Часть 6. Приведутся Царю девы

Часть 6. Приведутся Царю девы

Наши благотворители. – Монастырская больница и богадельня. – Церковные ремесла и монастырское хозяйство. – Святые источники. – Восстановление Троицкого храма. – Работы по восстановлению подземных склепов.

   Низкий поклон всем, кто помогал и помогает монастырю. Вечная память ныне уже почившим благотворителям, потрудившимся на благо Шамординской обители во славу Божию. С первых трудных лет возрождения много благотворил монастырю Борис Васильевич Антонов, жертвовавший на восстановление Казанского собора, на его средства покрыли собор медью, были сделаны окна, балясины и другое. Многие годы он оплачивал расходы монастыря за электроэнергию. Захарова Евгения из Англии помогала монастырю денежными средствами, жертвовала в начинающуюся иконописную мастерскую художественные материалы, необходимые для работы. Оболешева Мария Петровна (+14.10.2004) с благословения схиархимандрита Христофора (Никольского) регулярно помогала продуктами, всегда стараясь привезти их к празднику.
   Многая и благая лета тем, кто и ныне не оставляет Шамординскую обитель; всем, вносящим свою посильную лепту, а также труждающимся во славу Божию в монастыре.
   Продолжая благотворительные начала, положенные батюшкой Амвросием и матушкой Софией в основание обители, с 2002 года вновь стали функционировать монастырские богадельня и больница. В настоящее время в богадельне проживают около 30 престарелых монахинь. Многим из них выпало пережить тяжелые военные годы, времена гонений за веру. Эти пожилые насельницы в течение нескольких лет трудились в монастыре, теперь, когда они стали немощными, за ними с любовью ухаживают другие сестры, стараясь скрасить последние годы и упокоить их старость. В кельях живут по одному, либо по два человека. Специально устроена палата для лежачих больных, где хожалки несут круглосуточные дежурства, обеспечивая полный уход за ними.
   При богадельне имеется храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», в котором еженедельно совершаются богослужения, и священнослужители причащают Святых Христовых Таин лежачих сестер прямо в кельях. Здание богадельни большое и светлое, с высокими потолками, в нем по-домашнему уютно, везде много живых цветов, перед входом разбит палисадник со скамейками для отдыха. В богадельне есть своя небольшая трапезная, прачечная и кастелянная. Призреваемые имеют возможность ежедневно посещать богослужения, так как их отвозят в храм на инвалидных колясках.
   Для тех, кто по состоянию здоровья не может бывать в храме, келейно вычитывают монашеское правило. Находящихся при кончине соборуют и часто приобщают Святых Христовых Таин. Уже многие сестры закончили свой земной путь, удостоившись мирной христианской кончины в обители. О почивших возносится соборная молитва.
   Монастырская больница расположена в своем историческом здании, в ней получают помощь как сестры обители, так местные жители и паломники. На первом этаже устроен стационар на десять коек. Также имеется амбулатория с приемным кабинетом, перевязочной, кабинетом физиотерапии, лабораторией и процедурной. Там же размещается стоматологический кабинет и помещение для централизованной стерилизации. Послушание при больнице несут сестры, имеющие медицинское образование, среди них врачи, фельдшеры и медсестры. При необходимости для проведения диагностических исследований и консультаций, а иногда и госпитализации обращаются в различные медицинские учреждения. Высококвалифицированную помощь оказывают специалисты Козельской городской, Калужской областной и железнодорожной больниц и Центра микрохирургии глаза имени Федорова. Особое личное участие принимал профессор НИИ нейрохирургии имени Н.Н. Бурденко Виталий Иванович Науменко, привлекая и своих коллег. Также тепло встречают сестер в Центральной клинической больнице Московского Патриархата святителя Алексия, митрополита Московского.
