Часть 4. Возрождение обители

Часть 4. Возрождение обители

Прославление старца Амвросия. – Возобновление монашеской жизни в Шамордине. – Назначение настоятельницей монахини Никоны (Перетягиной). – Труды и старания первых насельниц возрождаемой обители.

К торжественному празднованию тысячелетия Крещения Руси поруганные святые храмы и монастыри стали возвращать Русской Православной Церкви. В 1987 году в числе первых была возвращена Оптина Пустынь. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре с 6 по 9 июня 1988 года, были причислены к лику святых девять подвижников благочестия, среди которых – великий российский старец-духовник иеросхимонах Амвросий Оптинский (1812 – 1891). С благословения Святейшего Патриарха Пимена, по представлению архиепископа Тульского и Белевского Максима (+ Крохи) 5 октября 1987 года в Соборе Тульских святых как местночтимая была прославлена схимонахиня София (Болотова) – первоначальница Шамординской обители. Весной 1990 года наместник Оптиной пустыни архимандрит Евлогий (ныне архиепископ Владимирский и Суздальский) обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену с ходатайством об открытии Шамординской обители.

3 мая 1990 года Святейший Патриарх Пимен подписал Указ о возобновлении Шамординского монастыря. 15 мая обитель официально передали Русской Православной Церкви. Настоятельницей была назначена монахиня Рижского Свято-Троицкого монастыря Никона (Перетягина), выпускница регентской школы Московской Духовной академии, а духовником обители – игумен Поликарп (Нечипорук), постриженик Свято-Троицкой-Сергиевой Лавры, участвовавший в возрождении Свято-Данилова монастыря – первой возвращенной Русской Православной Церкви обители.

По молитвам преподобных устроителей старца Амвросия и матушки Софии в Свято-Амвросиевской Казанской женской пустыни вновь стали возноситься молитвы, затеплились лампады, и началось богослужение. Игумения Никона и игумен Поликарп, будучи воспитанниками прославленных обителей, свято хранивших древние иноческие заветы, принесли с собой истинный монашеский дух. Под руководством архимандрита Евлогия начались работы по восстановлению обители, но главное, что предстояло, – возродить заложенное основателями Шамординской обители евангельское служение ближним. «Красно и поистине добро житие монашеское – красно и добро, если оно бывает сообразно с теми правилами и законами, которые положили начальники и основатели оного, Святым Духом наученные», – говорит святой Феодор Эдесский. Первыми насельницами Шамордина стали восемь паломниц, трудившихся в Оптиной пустыни, возрастом от шестидесяти до семидесяти лет. Но постепенно монастырь стал пополняться молодыми сестрами, горящими любовию к Богу и желающими послужить Ему в ангельском чине. И уже через год в обители было около ста сестер. 

В день Светлого Христова Воскресения, 15 апреля 1990 года, было совершено первое богослужение в еще разоренном храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». За двадцать дней его подготовили к освящению. И 27 мая, в Неделю святых отцов Первого Вселенского Собора, состоялось торжественное обновление этого храма. Во время Божественной Литургии матушка настоятельница была возведена в сан игумении. В этот же день первые насельницы стали послушницами. Новым сестрам во главе с матушкой игуменией предстояло много труда по восстановлению разоренной обители. Главный монастырский храм – Казанский собор, без куполов и окон, с проржавевшей крышей, поросшей деревьями, изуродованный пристройками, – выглядел очень плачевно. Внутри храм тоже был сильно обезображен: в алтаре – комбайн, на стене изображение карты СССР, все пространство разделено множеством перегородок, выкрашенных в разный цвет. Трапезная, больничный корпус, дом Перловых и другие монастырские постройки также находились в аварийном состоянии. Жилые корпуса были заняты, в них проживало 40 семей местных жителей, поселившихся в советское время. Казалось, что все это восстановить совершенно невозможно. Но предстательством и покровом Пречистой Божией Матери, молитвами преподобных старцев оптинских и матушек первоначальниц обители Господь помогал сестрам в их непосильном и тяжелом труде. – «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13).

Монастырская жизнь поначалу сосредоточилась на небольшой территории вокруг освященного храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В приспособленных под жилье двух корпусах не было ни отопления, ни воды, ни канализации. Сестрам приходилось много трудиться, спали иногда всего по два часа. Нужно было восстанавливать оскверненные храмы, расчищать их от завалов, откапывать фундаменты, разбирать пристройки, уродующие архитектурный облик монастыря, приводить в порядок территорию. Сестры сами заготавливали дрова, сено для скота, носили кирпичи, обрабатывали под огороды невозделанную, засоренную строительным мусором землю и выполняли много другой тяжелой физической работы. Но, несмотря на все это, чувствовалась особая духовная радость и подъем, все благодарили Господа за то, что им выпало счастье участвовать в возрождении святой обители.

С первых же дней матушкой игуменией и духовником обители был определен монастырский устав. Установлен суточный круг богослужения, состоящий из вечерни, повечерия с иноческим правилом, полунощницы, утрени, часов и Божественной Литургии. Было заведено чтение неусыпаемой псалтири. Сложившийся молитвенный строй явился твердым фундаментом в духовном становлении возрождающегося монастыря. Матушка игумения обучала сестер богослужебному уставу и церковному пению; в первое время сама часто управляла монастырским хором.