ЦЕРКОВНОЕ УЧЕНИЕ О ПРИЧАСТИИ

ВВЕДЕНИЕ В ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ: ТАИНСТВО ЕВХАРИСТИИ

Протопресвитер Михаил Помазанский

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАИНСТВА

 

      Евхаристия (буквально «благодарение») есть Таинство, в котором хлеб и вино предложения прелагаются Духом Святым в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа, и затем верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом и жизни вечной. Это Таинство состоит, таким образом, из двух отдельных моментов:
1) преложения, или пресуществления, хлеба и вина в Тело и Кровь Господни;
2) Причащения этих Святых Даров.
Оно имеет названия: Евхаристия; Вечеря Господня; Трапеза Господня; Таинство Тела и Крови Христовых. Тело и Кровь Христовы в этом Таинстве называются Хлебом небесным и Чашей жизни, или спасения; Святыми Таинами; Бескровной Жертвой.
Евхаристия есть величайшее Таинство христианское.

 

ПРЕДУСТАНОВЛЕНИЕ ТАИНСТВА

      До первого совершения этого Таинства на Тайной Вечере, Христос обетовал его в Своей беседе о хлебе животном по случаю насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами. Господь учил: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин. 6, 51). Иудеи, очевидно, поняли слова Христа буквально. Они стали говорить между собой: Как Он может дать нам есть Плоть Свою? (Ин. 6,52). И Господь не сказал иудеям, что они поняли Его неправильно, а только еще с большей силой и ясностью продолжал речь в том же смысле: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 53—56).
Так же буквально поняли слова Христа ученики Его: Какие странные слова! Кто может это слушать? — говорили они (Ин. 6, 60). Спаситель, чтобы убедить их в возможности такого чудесного вкушения, указал на другое чудо — на чудо Своего будущего вознесения на небо: Это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? (Ин. 6, 61 - 62). Далее Христос прибавляет: Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин. 6, 63). Этим замечанием Христос не требует понимания Его беседы о хлебе животном в «переносном» смысле. Но есть из вас некоторые неверующие (Ин. 6, 64), — тут же прибавляет Он. Этими словами Спаситель Сам указывает, что слова Его трудны для веры: как это верующие будут есть Его Тело и пить Его Кровь? Но Он подтверждает, что говорит о Своем действительном Теле. Его слова о Своих Теле и Крови суть дух и жизнь: они свидетельствуют, что: а) приобщающийся их будет иметь жизнь вечную и будет воскрешен для Царства Славы в последний день; б) приобщающийся их входит в теснейшее общение со Христом.
Его слова говорят не о жизни по плоти, но о жизни по духу. Приобщение Его Тела и Крови важно не для утоления физического голода, как было при насыщении пяти тысяч человек, а важно для жизни вечной.

УСТАНОВЛЕНИЕ ТАИНСТВА И СОВЕРШЕНИЕ ЕГО В АПОСТОЛЬСКОЕ ВРЕМЯ

     Тогда как предуказание Спасителя на будущее установление Таинства Евхаристии дано в Евангелии от Иоанна, само установление Таинства описывается у трех евангелистов — Матфея, Марка и Луки, а затем повторено апостолом Павлом. В Евангелии от Матфея в 26-й главе сказано: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26 - 28).
То же в Евангелии от Марка, в 14-й главе (ст. 22 - 24).
В Евангелии от Луки, в 22-й главе: И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается (Лк. 22, 19 — 20).
То же, что у евангелиста Луки, читаем в 1-м Послании апостола Павла к Коринфянам в 11-й главе, только с предварительными словами: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите... (1 Кор. 11, 23 - 24).
Слова Спасителя на Тайной Вечере: Сие есть тело Мое, которое за вас предается (Лк. 22, 19), сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 28), — совершенно ясны и определенны и не допускают иного толкования, кроме прямого, именно, что ученикам преподаны истинное Тело и истинная Кровь Христовы; и это совершенно согласно с данным в 6-й главе Евангелия от Иоанна обетованием Спасителя о Его Теле и Крови (Ин. 6, 48 - 58).
Приобщив учеников, Господь заповедал: Сие творите в Мое воспоминание (1 Кор. 11, 24). Эта жертва должна совершаться, доколе Он придет (1 Кор. И, 26), как наставляет апостол Павел, т. е. до Второго пришествия Господня. Это следует и из слов Спасителя: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53). И действительно, Евхаристия принята Церковью от первых дней как величайшее Таинство: установление ее сохраняется с наивысшим тщанием и благоговением, и совершается она и будет совершаться до скончания мира.
О совершении Таинства Евхаристии в апостольские времена Церкви Христовой читаем в книге Деяний апостолов (Деян. 2, 42, 46; 20, 6 — 7) и у апостола Павла в Послании к Коринфянам. Апостол Павел пишет: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор. 10, 16 — 17). Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11, 26 — 30).
В приведенных словах Апостол наставляет, с каким благоговением и предварительным самоиспытанием надлежит христианину приступать к Евхаристии, и внушает, что это есть не простая пища и питие, но принятие истинных Тела и Крови Христовых.
Соединяясь со Христом в Евхаристии, верующие причащающиеся соединяются и друг с другом: Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор. 10, 17).

ПРЕЛОЖЕНИЕ ХЛЕБА И ВИНА В ТЕЛО И КРОВЬ ХРИСТОВУ

     В Таинстве Евхаристии в то же самое время, когда священнослужитель, призывая Святого Духа на предложенные Дары, благословляет их с молитвой к Богу Отцу: И сотвори убо Хлеб сей Честное Тело Христа Твоего. А еже в Чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего. Преложив Духом Твоим Святым[1], — хлеб и вино действительно прелагаются в Тело и Кровь наитием Духа Святого. После этого момента, хотя наши глаза видят хлеб и вино на священной трапезе, но в самом существе, невидимо для чувственных очей, — это истинное Тело и истинная Кровь Господа Иисуса, только под «видами» хлеба и вина.
Освященные Дары в Таинстве прелагаются, или (термин более поздний) пресуществляются, в истинное Тело и истинную Кровь Христовы, как сказал Спаситель: Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие (Ин. 6, 55). Эта истина выражена в Послании Восточных Патриархов в следующих словах: «Веруем, что в сем священнодействии присутствует Господь наш Иисус Христос, не символически, не образно, не преизбытком благодати, как в прочих Таинствах, не одним наитием, как это некоторые Отцы говорили о Крещении, и не чрез проницание хлеба, так, чтобы Божество Слова входило в предложенный для Евхаристии хлеб существенно, как последователи Лютера довольно неискусно и недостойно изъясняют: но истинно и действительно, так, что по освящении хлеба и вина, — хлеб прелагается, пресуществляется, претворяется, преобразуется в самое истинное Тело Господа, которое родилось в Вифлееме от Приснодевы, крестилось во Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, сидит одесную Бога Отца, имеет явиться на облаках небесных; а вино претворяется и пресуществляется в самую истинную Кровь Господа, которая во время страдания Его на кресте излилась за жизнь мира. Еще веруем, что по освящении хлеба и вина остаются уже не самый хлеб и вино, но самое Тело и Кровь Господня под видом и образом хлеба и вина». [2] 
Утверждая истину пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Господни, Восточные Патриархи предупреждают, что «словом пресуществление не объясняется образ, которым хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господню, ибо сего нельзя постичь никому, кроме Самого Бога, и усилия желающих постичь сие могут быть следствием только безумия и нечестия: но показывается только то, что хлеб и вино, по освящении, прелагаются в Тело и Кровь Господню не образно, не символически, не преизбытком благодати, не сообщением или наитием единой Божественности Единородного и не случайная какая-либо принадлежность хлеба и вина прелагается в случайную принадлежность Тела и Крови Христовой, каким-либо изменением или смешением, но... истинно, действительно и существенно, хлеб бывает самым истинным Телом Господним, а вино самою Кровию Господнею» [3]
Отцы, участвовавшие в Первом Вселенском Соборе, исповедали: «На Божественной трапезе мы не должны просто видеть предложенные хлеб и чашу, но, возвышаясь умом, должны верою разуметь, что на Священной трапезе лежит Агнец Божий, вземляй грехи мира, приносимый в жертву священниками, и, истинно приемля честное Тело и Кровь Его, должны веровать, что это знамение нашего воскресения».
Для доказательства же и объяснения возможности такого претворения хлеба и вина силою Божиею в Тело и Кровь Христовы древние пастыри указывали на всемогущество Творца и на особенные дела Его всемогущества: на сотворение мира из ничего, на Таинство Воплощения, на чудеса, упоминаемые в святых книгах, в частности на претворение воды в вино (свв. Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Кирилл Иерусалимский, Иоанн Дамаскин), и на то, как в нас самих хлеб и вино или вода, принимаемые нами в пищу, неведомо для нас пресуществляются в наши тело и кровь (св. Иоанн Дамаскин).

[1]  Молитва благословения Святых Даров — здесь и далее, если не указано особо, см. Литургию св. Иоанна Златоуста.

[2]  Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере (1723 г.). Чл. 17.

[3]  Там же.

