Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Сегодня Русская Православная Церковь празднует память новомучеников и исповедников, пострадавших в годы гонений за веру.

Днесь радостно ликует Церковь Русская, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми Истину соблюдшия. Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века.

Послереволюционные десятилетия Святой Руси были заполнены жестокосердием мучителей, беспощадными казнями и расправами невинных, чудовищным выхолащиванием веры из сознания простого народа. Некогда великий древнехристианский апологет Тертуллиан говорил, что кровь мучеников является семенем будущего христианства. Так и Россия XX века явила миру неисчислимый сонм новомучеников и исповедников, чьи праведная жизнь и славное упокоение стали символом истинности и нерушимости христианской веры. Русская Церковь в прошлом столетии мученичеством десятков и сотней тысяч своих духовных чад засвидетельствовала свою приверженность Главе – Господу нашему Иисусу Христу.

***

В 1922 году после выхода декрета об изъятии церковных ценностей многие храмы и монастыри по всей России подверглись разорению и поруганию. Шамординские сестры пытались спасти монастырские святыни: священные сосуды, иконы, священнические облачения, богослужебные книги, монастырский архив, личные вещи старцев и многое другое. В начале марта 1923 года была создана специальная комиссия по ликвидации Шамординского монастыря, и 12 марта сестрам объявили о его закрытии и полной ликвидации, приказав освободить помещения в двухнедельный срок. Стали производиться обыски, аресты. Шесть сестер из числа начальствующих были сразу же арестованы. Невозможно даже представить тяготы и лишения, выпавшие на долю всех шамординских сестер. Оказавшись без крова и пропитания, многие тяжелобольные, они переносили все терпеливо и смиренно. Впереди их ждали годы преследований, скитаний, ссылок, лагерей, а некоторых и расстрелы. Многие приняли мученическую кончину. На святую шамординскую землю пришли разорение и запустение. Новой безбожной властью было расхищено монастырское имущество, отобраны земли и леса, сорваны кресты с храмов, сняты колокола, сожжены иконы и книги, уничтожен архив.

После закрытия монастыря многие сестры поселились в городе Козельске и его окрестностях. Стараясь сохранить монастырский уклад жизни, они объединялись в общины, делили скудную трапезу, возделывали огороды, занимались рукоделием, собирались вместе на молитву в еще действующих храмах, в которых служили оптинские батюшки. Последними духовными наставниками шамординских сестер были преподобные оптинские старцы Анатолий (Потапов), Нектарий (Тихонов), Никон (Беляев), иеромонахи отец Пиор (Шестаков), отец Иннокентий (Флоров), и отец Мелетий (Бармин).

Одна из насельниц Шамординской обители была канонизирована определением Священного Синода от 26 декабря 2001 г.mariya_laktionova.jpg

Лактионова Мария Максимовна родилась 26 января 1884 года в селе Гнездилово Фатежского района Курской области. Известно, что с 1914 по 1918 год она состояла послушницей в Казанской Амвросиевской пустыни, а с 1934 года проживала в городе Белеве.

16 декабря 1937 года Мария Максимовна была арестована Белевским отделением НКВД по делу епископа Никиты (Прибыткова) и обвинена в том, что «состояла в подпольном монастыре». На допросе, состоявшемся в тот же день, послушница Мария сказала следователю:

— Ни о каком монастыре я не знаю. Против власти никогда не шла.

30 декабря 1937 года тройка при УНКВД СССР по Тульской области приговорила Марию Максимовну Лактионову к высшей мере наказания — расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 8 января 1938 года. Местом захоронения для мученицы стала братская могила на 162-ом км Симферопольского шоссе.

10 февраля 2019