкви означала готовность на мученичество, и жили под угрозой смерти, Евхаристия вновь становилась средоточием христианской жизни. Так было в советской России после революции, так было среди тысяч христиан русского рассеяния, оказавшихся лишенными Родины. И сейчас во многих русских приходах причащаются каждое воскресенье, хотя это не стало всеобщей нормой; кое-где сохраняются и установки XIX в.

Подчеркивая, что никто не может быть достоин Причащения, Святые Отцы, однако, постоянно напоминали о том, что всякий приступающий к Таинству должен быть готов ко встрече со Христом. Подготовка к Причащению не должна ограничиваться чтением какого-то количества молитв и воздержанием от тех или иных видов пищи; в первую очередь готовность к Причащению обусловлена чистотой совести, отсутствием вражды против ближних или обиды на кого-либо, миром в отношении всех людей: Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23 — 24). Препятствиями для Причащения являются совершенные человеком тяжкие грехи, в которых необходимо покаяться на Исповеди.

В Русской Церкви принято причащаться натощак, так как тело человека должно быть предочищено постом. По словам св. Геннадия, патриарха Константинопольского, «тот, кто приглашает императора в свой дом, сначала вычищает свой дом; так и ты, если хочешь принять Бога в свой телесный дом, должен сначала освятить свое тело постом». Причащение натощак является древней традицией. Что же касается особых аскетических правил подготовки к Причащению в период «говения», как, например, пост в течение нескольких дней, чтение специальных приготовительных молитв, то они возникли в те времена, когда Причащение стало редким и нерегулярным.

В современной практике Русской Церкви обычно предписывается одно-, двух- или трехдневный пост перед Причащением. В Церквах греческого Востока евхаристический пост вообще не практикуется и к Причащению приступают без исповеди. Русская практика ориентирована, очевидно, на редкое Причащение, так как, если человек хочет причащаться каждое воскресенье, он должен поститься, по крайней мере, каждую субботу.

Пост перед Причащением является благочестивой традицией Русской Церкви, и он необходим для тех, кто причащается редко, так как заставляет их в дни говения углубиться в себя и подумать о грехах. Что же касается людей, стремящихся причащаться каждое воскресенье или чаще, к ним применяют менее строгие правила. Есть, кроме того, немало праздничных дней, когда пост противоречит самой идее праздника. Если человек желает причаститься в дни Пасхальной седмицы, должен ли он поститься в праздник Пасхи? Или если он хочет причащаться в День Святого Духа, должен ли он поститься в праздник Пятидесятницы? Существующее правило непременного поста перед Причащением иногда приводит к тому, что на Литургиях в Пасхальную седмицу вообще никто не причащается, и священник, выходя с Чашей и произнося со страхом Божиим и верою приступите, [1]  тотчас уходит обратно в алтарь, так как никто не приступает — чаще всего по указанию самого же священника.

Все предписания относительно подготовки к Евхаристии направлены на то, чтобы человек, приступающий к Таинству, осознавал свою греховность и имел чувство глубокого покаяния. В молитве перед Причащением священник, и вместе с ним весь народ, повторяя слова апостола Павла, называет каждый себя «первым из грешников»: Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз. Только сознание своего всецелого недостоинства делает человека достойным приступить к Евхаристии.

Сокрушение от сознания собственной греховности, однако, не мешает христианину воспринимать Евхаристию как праздник и радость. По своей природе Евхаристия является торжественным Благодарением, основное настроение которого — хвала Богу. Неслучайно в седмичные дни Великого поста полная Литургия вообще не совершается: скорбному настроению этих дней ликующий характер евхаристических молитв не соответствует. В этом парадокс и тайна Евхаристии: к ней нужно приступать с покаянием и одновременно с радостью — с покаянием от сознания своего недостоинства и радостью от того, что Господь в Евхаристии очищает, освящает и обоготворяет человека, делает его достойным, невзирая на недостоинство. В Евхаристии не только хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христа, но и сам причащающийся прелагается из ветхого человека в нового, освобождаясь от груза грехов и просвещаясь Божественным светом.

[1]  Возглас священнослужителя на Причащение мирян.