11 декабря. Понедельник

Седмица 28-я по Пятидесятнице. Прмч. и исп. Стефана Нового (767). Мч. Иринарха и святых семи жен (303).

Свт. Феодора, архиеп. Ростовского (1394). Мчч. Стефана, Василия, Григория, другого Григория, Иоанна и иных многих (VIII).

Сщмч. митр. Серафима Чичагова (1937). Сщмчч. Алексия Веселовского, Алексия Смирнова, Василия Завгороднего пресвитеров, прмчч. Рафаила Тюпина, Викентия Никольского и мц. Анисии Маслановой (1937); мц. Параскевы Федоровой (1938); сщмч. Николая Крылова пресвитера (1941). Обре́тение мощей прп. Сергия Сребрянского, исп. (2000).

2 Тим., 294 зач., II, 20–26. Лк., 97 зач., XIX, 37–44. Прмч.: 2 Тим., 291 зач., I, 8–18. Мф., 37 зач., X, 23–31*.

* Если совершается полиелейная служба сщмч. Серафима, то на утрене читается Евангелие от Матфея, 36 зач., X, 16–22, а на литургии – чтения дня и священномученика: Рим., 99 зач., VIII, 28–39. Лк., 106 зач., XXI, 12–19.


Житие святого священномученика Серафима

Священномученик Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился в 1856 году в семье военного, принадлежавшей к одному из наиболее знаменитых дворянских родов России. После окончания Императорского Пажеского корпуса он принимал участие в балканской войне (1876–1877) и под впечатлением пережитого стал задумываться над (ставшими перед ним на войне со всей отчетливостью вопросами о смысле жизни и нравственной стороне страданий. По возвращении с Балкан в Петербург он на определившихся для него путях ко Господу находит духовную поддержку у святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, ставшего для будущего святителя непререкаемым авторитетом. В 1879 году Леонид Михайлович вступает в брак с Н. Н. Дохтуровой. В уклад своей семьи он сумел внести дух православного благочестия, это супружество возвышенностью взаимоотношений отличалось от обычных великосветских браков.

Будучи военным, Чичагов стремился претворить в своей жизни идеалы служения Богу и людям. Так, он состоял ктитором одного из военных храмов, разработал практику медицинского применения лекарственных трав, что давало возможность использовать их и в военно-полевых условиях. Интересовался Леонид Михайлович и богословскими науками. Выйдя в отставку в чине полковника, в 1893 году Л. М. Чичагов по благословению святого Иоанна Кронштадтского принимает священнический сан. Он служит в различных церквах Москвы и отдает все свои силы благоустроению храмов. В 1895 году умирает его жена. Скорбя об утрате близкого человека и сосредоточившись на молитве, отец Леонид тянется в это время к монастырской жизни, что сказывается и на его творческих интересах: именно тогда он начинает составлять и поныне широко читаемую «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Это становится для него началом изучения жизни и подвигов преподобного Серафима Саровского.

В 1898 году отец Леонид Чичагов принимает постриг с именем Серафим и зачисляется в штат Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Вскоре он, уже в сане архимандрита, назначается настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Будущий святитель продолжает работу над «Серафимо-Дивеевской летописью». Постоянно ощущавший духовную поддержку преподобного, архимандрит Серафим решился обратиться с просьбой поставить вопрос о канонизации преподобного Серафима Саровского в Священном Синоде непосредственно к Государю Императору Николаю II, являвшемуся «верховным защитником и хранителем догматов господствующей веры». В деле, представленном архимандритом Серафимом, Государь принял искреннее участие. Деянием Синода 1903 года Саровский старец Серафим причислен к лику святых Русской Православной Церкви.

Приняв участие в различных торжественных мероприятих в связи с канонизацией преподобного в Сарове, свой окончательный вклад в его прославление архимандрит Серафим внес несколько позже, составив замечательный акафист преподобному, обогативший русскую традицию церковной гимнографии. Так завершилолсь одно из самых значительных для архимандрита Серафима деяний его церковного служения, в котором великий подвижник и чудотворец преподобный Серафим Саровский оказался прославленным во многом благодаря молитвенным и пастырским трудам будущего святителя Русской Церкви священномученика Серафима.

В 1905 году архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Сухумского, а затем попеременно направлялся на Орловскую (1906), Кишиневскую (1908) и Тверскую (1912) кафедры в сане архиепископа. Повсюду он проявлял себя в качестве ревностного устроителя приходских общин.

Несмотря на государственные изменения, происшедшие в 1917 году, Владыка Серафим продолжал активную церковную деятельность. Он участвовал на правах правящего архиерея Тверской епархии в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 годов, на котором возглавил Соборный отдел «Монастыри и монашество». Изгнанный раскольниками со своей кафедры в конце 1917 года, святитель Серафим был назначен Святейшим Патриархом Тихоном на Варшавскую кафедру, вступить в управление которой не смог из-за разворачивавшихся в Польше военных действий. В 1921 году, когда он был уже в сане митрополита, его арестовали и приговорили к ссылке в Архангельскую область.

Вернувшись через год в Москву, митрополит Серафим вскоре опять был арестован: ему вменялось в вину прославление преподобного Серафима Саровского. А потом святитель вновь должен был покинуть Москву. Несколько лет он жил вдали от нее, в Воскресенском Феодоровском монастыре под Шуей, пребывая в молитве, раздумьях о судьбах России и Церкви и работая над второй частью «Серафимо-Дивеевской летописи». В 1928 году он возвращается к делам церковного управления с назначением на Ленинградскую кафедру, где царил в то время дух смуты и церковного разделения, охвативший значительное число действовавших в Ленинграде православных приходов.

В своих проповедях Владыка Серафим призывает народ церковный к строго православной жизни, стремится духовно укрепить свою паству, побуждая прихожан усилить молитву, почаще причащаться Святых Христовых Тайн. В 1933 году 77-летний святитель, отдавший все силы служению в епархии, был уволен на покой. Последние годы своей жизни Владыка Серафим провел на даче под Москвой. В деревенской тиши, в духовных размышлениях над богословскими и аскетическими сочинениями, в молитвенных бдениях святитель Серафим подводит итог своей жизни и готовится к встрече со Христом, преодолевая тяжелые телесные недуги, молится о тех, кто забыл о Спасителе и гонит Его Святую Церковь.

Арестованный в ноябре 1937 года 82-летний старец, больной и немощный, был доставлен на носилках в Таганскую тюрьму. Он не признал предъявленных ему обвинений, держался мужественно. Был расстрелян 11 декабря 1937 года в деревне Бутово неподалеку от Москвы. Так завершилось святительское служение митрополита Серафима, стяжавшего мученический венец в конце своего исповеднического пути.

Страдание святого преподобномученика Стефана Нового
Житие святого отца нашего Феодора, архиепископа Ростовского
Память святого мученика Иринарха
Память святых мучеников, со святым Стефаном Новым за святые иконы пострадавших