   С возрастанием обители увеличивается и число мастерских церковных ремесел. Восстанавливается прежняя монастырская традиция благоукрашать храмы руками сестер. В течение многих лет в монастыре для храмов создаются иконы, шитые бисером. Со временем организовывается своя чеканно-басменная мастерская, в которой изготавливают чеканное обрамление иконостасов, напольные киоты, гробницы для плащаниц и аналои. В мастерской лицевого шитья создаются напрестольные и выносные плащаницы, хоругви и иконы. Функционирует своя пошивочная мастерская, в которой сестры шьют священнические облачения, монашескую церковную и повседневную одежду. Также сестрами осваивается резьба по дереву. Несколько лет существует керамическая мастерская, в которой сестры изготавливают сувенирные изделия.
   Обитель старается сама обеспечивать себя всем необходимым. С самого начала возрождения монастырской жизни устроена своя просфорная, в которой выпекают просфоры для Божественной Литургии, а в последние несколько лет и артосы. В монастырской хлебопекарне монахини с молитвой пекут хлеб и пасхальные куличи. В 1997 году восстановили и освятили старинное здание трапезной. На втором этаже отреставрировали просторные сестринский и гостевой залы, а также обустроили кухню. На первом этаже оборудовали помещения для обработки продуктов: молочный цех, где перерабатывают молоко; цех консервации, в котором делают заготовки на весь год, а также рыбный и кондитерский цеха. Отдельно была устроена сушильня для сушки грибов и фруктов. Дважды в день в монастыре совершаются трапезы, за которыми читают творения святых отцов и жития святых. В обители ежедневно бесплатно кормят паломников, а в праздничные дни трапезует одновременно до 500 богомольцев.
   Со временем монастырское хозяйство увеличилось, и теперь на скотном дворе 15 дойных коров, бык, телята, лошади, овцы и козы. Полезное козье молоко дают сестрам для поддержания здоровья. Шерсть монастырских овец обрабатывают, а затем прядут и вяжут из нее теплые вещи. Обустроен курятник с инкубатором на 500 яиц, обеспечивающий монастырь свежими яйцами.
   В монастырском яблоневом саду расположена пасека из 30 пчелиных семей. На медовый Спас, 14 августа, сестрам раздается мед нового сбора. Развивается садово-огородное хозяйство. На монастырских полях сеют злаковые культуры, сажают корнеплодные овощи. Заложен новый сад карликовых яблонь. Летом на грядках и в парниках выращивают различные овощи и зелень, которыми обеспечивают монастырскую трапезу.
   Для того чтобы обитель могла жить и развиваться самостоятельно, матушка игумения благословляет молодых насельниц на заочное обучение различным специальностям, необходимым в монастыре. Сестры учатся в духовных и светских учебных заведениях на факультетах: богословском, юридическом, медицинском, ветеринарном и ландшафтной архитектуры.
   Монастырь оказывает врачебную помощь на дому, помощь продуктами, одеждой, медикаментами малоимущим, многодетным семьям, одиноким пожилым людям, проживающим вблизи монастыря, а также детским приютам, домам инвалидов.
   В 1998 году над одним из источников поставили часовню и освятили его в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», рядом устроили купальню. Усердием благотворителя монастыря Анатолия Владимировича Голубенко была построена удобная лестница, ведущая к источнику, состоящая из 240 ступенек. На ней устроена смотровая площадка с живописным видом на Царский луг.
     В 2008 году над источником в честь Казанской иконы Матери Божией также построили часовню и вновь освятили. Третий источник освящен в честь преподобного Амвросия Оптинского в 2017 году, над ним также установлена часовня. Множество паломников, посещающих обитель, набирают святую воду и погружаются в источник, по вере получая исцеления от разных недугов. 