 О ТАИНСТВЕННОМ ПРЕБЫВАНИИ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА В СВЯТЫХ ДАРАХ [4]

      1. Хотя хлеб и вино претворяются в Таинстве собственно в Тело и Кровь Господа, но Он есть в этом Таинстве всем существом Своим, т. е. и душою Своею и самым Божеством Своим, которое нераздельно соединено с Его человечеством.
2. Хотя, далее, Тело и Кровь Господа раздробляются в Таинстве Причащения и разделяются, однако мы веруем, что в каждой части — и в малейшей частице — Святых Таин принимается причащающимися весь Христос по существу Своему, т. е. с душою и Божеством, как совершенный Бог и совершенный Человек. Эту веру Святая Церковь выражает в словах священнослужителя при раздроблении Святого Агнца: Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающияся освящаяй.
3. Хотя в одно и то же время бывает много святых Литургий во вселенной, но не много Тел Христовых, а Один и Тот же Христос присутствует и преподается Телом Своим во всех храмах верных.
4. Хлеб предложения, приготовляемый порознь во всех Церквах, по освящении и по преложении его, становится одно и то же с Телом, сущим на небесах.
5. После пресуществления хлеба и вина в Таинстве Евхаристии в Тело и Кровь они уже не возвращаются в прежнее свое естество, а остаются Телом и Кровью Господа навсегда, независимо от того, будут ли они или не будут потреблены верующими. Поэтому Православная Церковь издревле имеет обычай совершать в известные дни Литургию на Преждеосвященных Дарах, веруя, что Дары эти, освященные на предыдущей Литургии, остаются истинными Телом и Кровию Христовыми; имеет также издревле обычай хранить освященные Дары в священных сосудах для напутствования ими умирающих. Известно, что в древней Церкви существовал обычай отсылать освященные Дары через диаконов христианам, не имевшим возможности приобщиться Святых Даров в храме, например, исповедникам, заключенным в темницах, и кающимся; нередко в древности верующие приносили Святые Дары с благоговением из храмов в свои дома, а подвижники брали их с собою в пустыни для приобщения.
6. Так как Богочеловеку Христу подобает единое, нераздельное Божеское поклонение и по Божеству и по человечеству, вследствие нераздельного их единения, то и Святым Тайнам Евхаристии надлежит воздавать ту же честь и поклонение, какими мы обязаны Самому Господу Иисусу Христу.

[4]  См. Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере (1723 г).

ОТНОШЕНИЕ ЕВХАРИСТИИ К ГОЛГОФСКОЙ ЖЕРТВЕ

     Евхаристическая жертва не есть повторение Крестной Жертвы Спасителя, а есть принесение жертвенных Тела и Крови, однажды вознесенных нашим Искупителем на Кресте, всегда ядомых и николиже иждиваемых. Голгофская Жертва и Жертва Евхаристии нераздельны между собою, составляя собственно одну Жертву; но вместе и различаются между собою. Они нераздельны: это одно и то же благодатное древо жизни, насажденное Богом на Голгофе, но наполняющее таинственными ветвями своими всю Церковь Божию и до конца веков питающее своими спасительными плодами всех ищущих жизни вечной. Но они и различаются: приносимая в Евхаристии жертва называется бескровною и бесстрастною, так как она совершается по воскресении Спасителя, Который, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (Рим. 6, 9); она приносится без страдания, без пролития крови, без смерти, хотя и совершается в воспоминание страданий и смерти Божественного Агнца.

ЗНАЧЕНИЕ ЕВХАРИСТИИ КАК ЖЕРТВЫ

     Евхаристия есть жертва хвалы и благодарения. Священнослужитель, совершающий бескровную жертву по чину Литургий св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста, перед освящением даров воспоминает в молитве своей великие дела Божии, — прославляет и благодарит Бога во Святой Троице за воззвание человека из небытия, за многоразличное попечение о нем после падения и за домостроительство спасения его чрез Господа Иисуса Христа. Равным образом и все присутствующие в храме христиане в эти святые моменты, славя Бога, взывают к Нему: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи... [5]
Евхаристия есть также жертва умилостивительная за всех членов Церкви. Преподавая ученикам Тело Свое, Господь сказал о нем: Еже за вы ломимое [6] и, преподавая Свою Кровь, прибавил: Яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов[7] Посему-то от начала христианства бескровная жертва была приносима о памяти и оставлении грехов как живущих, так и умерших. Это видно из чинопоследований всех Литургий, и сама эта жертва нередко прямо называется в них жертвою умилостивления.
Евхаристия есть жертва, теснейшим образом соединяющая всех верных во единое тело во Христе. Поэтому по пресуществлении Святых Даров, как и раньше на проскомидии, священнослужитель поминает Пресвятую Владычицу Богородицу и всех святых, присовокупляя: Ихже молитвами посети нас, Боже[8] а затем переходит к поминанию живых и умерших (вся Церковь Христова).
Евхаристия есть и жертва просительная: о мире Церквей, о благостоянии мира, о властях, о находящихся в немощех и трудах, о всех требующих помощи [9] — и о всех и за вся. [10]

[5]  Молитва на Возношение Святых Даров, по возгласе. ("Милость мира...")..

[6]  Возглас Евхаристической молитвы. См. также 1 Кор. 11,24.

[7]  Возглас Евхаристической молитвы. См. также Мф. 26, 27-28.

[8]  Священническая молитва поминовения живых и усопших по Пресуществлении Святых Даров.

[9]  См.: Великая ектения, также - чинопоследование литии (см. Всенощное бдение).

[10]  Возглас священника на Возношение Святых Даров.

 

НЕОБХОДИМОСТЬ И СПАСИТЕЛЬНОСТЬ ПРИЧАШЕНИЯ СВЯТЫХ ТАИН

     Причащаться Тела и Крови Господних есть существенная, необходимая, спасительная и утешительная обязанность каждого христианина. Это видно из слов Спасителя: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (Ин. 6, 53—54).
Спасительные плоды или действия Таинства Евхаристии, если только мы приобщаемся их достойно, следующие.
Оно теснейшим образом соединяет нас с Господом: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 56).
Оно питает наши душу и тело и способствует нашему укреплению, возвышению, возрастанию в жизни духовной: Ядущий Меня жить будет Мною (Ин. 6, 57).
Принимаемое достойно, оно служит для нас залогом будущего воскресения и вечно-блаженной жизни:Ядущий хлеб сей жить будет вовек (Ин. 6, 58).
Должно, однако, помнить, что эти спасительные плоды Евхаристия приносит только для тех, кто приступает к ним с верою и покаянием; недостойное же вкушение Тела и Крови Христовых принесет тем большее осуждение: Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11, 29).

ВИДИМАЯ СТОРОНА ТАИНСТВА ЕВХАРИСТИИ [11]

     При установлении Таинства Евхаристии веществом для нее были хлеб и вино. Так же и теперь: для совершения Таинства Евхаристии необходимым веществом для нее служат хлеб и вино.
Хлеб, употребляемый для Таинства Евхаристии, должен быть пшеничным,
потому что именно такой хлеб употреблялся во дни Иисуса Христа, и именно такой хлеб всегда употребляла Церковь для этого Таинства, лучший по веществу, из которого приготовляется, и чистый по способу приготовления — этого требуют величие и святость Таинства. Наконец, евхаристический хлеб должен быть квасным (приготовленным на дрожжах, вскисшим). Долгое время в Церкви не возникало ни споров, ни недоумений о том, каков именно должен быть евхаристический хлеб: практически повсеместно в Церкви, на Востоке и Западе, употребляли для Евхаристии квасный хлеб. Вторым веществом для Таинства Евхаристии должно быть виноградное вино. На виноградном вине совершил Таинство Евхаристии Сам Спаситель. Преподав ученикам Своим чашу со словами: Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, Он непосредственно присовокупил: Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего (Мф. 26, 27 — 29). И так как в Палестине употреблялось обыкновенно красное виноградное вино (Быт. 49, 11; Втор. 32, 14) и на таком, конечно, вине совершил Таинство Евхаристии Христос Спаситель, то и Церковь издревле употребляет для Евхаристии красное виноградное вино, тем более, что оно самым видом своим изображает для чувственных очей Кровь Христову. Вино виноградное должно быть цельное, чистое, не смешанное с какой-либо другой жидкостью — этого требуют святость и величие Таинства. Но при совершении Таинства это цельное вино растворяется водою, потому что и Христос, по свидетельству Предания, согласно восточному обычаю, употребил на Тайной Вечере вино, растворенное водою. Кроме того, соединение вина с водою имеет еще и особое значение, напоминая, что во время Крестных страданий Господа из прободенного ребра Его истекла кровь и вода (Ин. 19, 34).
Священнодействие, во время которого совершается Таинство Евхаристии и без которого оно не может быть совершено, есть Божественная литургия. В Литургии различаются три части: 1) проскомидия, или приношение, когда приготовляется вещество для Таинства, названная так от обычая древних христиан приносить хлеб и вино для Евхаристии; 2) Литургия оглашенных, во время которой приготовляются к Таинству христиане и на которой позволяется присутствовать оглашенным, т. е. готовящимся ко вступлению в число членов Церкви, и 3) Литургия верных, во время которой и происходит самое совершение Таинства. Это самая торжественная часть богослужения. Освящение Святых Даров, которое совершается на Литургии верных, начинается евхаристической молитвой, продолжается призыванием Святого Духа и оканчивается благословением Святых Даров; когда совершено благословение, священнодействующий земным поклоном изъявляет благоговение уже к Телу и Крови Христовым.

[11]  См.: Букварь школьника: Язык славян: Начала познания вещей Божественных и человеческих. - М.: Патриаршее подворье Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе: Сибирская благозвонница, 2002. С. 608 - 610.