25 апреля. Четверг

Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери. Прп. Василия исп., еп. Парийского (после 754).
Сщмч. Зинона, еп. Веронийского (ок. 370). Прп. Исаака Сирина, в Сполете Италийском (550). Прмчч. Мины, Давида и Иоанна (после 636). Прп. Анфусы девы (801). Прп. Афанасии игумении (860).
Прмч. Сергия Крестникова (1938).
Муромской (XII) и Белыничской (XIII) икон Божией Матери.

Утр. – Лк., 108 зач. (от полý),XXII, 1–39.
Лит. – 1 Кор., 149 зач.,XI, 23–32. Ев. составное: Мф., 107 зач.,XXVI, 1–20. Ин., 44 зач.,XIII, 3–17. Мф., 108 зач. (от полý),XXVI, 21–39. Лк., 109 зач.,XXII, 43–45. Мф., 108 зач.,XXVI, 40 – XXVII, 2.
На умовении ног: Ин., 44 зач.,XIII, 1–11.
По умовении ног: Ин., 45 зач.,XIII, 12–17..

О Великом Четвертке

Тайная Вечеря_1.jpgСлужба накануне Великого четверга посвящена Тайной Вечере, за которой Спаситель, повелев, чтобы Пасха Нового Завета вкушалась в память Его Самого, Его Тела и Его Крови, пролитой во отпущение грехов, установил Таинство Евхаристии.

В богослужении этого дня вспоминается также предательство Иуды.

За богослужением читается Евангелие от Луки, повествующее о Тайной Вечере, и все песнопения службы посвящены ей.

Вот о чем говорит тропарь Великого четверга:

«Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся (просвещались), тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся (обезумел) и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю (собиратель), сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия (беги от ненасытной души, видя, на что она дерзнула по отношению к Учителю). Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе».

В апостольском чтении изображены как установление таинства, так и цель его и достойный образ приготовления к нему и принятия его.

Евангелие повествует об обстоятельствах, предшествовавших, сопровождавших и 'последовавших за Тайной вечерею, и выбрано из повествований святых евангелистов Матфея, Луки и Иоанна.

Созерцая Спасителя уже в последние пред страданиями минуты, Святая Церковь в своих песнопениях глубоко соскорбит и сострадает Ему, но, зная, Кто этот Страдалец и зачем и за кого Он идет на смерть, Святая Церковь дает не менее места и чувству благоговейной любви к Грядущему на вольные страсти и благодарного прославления Его.

С особенной силой желая выразить негодование к козням иудейским и вероломству Иудину, с одной стороны, и благоговейное преклонение пред долготерпением Спасителя – с другой, Святая Церковь восклицает: «Стекается прочее соборище иудейское, да Содетеля и Зиждителя всяческих Пилату предаст; о беззаконных! о неверных! яко Грядущаго судити живым и мертвым, на суд готовят: исцеляющаго страсти, ко отрастем уготовляют: Господи долготерпеливо! велия Твоя милость, слава Тебе!»

Евангельское чтение этого дня – особое, составленное из описаний Тайной Вечери всеми четырьмя евангелистами.

«Херувимская песнь» и причастные стихи заменяются пением следующей молитвы:

«Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

Житие преподобной матери нашей Афанасии
Житие преподобного отца нашего Исаака Сирина.
Память святого священномученика Зинона, епископа Веронийского
Память преподобного отца нашего Василия Исповедника, епископа Парийского
Память преподобной Анфусы.