   В 2005 году, посетив обитель, Святейший Патриарх Алексий II благословил строить монастырскую стену и выделил для этого денежные средства. Через два года была построена ее восточная часть.
   Проведя основные реставрационные работы сохранившихся храмов, приступили к восстановлению разрушенной до фундамента Троицкой церкви. Этот, хотя и небольшой, но исторически значимый для обители храм, уповая на помощь Божию, всегда надеялись воссоздать. Однако возможным это стало только теперь, благодаря щедрым пожертвованиям и заботам того же боголюбивого благотворителя раба Божия Анатолия. 28 июля 2006 года отслужили молебен и приступили к его восстановлению. К 2009 году храм уже был возведен под купол, и в сентябре установили на него кресты. В мае 2018 года Троицкий храм был освящен малым (неполным) чином. В настоящее время в нем уже проходят богослужения, совершается Божественная литургия. Но еще предстоит много отделочных наружных и внутренних работ. Убранство этой церкви, как и других монастырских храмов, планируется создавать в своих мастерских.

   Для утешения и подкрепления духовных сил на трудном монашеском пути, матушка игумения время от времени благословляла сестер на поездки по Святым местам. С 1994 по 1996 год четыре насельницы монастыря несли послушание в Русской Духовной Миссии на Святой Земле. Также для поклонения великим христианским святыням сестры по несколько человек совершают паломничества на Святую Землю, Синай, Кипр и в г. Бари. По святым местам России и к чудотворным мощам, привозимым из других православных стран для поклонения, организовываются поездки для всех сестер монастыря.
   Место погребения настоятельниц и С. В. Перлова всегда особо почиталось в обители. В советское время выстроенное над могилками здание усыпальницы разрушили, подземная ее часть также была повреждена. В связи с этим было необходимо провести работы по восстановлению подземных склепов. С благословения Святейшего Патриарха Алексия II 28 мая 2008 года, отслужив заупокойную литию, начали раскопки под руководством архимандрита Поликарпа. Предстояло найти фундамент, определить пространство крипты, сделать обмеры для дальнейшего проектирования надземной части усыпальницы. Сестры сами расчищали это святое место, даже самые немощные и пожилые насельницы стремились принять участие в этом благом деле. Чувствовалась общая сплоченность и духовное единение. Почившие матушки всегда были близки и дороги сестрам, к ним обращались с молитвой, и теперь каждая хотела внести свою лепту в благоустройство места их упокоения. Очистив склепы от земли и обломков разрушенной усыпальницы, благоговейно переложили останки матушек в специально приготовленные гробы, облачив в новое монашеское одеяние. Затем были восстановлены склепы, в которые перезахоронили настоятельниц и С.В.Перлова.
   Болью в сердце каждой сестры отозвалась весть о преставлении 5 декабря 2008 года Предстоятеля Русской Православной Церкви, Святейшего Патриарха Алексия II. Остро почувствовалось сиротство обители. Матушка игумения и все сестры монастыря ездили прощаться со своим дорогим отцом в храм Христа Спасителя. Все верят в молитвенное предстательство почившего Первосвятителя пред Престолом Царя Небесного за Шамордино, всю Землю Русскую и за весь мир.
   Завещанием для шамординских сестер являются слова Святейшего Патриарха: «Внешнего благополучия и богатства ищет мир с его материалистическими ценностями, монашество же призвано достигать уже здесь, на земле, идеала евангельского, и прежде всего «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараться сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 2–3) в своих обителях».
   Весной 2010 года обитель отмечала 20-летие своего возрождения, что явилось для нее очень важной датой, подведением первых итогов. 27 мая 2010 года торжества возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, прибывший в Шамордино по приглашению матушки игумении Никоны и духовника обители архимандрита Поликарпа. Это был первый визит в обитель ее нового священноархимандрита. Среди приглашенных почетных гостей были Высокопреосвященный Климент, митрополит Калужский и Боровский, Преосвященный Георгий, епископ Людиновский, викарий Калужской епархии, губернатор Калужской области Анатолий Дмитриевич Артамонов. Совершив праздничное богослужение в Казанском соборе, Святейший Патриарх обратился к сестрам, паломникам и многочисленным гостям обители с первосвятительским словом, сказав о благородстве и трудности монашеского жизненного пути в современном мире – среди общего отступничества и подмены понятий, об исповедническом подвиге, совершенном преподобным Амвросием, основавшем обитель, которую не смогли уничтожить и предать забвению все усилия врага человеческого рода. Святейший Патриарх пожелал сестрам монастыря духовного преуспеяния, возрастания в вере и любви и просил их святых молитв. В память об этом дне он подарил обители икону Пресвятой Богородицы в честь Ея чудотворного образа «Знамение», а также картину с изображением Свято-Троицкой Сергиевой Лавры для монастырской богадельни. С большим интересом и участием Святейший Патриарх осмотрел другие храмы и здания обители, посетил богадельню, где благословил ее насельниц иконами, и принял участие в праздничной трапезе, по окончании которой всем сестрам и гостям обители были вручены памятные подарки.
   С этого дня начался новый этап в жизни Казанской Амвросиевской женской пустыни. Время восстановления из руин, тяжелых бытовых условий и непосильных трудов осталось позади. Начался период, когда основной задачей сестер стали, как и положено в монастыре, молитвенный труд и подвиг. В обитель поступили новые сестры, которые заняли место тех, кто отошел ко Господу, завершив свой земной путь в монашеском звании.
   Ничто не омрачало мирной и спокойной жизни монастыря, но 28 мая 2012 года его постигла тяжелая утрата – на 71-м году жизни после тяжелой и скоротечной болезни скончалась всеми любимая матушка игумения Никона, бессменная настоятельница монастыря с первых дней его возрождения. Для сестер это стало первым настоящим большим горем и серьезным испытанием их веры. Потеря казалась невосполнимой, ведь матушка игумения всегда была примером и опорой во всем, что посылал Господь.
