Кого нужно и можно поминать в записках

Первая записка, подаваемая нами, — «О здравии». Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, материальное благополучие, но и его духовное состояние. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии, — нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность. Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: молитесь друг за друга (Иак. 5,16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь. В императорской России все молебны начинались с имени Государя Императора, от здравия которого зависела судьба не только России, но и каждой семьи, каждого православного. Сейчас мы должны первым написать имя нашего Патриарха, а за ним — архипастыря, преосвященного архиерея, поставленного от Бога духовного владыку, заботящегося и приносящего Господу молитвы и жертвы за врученную ему паству.

Так поступают многие христиане, так учит Священное Писание: прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 1-4). Затем пишется имя духовного отца, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: Поминайте наставников ваших (Евр. 13, 7), имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8). Если вам сделали добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа: отдавайте всякому должное... Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон (Рим. 13, 7-8). Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, его имя тоже можно вписать для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44).

Молитва за врагов, за враждующих — великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем — и вражда прекращалась. Вторая записка, подаваемая нами, — «О упокоении». В ней мы пишем имена усопших родных, друзей, знакомых, учителей — всех, кто нам дорог. Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших — и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил. Умершие хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божьими, как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38). Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках. Мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь. Живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми (Рим. 14, 8-9). Наше единство и общение с умершими может особенно чувствоваться во время усердной молитвы за них. Это производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.