Неделя вторая Великого Поста

Неделя вторая Великого Поста

Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.

1 Ин.1,5

Неделя вторая «светотворных постов» — второе воскресение Великого поста Святой Церковью посвящается прославлению святителя Григория Пала́мы. В богослужении ее, наряду с сокрушением о грехах, восхваляется пост, как средство к благодатному внутреннему озарению. Православное учение о посте в этом плане с особой силой раскрывается в трудах святителя Григория Пала́мы. В это воскресение Церковь празднует торжество православного подвижнического (аскетического) учения над всеми лжеучениями.

СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛА́МА

Святитель Григорий Пала́ма выступил против учения Варлаама, Калабрийского монаха, отвегавшего православное учение о благодатном свете, озарявшем душу подвижника. Не допускал Варлаам и мысли о возможности достижения благодатного озарения подвигами поста, молитвы и всевозможным самоотвержением. Он держался учения Абеляра, который говорил, что истина — тогда лишь истина, когда ее можно доказать рассудком. В этом отношении его последователи подходили близко к арианам. Святитель Григорий и его современники – афонские подвижники учили словом и жизнью, что не путем рассуждений, а очищением души, безмолвием чувств и помыслов, постоянной молитвой можно достигнуть озарения свыше. Иногда свет Божества становится доступным и телесным очам – как на Фаворе. Писания святителя Григория и его единомышленников для многих христианских аскетов были школой «умного делания», особенно в России.

 В 1341 году в Константинополе был созван собор, где Варлаам и Акиндин с соумышленниками были осуждены за ложное учение. Святитель Григорий Пала́ма прославляется Святой Церковью за ревность о чистоте Православия, за святость строго подвижнической жизни, за исповедничество за веру Христову.

 Сам святитель Григорий был родом из Константинополя, где воспитывался в царских чертогах и получил лучшее по тому времени образование. С юных лет он тянулся к Афону и при первой возможности ушел туда и принял там иночество. Там продолжал учиться. Там же и затворился в пустынной местности и прожил в ней 10 лет. После того его рукоположили в священный сан, а по окончании разбора учения Варлаама и Акиндина, закончившегося их осуждением, его возвели на епископскую кафедру в Фессалониках. Архиепископом Фессалони́тским он пробыл 13 лет и скончался около 1360 года. Последними его словами были: «К высотам!». Вселенский патриарх Филофей причислил его к лику святых.

 Служба святителю составлена его учеником патриархом Константинопольским Филофеем (XIV в.), а канон — патриархом Геннадием Схоларием (XV в.). В богослужебных текстах он назван «столпом веры», «поборником Церкви», органом Премудрости, светильником, показавшим солнце, сыном божественного и невечернего Света. О Григории Пала́ме говорится как о человеке, победившем страсти и соединившемся с Богом:

Зерца́ло Бо́жие был еси́ Григо́рие, е́же бо по о́бразу нескве́рное соблю́л еси́, ум же влады́ку на стра́сти плотски́я му́жески поста́вив, е́же по подо́бию восприя́л еси́. Отону́дуже дом был еси́ Святы́я Тро́ицы светле́йший.

Зеркалом Божиим ты был, Григорий, ибо сохранил неоскверненным то, что по образу, ум же мужественно сделав владыкой над страстями, воспринял то, что по подобию. Благодаря этому ты стал светлейшим домом Святой Троицы. (Триодь постная. Неделя 2-я Великого поста. Утреня. Канон 2-й. Песнь 9.)

Источник: храм прп. Сергия Радонежского
20 марта 2022