Преподобный отец наш Анатолий (в миру Алексей Моисеевич Зерцалов) родился 6 марта 1824 года в семье диакона, служившего в храме села Бобыли Калужской губернии. Родители воспитывали сына в строгости и благочестии. Он рос тихим, кротким и любознательным. Отличался особенной добротой, очень любил ходить в храм Божий и там всегда чинно стоял возле матери.
После окончания Калужской духовной семинарии Алексей поступил на службу в Казенную Палату, но вскоре заболел чахоткой. В те времена чахотка считалась болезнью смертельной, и Алексей дал обет: если выздоровеет, то поступит в монастырь. Господь даровал ему жизнь. В июле 1853 года, испросив родительского благословения, пришел он в Оптину Пустынь. Старец Макарий сказал матери будущего инока: «Благословенна ты, добрая женщина, на какой хороший путь ты отпустила сына!“ Преподобный старец Макарий духовным взором видел во вновь пришедшем из суетного мира юноше особую ревность о спасении и потому с большой любовью стал руководить его духовной жизнью.
17 ноября 1862 года Алексей был пострижен в мантию с именем Анатолий.
Много скорбей и тягот пришлось перенести молодому монаху. Мудрый наставник его, преподобный Макарий, не отнимал этих скорбей от ученика своего, дабы создать в нем доброе иноческое устроение и закалить его дух в терпении.
Видя в нем особое расположение к молитвенному подвигу, Старец сам начал обучать его Иисусовой молитве. Когда преподобный Макарий уезжал из обители, то благословлял о. Анатолия относиться к старцу Амвросию. Так будущий великий молитвенник и старец проходил Иисусову молитву под руководством обоих старцев: Макария и Амвросия, находясь в полном их послушании. Поэтому духовный рост о. Анатолия был быстрым и значительным.
В 1866 году он был рукоположен в сан иеродиакона, а в 1870 году – в сан иеромонаха. Старец Амвросий, увидев, что о. Анатолий уже достиг меры высокого духовного устроения, стал вводить его в старческие труды.
В 1871 году преподобный Анатолий получил назначение настоятеля Спасо-Орловского монастыря с возведением в сан архимандрита. Но любовь к родной Оптиной и старцу Амвросию заставила его отказаться от почетного назначения. Преподобный Амвросий выпросил его себе сначала в помощники, потом в благочинные Скита. С 1874 года, за послушание Старцу, принял преподобный Анатолий должность скитоначальника. Ему же поручил старец Амвросий и окормление новосозданной Шамординской женской обители. Преподобный часто говорил сестрам: «Я редко беру вас к себе (на беседу), потому что я за вас спокоен: вы с отцом Анатолием».
Взяв на себя заботы о Шамордине, он входил во все стороны жизни сестер, сам учил их уставу богослужения, монашескому молитвенному правилу, пятисотнице, церковному пению. Двадцать один год был он для инокинь Шамордина преданным, бесконечно любящим отцом и наставником.
Всю силу своей любви и молитвы вкладывал старец Анатолий в свой нелегкий духовный труд. Он был для чад своих чутким отцом, взыскательным учителем, сокровищем мудрости, веры и особой пасхальной радости.
О великой силе молитвы старца Анатолия свидетельствовал сам преподобный Амвросий; «Ему такая дана молитва и благодать, что единому от тысячи дается». При этом он был не только делателем молитвы, но и ее учителем и наставником для многих и многих иноков и инокинь.
Преподобный Анатолий обладал всей полнотой даров Святого Духа: даром прозорливости, духовного рассуждения, исцеления душевных и телесных недугов. Несколькими словами, исполненными любви и духовного опыта, он умел утешить скорбящую душу, осторожно предупредить о грядущих испытаниях, сказать человеку самое важное, укрепить и поддержать.
Его отеческое, любвеобильное и в то же время твердое пастырское окормление взрастило таких великих старцев Оптиной Пустыни последних времен, как схиархимандрит Варсонофий и иеросхимонах Нектарий. Особенно заботился он о стяжании таких добродетелей для иночествующих, как терпение, даже лучше сказать – долготерпение без ропота всех прискорбностей, смирение и откровение помыслов. Своих монашествующих чад он наставлял: «Держитесь отеческих преданий; «Монашество выше всяких наук, оно учит небесному ангельскому жительству; «Образ истинного монашества есть искреннее смирение, а смирение святой Исаак Сирин называет одеянием Божества.
О молитве он говорил: «Надо так молиться, чтобы между душой молящегося и Богом ничего не было и никого, только Бог и душа.
В обращении преподобный Анатолий был очень прост: весело, шутливо что-нибудь рассказывал, но в этих рассказах метко обличал чьи-нибудь греховные мысли или недостатки. Ко всем он имел искреннюю любовь, был очень доверчив и, относясь ко всем просто, не подозревал ни в ком обмана. Старец Амвросий говорил о нем: «Это израильтянин, в нем же льсти несть.
Тяжело заболев, старец Анатолий 15 декабря 1893 года тайно принял схиму и до последнего дня жизни приобщался Святых Таин.
25 января/7 февраля 1894 года преподобный старец Анатолий тихо почил во время чтения отходной.
Вся жизнь преподобного Анатолия, великого и благодатного молитвенника, духовника и старца, наставника многих душ, всегда была озарена светом веры, истинного послушания и смирения. Так и ныне, по отшествии своем от жизни земной, великий молитвенник, присный делатель умносердечной молитвы Иисусовой, преподобный Анатолий остается для нас незаменимым наставником и учителем молитвенного делания, продолжает ходатайствовать о спасении душ наших пред Престолом Божиим.