14 августа. Среда

Происхождение (изнесение) Честны́х Древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164). Семи мучеников Маккавеев: Ави́ма, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсево́на, Али́ма и Маркелла, матери их Соломони́и и учителя их Елеазара (166 г. до Р. Х.).

Обретение мощей прп. Софии Суздальской (1995). Мчч. в Пергии Памфилийской: Леонтия, А́ттия, Александра, Кинде́я, Минсифе́я, Кириака, Минео́на, Кату́на и Евкле́я (III).

Сщмч. Димитрия Павского пресвитера (1937).

Креста: 1 Кор., 125 зач., I, 18–24. Ин., 60 зач., XIX, 6–1113–2025–2830–35. Мчч.: Евр., 330 зач., XI, 33 – XII, 2. Мф., 38 зач., X, 32–36XI, 1. На водоосвящении: Евр., 306 зач., II, 11–18. Ин., 14 зач., V, 1–4.

Начало Успенского поста.

На утрене после великого славословия – вынос Креста и поклонение ему по чину Крестопоклонной Недели.

На литургии поется Трисвятое.

Совершается малое освящение воды.

Крест относится в алтарь вечером по отпу́сте вечерни.

С этого дня до отдания Воздвижения (кроме попразднства Преображения Господня, предпразднства Успения Пресвятой Богородицы, самого праздника Успения, его попразднства и отдания) на утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Крест начерта́в...».


Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии – Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».

Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».

По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: «Спас на воде», «Мокрый Спас»). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.

Страдание святых ветхозаветных мучеников Елеазара священника, семи братьев Маккавеев, матери их Соломонии и иных с ними

Страдание святых мучеников Леонтина, Атта, Александра, Киндея, Минсифея, Кириака, Минея (Минеона), Катуна и Евклея