Согласно св. Григорию Богослову, слово Пасха происходит от еврейского слова "фаска". Позже произошла эллинизация еврейских Ф в П и К в Х. В еврейском языке слово "пасха" означает "переход". Нам известен праздник Пасхи, в который евреи празднуют чудесный переход через Красное море. Конечно, существуют и такие, как говорит св. Григорий Богослов, которые считают, что слово "пасха" происходит от греческого глагола "страдать" (πάσχω), то есть от страданий Христа за нас. Все же, более правильным толкованием является первое.
Как Израильский народ праздновал переход через Красное море и приобретение свободы, так и "Новый Израиль благодати " празднует новый переход от смерти к жизни. Такое толкование празднику дает св. Григорий Богослов в своем Пасхальном слове. А св. Иоанн Дамаскин, беря за основу слова св. Григория Богослова, пишет: "Воскресения день просветимся людие, Пасха, Господня Пасха. От смерти к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас приведе, победную песнь поюще". Пасха — это переход от тьмы к свету. Она является выходом из ада на землю, восхождением от земли к небу, переходом от смерти к жизни, воскресением падших людей, призванием изгнанников Эдема, возведением плененных бренностью, единой жизнью верующих, радостью всего мира, честью Божественной Троицы. Пасхальной радостью невозможно насытиться, потому что неисчерпаема подаваемая через нее благодать.
Пасхой называется не только праздник перехода от смерти к жизни, но и Сам Христос. Ведь спасение человека вне Богочеловека немыслимо, поскольку Он есть путь, истина и жизнь. Он есть воскресение людей. Поэтому св. Иоанн Дамаскин в своем праздничном пасхальном каноне называет Христа "Пасхой". Он пишет: "О Пасха великая и священнейшая, Христе, о Мудросте и Слове Божий и Сила". Такое определение имеет непосредственную связь со словом апостола Павла: "...ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас" (1 Кор. 5,7).
Следовательно, через Христа, являющегося живой Пасхой, мы можем пережить Пасху, которая является переходом от смерти к жизни.
По книге митр. Иерофея (Влахоса) «Господские праздники».