27 мая 1990 года Матушка игумения приняла на себя настоятельский крест, который неустанно несла, являясь бессменной игуменией Шамординской обители.
Отдельные мгновения христианской жизни подчас бывают тяжелы и горьки, но годы, проведенные в подвиге – всегда чисты и величественны. В 1984 году будущая игумения, по благословению своего духовника, поступила в Свято-Троице-Сергиев женский монастырь города Риги, где несла послушание на клиросе и в сестринской трапезной. Четыре года спустя митрополит Рижский и Латвийский Леонид (Поляков) постриг ее в мантию, дав имя Никоны в честь преподобного Никона Радонежского.
В рядовых буднях той поры никто не видел в духовных чадах приснопамятной матушки Магдалины (Жегаловой) будущих игумений, между тем как им, подобно птицам, предстояло в очень скором времени разлететься по всей России – поднимать из руин и запустения многочисленные женские монастыри, ждущие своего часа. Многие помнят начало девяностых годов минувшего века – великое в истории Русской Церкви время, связанное с ее возрождением и возвращением ее святынь. Пробил час, и Господь призвал матушку Никону на этот святой и трудный подвиг. В возрасте сорока девяти лет она возглавила Шамординскую Казанскую пустынь, основанную некогда преподобным Амвросием Оптинским.
Все начиналось с маленькой общины, выросшей за прошедшие годы в большой монастырь. С первых дней те из сестер, кто принимали в обители иноческий или монашеский постриг, становились духовными дочерьми матушки игумении Никоны. Кто оценит природу этого таинства, равно как и те искушения, что с ним связаны? Кто поймет, каково это – вводить в церковный и монашеский мир тех, кто нередко и крещение-то принял незадолго до поступления в монастырь? Много ли среди них детей верующих родителей? Малая капля в море… Грехи, проблемы и страсти современной мятущейся души, болезни физические и душевные, личные скорби каждой сестры – все разделять, нести и отмаливать изо дня в день, при этом выполняя сложные административные обязанности настоятельницы строящегося монастыря в бедной и отдаленной сельской местности. Но несмотря на это, каждый день был новым, пусть и небольшим, шагом ко Христу.
27 мая 1990 года было совершено торжественное освящение первого небольшого храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и посвящение Матушки Никоны в сан игумении. С того времени прошло уже много лет. За это время восстановлены и освящены еще два храма: величественный Казанский собор и храм в честь преподобного Амвросия Оптинского. Также отремонтированы сестринские корпуса и монастырская трапезная, созданы хозяйственные службы, больница, богадельня, всевозможные рукодельные мастерские: иконописная, золотошвейная, гончарная, чеканная, пошивочная, витражная. Строгий богослужебный устав монастыря, включающий ночные полуношницу и утреню, введенный наместником Оптиной пустыни архимандритом Евлогием (ныне митрополит Владимирский и Суздальский), был сохранен с той поры без изменений, в этом так же несомненная заслуга матушки игумении, равно как и бессменного духовника обители архимандрита Поликарпа (Ничипорука).
Священноархимандритом Казанской Амвросиевской женской пустыни как ставропигиального монастыря является Патриарх Московский и всея Руси. 13 августа 2005 года Святейший Патриарх Алексий II совершил полный чин освящения Казанского собора и удостоил матушку высокой награды – золотого наперсного креста с украшениями. Вручая его, Святейший Патриарх произнес такие слова: «Я хочу поблагодарить Вас, матушка игумения, за те труды по возрождению Шамординской обители, которые Вы со многими трудностями несли в течение пятнадцати лет. За эти годы были восстановлены храмы, и последним величественным храмом, который восстановлен, является освященный сегодня Казанский собор. Вы возродили монашескую жизнь, унаследовав опыт из Рижского Свято-Троицкого Сергиева монастыря. Да поможет Вам Господь и дальше нести Ваши нелегкие труды». В своей благодарственной речи матушка игумения Никона сказала: «Все прошедшие годы мы являемся свидетелями того, как Милосердный Господь совершает о нас Свой Всеблагой Промысл. Молитвами Божией Матери, предстательством преподобного Амвросия Оптинского наша обитель восстанавливается так же, как она и строилась. Когда у старца Амвросия в начале какого-либо богоугодного дела было мало средств, он молился и твердо верил, что Господь пошлет ему все нужное, и Господь не посрамлял его веры. Мы не имеем такой крепкой веры, как святой старец, но и нашу немощную веру Господь не посрамлял. Вот мы являемся свидетелями, как каким-то образом управилась наша святая обитель, – свидетелями, а не участниками, потому что по своей духовной слабости никак не можем сказать, что все это нами воссоздавалось, можем только свидетельствовать, что это делается при нас …».
Несмотря на признание священноначалия, восхищение обителью посещающих ее паломников и многочисленных гостей, матушка игумения стояла в твердом убеждении, что благоустройство монастыря, благоукрашение храмов, доведение внешнего уклада до возможного совершенства – все это в наш век дела хотя и тяжелейшие, но, с Божьей помощью, выполнимые. Гораздо труднее и медленнее, с бóльшими затратами, скорбями и жертвами совершается тайное и невидимое миру делание – построение иноком храма своей души. К этому она неустанно призывала своих духовных чад, об этом молилась.
28 мая 2012 года отошла ко Господу настоятельница нашей обители – Матушка игумения Никона. Верим, что и теперь не оставит нас дорогая наша Матушка и даровано ей будет дерзновение предстательствовать о всех нас, глубоко любящих её, пред престолом Царя Небесного. Ровно двадцать два года она с любовью несла этот благодатный и в то же время нелёгкий крест игуменства в святой Шамординской обители.
30 мая 2012 года в Казанской Свято-Амвросиевой женской пустыни состоялись Божественная Литургия и отпевание новопреставленной игумении Никоны, возглавляемые преосвященным Феогностом, архиепископом Сергиево-Посадским в сослужении Преосвященного Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского и Преосвященного Вениамина, епископа Рыбинского и Угличского. В отпевании приняли участие 22 священнослужителя, 24 игумении, более 200 монахинь и инокинь. Вместе с ними возносили молитвы о упокоении новопреставленной матушки игумении сотни и тысячи православных христиан в необъятной России и далеко за ее пределами.
«Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» (Мф. 7:14). Земной путь и праведная кончина нашей незабвенной и дорогой матушки вновь доказали это. Были скорбь и горечь разлуки, но за ними стояла и ждала не смерть, а жизнь. Матушка не умерла, это всего лишь переход, мы все рано или поздно совершим его по слову Божию. Душа бессмертна, а если это душа праведная, то нет ни повода, ни места для печали. Матушка с нами, за прошедшие сорок дней мы стали только ближе к ней духовно. Слово "смерть" выглядит неуместным, никто из нас ни разу не произнес его вслух! Можно только повторять за святым Иоанном Златоустом: "Где, твое, смерте, жало, где твоя, аде, победа?" Только торжество правды и силы Божией и надежда на встречу с дорогой нашей Матушкой, которую мы искренне любили, и чья ответная любовь согревала нас на протяжении долгих лет.
Смиренно просим всех любящих нашу святую обитель непрестанно возносить молитвы о упокоении в селениях праведных души дорогой и незабвенной Матушки игумении Никоны.