Литературно-издательская деятельность Оптиной пустыни при старце Амвросии
Несмотря на увеличивающийся приток посетителей и болезненное состояние, старец занимался и литературно-издательской деятельностью, начавшейся при иеросхимонахе Макарии. Но если раньше издавалась только святоотеческая аскетическая литература, то при иеросхимонахе Амвросии стали издаваться еще и церковно-исторические труды самой Оптиной Пустыни. В 60-70 годах под руководством о. Амвросия и при деятельном участии о. Климента (Зедергольма), о. Леонида (Кавелина), о. Анатолия (Зерцалова), о. Агапита и других лиц были изданы следующие книги:
1.«Сказание о жизни и подвигах старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха Макария» (составленное архимандритом Леонидом Кавелиным);
2.Собрание писем о. Макария в шести томах;
3.Новое издание аввы Дорофея, приготовленное к печати о. Климентом и о. Антонием;
4. Симеона Нового Богослова – 12 слов в переводе тех же лиц;
5. «Жизнеописание игумена Антония» (составленное о. Климентом);
6. Преп. Отца Федора Студита огласительныепоучения в русском переводе;
7. Поучения Петра Дамаскина в переводе о. Ювеналия;
8. «Жизнеописание старца Леонида» (составленное о. Климентом);
9. «Описание Козельской Оптиной Пустыни» (составленное о. Леонидом);
10. «Царский путь креста Господня» (в переводе о. Климента);
11. «Жизнеописание архимандрита Моисея» (составленное архимандритом Ювеналием) и другие.
Книги эти, а также изданные прежде, всегда имелись у старца Амвросия; ими он наделял более почетных посетителей обители, а прочим он раздавал мелкие брошюры, в которых старец никогда не имел недостатка. Чаще всего он раздавал следующие: «Советы ума своей души» преп. Марка Подвижника; «О вещах, возбраняющих ко спасению» с душеполезными беседами старца Зосимы; толкование на «Господи, помилуй»; «Слово о страстях и доброжелателях» преподобного Иоанна Дамаскина; «Беседа на шестой псалом» св. Анастасия Синаита.
О том значении, какое придавал старец Амвросий этим книжечкам, можно судить из его слов: «В них хотя кратко, но ясно и практически изложено, как должен всякий христианин евангельское учение приспособлять к образу своей жизни, чтобы получить милость Божию и наследовать вечное блаженство». Давая оценку издательской деятельности Оптиной Пустыни, известный подвижник прошлого столетия, современник старца Амвросия, епископ Игнатий Брянчанинов писал: «Все русское монашество обязано особенно благодарностью Оптиной Пустыни за издание многих творений святых Отцов... Перевод на русский язык монашеских отеческих писаний, по знанию монашеской жизни, гораздо удовлетворительнее совершается братиями обители, нежели перевод их людьми, чуждыми этой жизни».