Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Мч. Евпсихия (362).
Мчч. Дисана епископа, Мариава пресвитера, Авдиеса и прочих 270-ти (362–364). Прмч. Вадима архим. (376).
Мч. Гавриила Фомина (1942).
Литургии не положено.
Все богослужение Великого Пятка посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию Спасительных Страстей и Крестной смерти Богочеловека.
Утреня Великой Пятницы служится в четверг вечером. Главная особенность этой службы – чтение так называемых Двенадцати Евангелий, то есть двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы.
Первое и самое длинное из них – Евангелие от Иоанна, в котором Господь открывает Себя как «Путь и Истину и Жизнь», как драгоценный дар Божией Любви, соединяющий людей с Ним и друг с другом. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». И весь разговор Христа с апостолами прочерчивается радостью спасения и искупления среди мрака и скорби мира: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». Заканчивается это евангельское чтение так называемой Первосвященнической молитвой, которая являет нам весь смысл прихода Спасителя:
«Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино»
Чтения Страстей Господних заканчиваются отрывком о запечатывании гроба из Евангелия от Матфея.
В Великую Пятницу, когда умер на кресте Спаситель, Божественная Литургия не совершается, но на службе Часов, в пятницу утром, снова прочитываются Евангелия о Его Страстях.
Вечерня Великой Пятницы («Вынос Плащаницы») посвящена погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня.
Перед началом выноса Плащаницы в середине Церкви устанавливается возвышение – «гроб», украшенный цветами, а на престол помещается Плащаница – большой плат, на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя.
Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым. После входа с Евангелием и пения «Свете тихий» читаются отрывки из Книг Исхода, Иова и 52-я глава Книги пророка Исайи. Апостол читается из первого Послания к Коринфянам и Евангелие опять составлено из четырех повествований о Христовых смерти и погребении. Стихи прокимнов и «Аллилуйи» заимствованы из пророческих псалмов Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий (Пс. 21, 18). Боже, Боже Мой, вонми Ми, векую оставил Мя еси (Пс. 21, 1). Положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней (Пс. 87, 6).
После добавочных песнопений, тоже о смерти Христовой, во время пения молитвы св. Симеона Богоприимца, священник надевает полное облачение (самое темное) и кадит Плащаницу, все еще находящуюся на престоле.
Затем после «Отче наш», во время пения тропаря, он поднимает Плащаницу над головой, обходит престол, выходит на середину церкви и помещает ее на гроб.
«Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями (благовониями) во гробе нове покрыв положи (Тропарь Великой субботы).
В некоторых храмах после Вечерни поется Повечерие или так называемый «Плач Пресвятыя Богородицы».