19 марта. Воскресенье

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Глас 7-й.
Мчч. 42-х во Амморе́е: Константина, Ае́тия, Феофила, Феодора, Мели́ссена, Ка́ллиста, Васо́я и прочих с ними (ок. 845). Прп. Иова, в схиме Иисуса, А́нзерского (1720).
Обретение Честно́го Креста и гвоздей св. царицею Еленою во Иерусалиме (326). Прмчч. Ко́нона и сына его Ко́нона (270–275). Прп. Аркадия Кипрского (ок. 361). Прп. Фридоли́на Зекинге́нского (540).
Икон Божией Матери: Ченстоховской, Шестоковской и «Благодатное Небо».

Литургия св. Василия Великого.

Утр. – Ев. 7-е, Ин., 63 зач., XX, 1–10. Лит. – Евр., 311 зач., IV, 14 – V, 6. Мк., 37 зач., VIII, 34 – IX, 

Неделя Крестопоклонная

Воскресенье третьей недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели.

В cубботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: “Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим”. Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого.

Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.

Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются “крестопоклонными”. Начало традиции поклонения Кресту Господню было положено во времена первых христиан.