   Возможно, те, кто судит по-внешнему, не нашли бы в личности матушки Никоны ничего исключительного – она и сама любила подчеркнуть, что является самым обыкновенным человеком. Но дух и жизненная сила ее были бесконечно велики, равно как и те духовные дары, что преподал ей Господь. В полной мере это проявлялось в испытаниях и скорбях, каковых в ее жизни было немало, и в умении носить тяготу других. Мужество и терпение, явленные ею, поистине безграничны: собственные скорби она ни с кем не делила, стараясь все переносить молча, с упованием на Бога и Его милосердие. Матушка часто говорила, что с креста не сходят, как бы больно ни было. Когда в 2000-м году ей пришлось пережить долгую газетную травлю, организованную враждебными ей людьми, было много откровенной клеветы, домыслов, карикатурных преувеличений, – матушка перенесла эту скорбь молча, весь суд предоставив Богу. Никто не дождался от нее ни слова оправдания.
   Еще ее отличала удивительная искренность – качество столь же ценное, как и редкое. Сама не имея и тени лукавства или корысти, матушка пребывала в убеждении, что их нет в окружающих людях и ее доверие не будет никем использовано во зло. Эта детская доверчивость, сохранившаяся до последнего дня, при глубоком духовном уме обезоруживала всех. Следствием этой открытости и простоты была поистине царственная щедрость ее души. Она проявлялась во всем: в милосердии к бедным людям, в стремлении не просто сделать кому-то дар, а именно одарить, отдать лучшее, отдать все. Про такое все читали в древних книгах и житиях святых, но знавшим матушку близко довелось видеть это своими глазами. Она не только исполнила монашеский обет нестяжания, но, можно сказать, перевыполнила его: любой монах, отдавая все, что имеет, вправе сохранить, по крайней мере, смертный узел, но у матушки не было и его: все, кроме постригального креста и свечи, оказалось роздано давным-давно.
   Таково было ее отношение ко всему временному, преходящему. Столь же безупречны были ее честность перед Богом и людьми, умение любить, умение прощать. В монашеской жизни, если понимать под ней внутренний духовный подвиг и рост, она показала великое преуспеяние, хотя настоятельское послушание затрудняет человеку труд над собственной душой – слишком мало остается для этого времени и сил. Но и на игуменском поприще ею сделано все возможное, а если что-то осталось неисполненным, то только потому, что не было дано по времени.
   Уход матушки был слишком внезапным, сестры не были к нему готовы, болезнь и смерть настигли ее в духовном расцвете. Такое случается нечасто. Было впечатление, точно кто-то резко угасил яркое и сильное пламя. Когда большой монастырский колокол возвестил о постигшей утрате, недоумение и скорбь долго не давали смириться и принять это. Но Господь все-таки забрал ее к Себе.
   Преставление и погребение матушки игумении Никоны стали подлинным торжеством. Свои соболезнования прислал Святейший Патриарх Кирилл. Проводить матушку в последний путь приехали сотни людей. Отпевание совершили Высокопреосвященный Евлогий, архиепископ Владимирский и Суздальский, Высокопреосвященный Феогност, архиепископ Сергиево-Посадский, Преосвященный Вениамин, епископ Рыбинский. На погребении и за поминальной трапезой было сказано много добрых и теплых слов. Но все это не могло развеять боль и горечь понесенной утраты. Матушку похоронили за алтарем Казанского собора в усыпальнице для настоятельниц. Да упокоит Милосердный и Праведный Господь матушку игумению Никону и всех наших усопших духовных матерей во Царствии Своем и святыми их молитвами да управит и наш путь!
   Главным деланием Шамординской обители является молитвенное предстояние Богу. Ежедневно ее священнослужителями на Престолах монастырских храмов приносится Бескровная Жертва. В течение многих лет духовнику монастыря помогает иеромонах Антоний (Плясов), ревностно исполняя свое служение. Милостию Божией, богослужебный круг молитвы, начавшийся с первых дней возрождения, не прерывался, никогда не прекращалось и чтение Неусыпаемой Псалтири.
   Сестрами возносятся молитвы и за страждующих недугом пьянства и наркомании перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша». Возобновлено молитвенное поминовение прежде подвизавшихся в обители, мирно почивших и убиенных в годы гонений сестер. Составлены заупокойные синодики. Сестрами проводится изыскательная работа в архивах. Собираются материалы по истории монастыря, отразившей прошлое нашего Отечества и всей Русской Православной Церкви, которая в трудные годы гонений выстояла, сохранила веру.
    Под Первосвятительским омофором уже трех Российских Патриархов, почивших Святейшего Пимена и Святейшего Алексия II, и ныне стоящего во главе Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Кирилла, вот уже в течение более 25 лет монастырь живет и развивается. За эти годы неустанным попечением и заботами первой настоятельницы обители матушки игумении Никоны и духовника архимандрита Поликарпа Шамординский монастырь восстал из руин и окреп.

    В настоящее время обитель живет под руководством новой настоятельницы – игумении Сергии (Щербаковой), возведенной в игуменский сан 6 июля 2014 года в Новодевичьем монастыре г. Москвы. Матушка Сергия, бывшая более двадцати лет в монастыре и помогавшая почившей игумении Никоне в делах, продолжила сложившиеся традиции и сложившийся монастырский уклад. 

    Сейчас в обители подвизается около 110 сестер, стремящихся к духовному совершенству и исполнению евангельских заповедей, дабы стяжать дух мирен и достигнуть Царствия Небесного.

      Созданная трудами и молитвами преподобного старца Амвросия его любимое детище Шамординская обитель продолжает жить, чтобы светить миру истинно евангельским светом, являя собой образ Царства Божия на земле.