21 марта. Воскресенье

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Глас 8-й.
Прп. Феофилакта исп., еп. Никомидийского (842–845).
Прпп. Лазаря (1391) и Афанасия (XV) Муромских (Мурманских), Олонецких. Ап. Ерма (I). Сщмч. Феодорита, пресвитера Антиохийского (361–363). Прп. Дометия (363).
Сщмч. Иоанна Знаменского пресвитера (1923); мч. Владимира Ушкова (1942).
Икон Божией Матери: Кипрской в с. Стромынь Московской обл. (переходящее празднование в 1-ю Неделю Великого поста) и «Знамение» Курской-Коренной (1898).

Утр. – Ев. 8-е, Ин., 64 зач., XX, 11–18.
Лит. – Евр., 329 зач. (от полу), XI, 24–26, 32 – XII, 2. Ин., 5 зач., I, 43–51.


История праздника и чин Торжества Православия

triumph_orthodoxy.jpegНеделя Торжества Православия связана с VII Вселенским Собором 787 года, который окончательно установил в Православной Церкви почитание икон после длительного периода иконоборчества. Сам же праздник возник в 843 году и был посвящен окончательной победе над ересью иконоборчества. Тем самым, в Церкви закончился период выработки христологического богословия (православного учения о Христе), и икона здесь стала последним зримым свидетельством реальности Боговоплощения. С тех пор отмечать Торжество Православия стали в первое воскресенье Великого поста, так как самое первое его празднование в 843 году пришлось именно на первое великопостное воскресенье.

Великий пост для христиан — это семь недель напряженного духовного труда. Каждая из них заканчивается воскресным днем, в который верующие вспоминают какое-либо важное событие в жизни Церкви или святого человека

Примерно к XI веку в Церкви сложился и особый чин Торжества Православия.В его богослужебных текстах произносится торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями, повторяются постановления семи Вселенских соборов, а также произносится анафема на тех, кто перед Православной Церковью совершил тяжелые грехи (ересь, вероотступничество, хула на Бога, поругание и насмешка над святынями и прочее). В этом чине также утверждается истинное прославление Бога, согласное учению Церкви.

Конечно, и сейчас есть реальные исповедания, которые мы можем назвать еретическими, родившиеся в отделении от Церкви в силу иных догматических, богословских представлений их создателей. Но, очевидно, что на сегодняшний день спор с ними для православной Церкви особой актуальности уже не имеет. В свое время эти ереси были внутри Церкви и представляли для нее вполне реальную опасность, а сегодня это уже не так, они существуют вне Церкви. И прежде бывшей опасности нет. Таким образом, поминовение ересей в неделю Торжества Православия, скорее всего, несет в себе именно историческое значение, но не практическое. Церковь напоминает верующим, что в ее истории были периоды, когда внутри нее шла интенсивная, напряженная полемика, связанная, прежде всего, с работой человеческой мысли. Сегодня, как свидетельствует окружающий нас мир, мысль в этом направлении не работает, поэтому и появление новых серьезных ересей маловероятно.

Страдание святого священномученика Феодорита, пресвитера Антиохийского
Память преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского