6 апреля. Пятница

Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Прп. Захарии монаха. Свт. Артемия (Артемона), еп. Солунского (Селевкийского) (I–II).
Прп. Захарии, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мчч. Стефана и Петра Казанских (1552). Прп. Иакова исп., еп. (VIII–IX).
Сщмч. Александра Флегинского пресвитера (1918); сщмч. Владимира Панькина пресвитера (1920).
Иконы Божией Матери, именуемой «Тучная Гора».

Утр. – Евангелия Последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа: 
1-е. Ин., 46 зач., XIII, 31 – XVIII, 1
2-е. Ин., 58 зач., XVIII, 1–28
3-е. Мф., 109 зач., XXVI, 57–75
4-е. Ин., 59 зач., XVIII, 28 – XIX, 16
5-е. Мф., 111 зач., XXVII, 3–32
6-е. Мк., 67 зач., XV, 16–32
7-е. Мф., 113 зач., XXVII, 33–54
8-е. Лк., 111 зач., XXIII, 32–49
9-е. Ин., 61 зач., XIX, 25–37
10-е. Мк., 69 зач., XV, 43–47
11-е. Ин., 62 зач., XIX, 38–42
12-е. Мф., 114 зач., XXVII, 62–66.
На 1-м часе: Гал., 215 зач. (от полу'), VI, 14–18. Мф., 110 зач., XXVII, 1–56
На 3-м часе: Рим., 88 зач. (от полу'), V, 6–11. Мк., 67 зач., XV, 16–41
На 6-м часе: Евр., 306 зач., II, 11–18. Лк., 111 зач., XXIII, 32–49
На 9-м часе: Евр., 324 зач., X, 19–31. Ин., 59 зач., XVIII, 28 – XIX, 37
На веч.: Исх. XXXIII, 11–23Иов. XLII, 12–20Ис. LII, 13–15LIII, 1–12LIV, 1
Благовещения: Исх. III, 1–8. Притч. VIII, 22–30. Быт. XXVIII, 10–17. Иез. XLIII, 27 – XLIV, 4. Притч. IX, 1–11
Великого Пятка: 1 Кор., 125 зач., I, 18 – II, 2
Ев. составное: Мф., 110 зач., XXVII, 1–44; Лк., XXIII, 39–43; Мф., XXVII, 45–54; Ин., XIX, 31–37; Мф., XXVII, 55–61.

О Великом Пятке

Феофан Критский церк. свт. Николая. Монастырь Ставроникита. Афон_Страсти Христовы_2.jpgВсе богослужение Великого Пятка посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию Спасительных Страстей и Крестной смерти Богочеловека.

Утреня Великой Пятницы служится в четверг вечером. Главная особенность этой службы – чтение так называемых Двенадцати Евангелий, то есть двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы.

Первое и самое длинное из них – Евангелие от Иоанна, в котором Господь открывает Себя как «Путь и Истину и Жизнь», как драгоценный дар Божией Любви, соединяющий людей с Ним и друг с другом. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». И весь разговор Христа с апостолами прочерчивается радостью спасения и искупления среди мрака и скорби мира: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». Заканчивается это евангельское чтение так называемой Первосвященнической молитвой, которая являет нам весь смысл прихода Спасителя:

«Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино»

Чтения Страстей Господних заканчиваются отрывком о запечатывании гроба из Евангелия от Матфея.

В Великую Пятницу, когда умер на кресте Спаситель, Божественная Литургия не совершается, но на службе Часов, в пятницу утром, снова прочитываются Евангелия о Его Страстях.

Вечерня Великой Пятницы («Вынос Плащаницы») посвящена погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня.

Перед началом выноса Плащаницы в середине Церкви устанавливается возвышение – «гроб», украшенный цветами, а на престол помещается Плащаница – большой плат, на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя.

Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым. После входа с Евангелием и пения «Свете тихий» читаются отрывки из Книг Исхода, Иова и 52-я глава Книги пророка Исайи. Апостол читается из первого Послания к Коринфянам и Евангелие опять составлено из четырех повествований о Христовых смерти и погребении. Стихи прокимнов и «Аллилуйи» заимствованы из пророческих псалмов Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий (Пс. 21, 18). Боже, Боже Мой, вонми Ми, векую оставил Мя еси (Пс. 21, 1). Положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней (Пс. 87, 6).

После добавочных песнопений, тоже о смерти Христовой, во время пения молитвы св. Симеона Богоприимца, священник надевает полное облачение (самое темное) и кадит Плащаницу, все еще находящуюся на престоле.

Затем после «Отче наш», во время пения тропаря, он поднимает Плащаницу над головой, обходит престол, выходит на середину церкви и помещает ее на гроб.

«Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями (благовониями) во гробе нове покрыв положи (Тропарь Великой субботы).

В некоторых храмах после Вечерни поется Повечерие или так называемый «Плач Пресвятыя Богородицы».

Память во святых отца нашего Артемона, епископа Селевкийского
Память преподобного отца нашего Иакова Исповедника.
Воспоминание о чуде, бывшем в Печерском монастыре.