22 февраля - первая в этом году вселенская родительская суббота, которая называется Мясопустной, она получила свое название от Мясопустной седмицы, которая называется еще Сырной или масленицей, подготовляющей верующих к Великому посту.
Почему вселенская родительская суббота празднуется за неделю до Великого поста? Воскресенье перед масленицей посвящено воспоминанию Страшного суда: хотя все только еще готовятся к праздничному веселью масленицы, к этому радостному веселью уже понемногу присоединяется торжественное и покаянное настроение начала Великого поста, как говорится в Священном Писании — «Поминай последняя твоя и во веки не согрешиши» (Сирах. 7, 89). Именно в день, предшествующий Страшному суду Христову Церковь предстательствует о всех, от Адама до днесь, усопших от всякого рода, во благочестии и правой вере праотцах, отцах и братиях наших. Об умерших быть может внезапно, и оставшихся без узаконенного погребения, умоляя, Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, и установили, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, когда бы, где бы и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился молитв Церкви.
Между тем св. Церковь приближает нас к духовным подвигам Четыредесятницы, когда нам должно войти в теснейший союз любви со всеми членами Царства Христова, и Святыми, и живущими, и умершими. Спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.
Православная Церковь с древнейших времен верует, что, Божественная Литургия, молитва, милостыня, различные подвиги, например посты, которые приносятся за усопших, освобождают из ада души тех верующих, которые перед смертью раскаялись, но не успели исправиться, принести достойных плодов покаяния. Хотя сами они не могут освободиться из ада, т.к. там уже нет покаяния как исправления жизни, освобождение их возможно по молитвам Церкви.
Преподобный Ефрем Сирин оставил свое посмертное завещание, когда отходил из этого мира, в котором, прежде всего, просил совершать о нем поминовение, и особенно — за Божественной Литургией. Если такой святой человек сознавал, что он нуждается в молитве всей Церкви, то что сказать о других? О тех, которые нуждаются в этой молитве так, как умирающий от жажды нуждается в капле воды, или как умирающий от голода — в крошке хлеба. И среди тех, за кого мы молимся, может быть, тоже есть праведники, не прославленные еще святые, как прославлен преподобный Ефрем Сирин, но которые также просят нас о молитве, и эта молитва угодивших Богу праведных душ возвращается к нам, давая нам утешение на земле.
Также действенна молитва и наших усопших сродников за нас. Они знают, что нас ждет, они уже прошли тот путь, по которому каждому из нас рано или поздно придется пройти. Будем молиться друг за друга: мы—за усопших, усопшие — за нас, — и таким образом все спасемся. Будем же сегодня, когда участь очень многих душ еще не определена окончательно и когда многие из них, пребывают возможно даже в аду молиться за них всею Церковью, земной и небесной.