Протоиерей Димитрий Смирнов
Стоял Иоанн и двое учеников его – речь идёт об Иоанне Предтече. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви (что значит: «учитель»), где живёшь? Говорит им: пойдите и увидите (Ин. 1, 35-39) – то есть пригласил их идти за Собой.
Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию (что значит: «Христос»); и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: «камень» (Петр) (Ин. 1, 39-42). Вот на основании этих слов Церковь дала прозвание апостолу Андрею – Первозванный. А уж от него весть эта пришла к Петру. И вот чем нам, россиянам, особенно дорог Андрей Первозванный – потому что он проповедовал на территории современной Руси. Дошёл до киевских гор, там установил крест и предрёк, что здесь будет великий город со множеством церквей. Потому что Киев – мать городов русских, откуда есть пошла русская земля. Ну а потом далее апостол Андрей пошёл на север и дошёл до северных пределов будущей великой страны. И вот поэтому у нас и главным орденом русским считается орден Андрея Первозванного – за самые выдающиеся заслуги. Потому что у апостола Андрея перед нашей Родиной самые выдающиеся заслуги. В чём они выражаются? Они выражаются в том, что он является первым просветителем нашей Руси, потому что свет Христов принёс на нашу землю. И, действительно, потом он спустя много столетий воссиял. Его пророчество сбылось, что так обычно и бывает.
В этом евангельском отрывочке очень много для нас важного содержится. Например, говорится о том, что и Андрей, и Пётр были учениками Иоанна Предтечи. А Иоанн Предтеча был Предтечей Христа. И он им сказал, что Тот, Кого они видят, Он и есть Агнец Божий, Он есть Мессия. И они, не размышляя, пошли за Христом, узнать, где Он живёт, чтобы начать учиться у Него. И тут два очень важных момента, на которые нам нужно обратить внимание. В мире много всяких учителей, которые учат людей разным вещам. Но нужно выбирать только такого, который приводит ко Христу. Если ко Христу не приводит, то этот учитель совершенно нам не подходит.
Господь всех зовёт, но никак себя не навязывает. Для Бога очень важно, чтобы человек его выбрал сам. Многие страдают от того, что кто-то из их родственников никак ко Христу Богу нашему не придёт, от этого волнуются, нервничают, пытаются искусственно нажимать и говорить, чтоб детей крестил да венчался. Это совершенно против Бога. Человек должен вызреть сам. Если он хочет слышать слово Божие, потому что вера от слышания (Рим. 10, 17), можно ему рассказать, но только до того момента, пока он согласен слушать и принимать. Если он не хочет слышать, не принимает, то с ним говорить бесполезно. А если мы говорим, то уже начинаем согрешать, потому что мечем бисер перед свиньями, а нам Господь это запретил (см. Мф. 7, 6). Поэтому пусть нас будет мало, Господь нам дал утешение, сказав: Не бойся, малое стадо! (Лк. 12, 32). Всех обратить совершенно невозможно. Каждый человек из родившихся на земле сам себе выбирает жизнь и судьбу в вечности. Один выбирает быть ему со Христом, а другой выбирает быть ему навсегда с дьяволом. Кому что любо. Сам выбирает. Силком не получится. И сам Бог этого не делает, да и дьявол не делает. Он только соблазняет человека, но человек может не соблазняться. И ничего у дьявола не получится. Это всегда добровольный выбор.
И здесь как раз об этом рассказывается: два брата – ученики пророка Иоанна – почему они к нему пришли? Они хотели узнать истину. А он им проповедовал о том, что за ним идёт Тот Человек, Который будет Мессия, Который спасёт их от греха, освободит от него, и Он принесёт свет. И когда он увидел и своим пророческим взором во Христе благодать Святаго Духа, он сказал: вот Агнец Божий, то есть сам указал на Него, сказав: Ему должно расти, а мне умаляться (Ин. 3, 30). Вот такой сделали добровольный выбор и стали замечательными такими проповедниками слова Божия, и жизнь отдали за Христа. Так вот и мы должны, если мы выбираем путь Христа Спасителя, всю нашу жизнь Христу Богу посвятить.