Прошло уже более половины Великого поста. Всё ближе и ближе замечательные службы Страстной седмицы и Пасхи. На прошлой неделе мы лицезрели Честной Крест Господень. В субботу была последняя в этот Великий пост заупокойная служба. В воскресенье мы вспоминали преподобного Иоанна Лествичника, жизнь которого – пример аскезы, к коей Церковь призывает людей особенно в дни Великого поста. Более того, его труд «Лествица» является настольной книгой монахов, а миряне могут найти в нем полезные уроки и советы, необходимые для спасения.
На нынешней, пятой седмице Великого поста мы встречаем две очень важные службы: это Четверток Великого канона и Похвала Пресвятой Богородицы.
Четверг Великого канона по-народному еще называется «Мариино стояние». На утрене этого дня, которая обычно служится в среду вечером, читается полностью Великий канон преподобного Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской. Поэтому эта служба является довольно продолжительной.
Однако не все знают, что в среду на вечерне с Литургией Преждеосвященных Даров, которая служится на практике в среду с утра, вечерние псалмы «Господи, воззвах» перемежаются 24 стихирами Великого канона, каждая из которых завершается рефреном: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя». Эти стихиры являются своеобразным вступлением к утрене Великого канона. Их авторство относят также преподобному Андрею Критскому, а их форма очень напоминает древний кондак. Кроме того, этот цикл стихир имеет «краегранесие», или акростих, то есть каждая из них начинается с очередной буквы греческого алфавита.
Первая стихира этого цикла задает тематику остальных стихир:
«Все житие мое со блудницами и мытарями изжися: убо возмогу ли поне в старости покаятися, о нихже согреших, Содетелю всех и врачу недугующих? Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».
В переводе на русский язык:
«Всю жизнь мою с блудницами и мытарями [я] изжил: смогу ли хотя бы в старости покаяться, в чем согрешил, Содетелю всех и Врач болящих? Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси меня».
Здесь, как и в остальных стихирах и в Каноне преподобного Андрея Критского, заложена скорбь о тяжких согрешениях, которые удаляют нас от Бога, и возлагается надежда на Божие милосердие, приводятся примеры из библейской истории тех, кто согрешил и каялся.
Вечером в среду на практике (по Уставу – в 22 часа) начинается утреня. Читаются такие элементы утрени, как двупсалмие, шестопсалмие, произносятся мирная ектения, Аллилуия и Троичные тропари, читается одна кафизма и седальны. Согласно Уставу, по которому проходят богослужения, после кафизм на утрене читаются седальны, после чего всегда полагается чтение из святоотеческой литературы, житий святых, толкований на Евангелие или Апостол. В настоящее время, к сожалению, данное указание за редким исключением почти не соблюдается, а подобное назидательное чтение после кафизмы сохранилось только в этот день – читается первая часть жития преподобной Марии Египетской. Ее житие написано святителем Софронием Иерусалимским и содержит красивые обороты речи. А само по себе житие именно преподобной Марии читается в этот день по причине того, что она явила собой наглядный живой пример покаяния, описанный и воспеваемый в Великом каноне.
По окончании первой части жития читается 50-й псалом и исполняется Великий канон преподобного Андрея Критского, который содержит в себе 9 песней (без опущения второй песни, как обычно). К каждой песни добавляются тропари канона преподобной Марии Египетской и преподобному Андрею Критскому, которые были, конечно же, написаны не им. После 3-й песни продолжается чтение жития преподобной Марии Египетской. К 4-й, 8-й и 9-й песням добавляются также тропари трипеснца Триоди, которые не связаны с Великим каноном.
После 6-й песни поется кондак «Душе моя», автором которого является преподобный Роман Сладкопевец:
«Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй.
Икос: Христово врачевство видя отверсто, и от Сего Адаму истекающее здравие, пострада, уязвися диавол, и яко бедствуя рыдаше, и своим другом возопи: что сотворю Сыну Мариину, убивает мя Вифлеемлянин, Иже везде сый и вся исполняяй».
В переводе на русский язык:
«Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается, и предстоит тебе смутиться. Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и все наполняющий!
Икос: Видя Христову лечебницу отверстой и истекающее из нее Адаму здравие, стал мучиться, был поражен диавол, и, как терпящий бедствие, рыдал и своим друзьям возопил: “Что мне делать с Сыном Марии? убивает меня Вифлеемлянин, вездесущий и все наполняющий!”».
После кондака исполняются Блаженны, то есть Заповеди блаженств из Евангелия, которые перемежаются специальными тропарями: они так же, как и Канон, написаны преподобным Андреем Критским и встраиваются в тематику и логику Канона.
Потом продолжается чтение Канона, а утреня дальше идет по обычному великопостному чину. В четверг служится Литургия Преждеосвященных Даров в честь такого особого последования, которое было отслужено накануне.
Скажем несколько слов об истории и структуре Канона преподобного Андрея Критского. Преподобный Андрей жил с 660 по 740 год. Этот Канон он написал скорее всего в конце своей жизни, на что указывают некоторые его выражения. Таким образом, Канон стал в некотором роде завещанием преподобного Андрея. То, что Канон был написан в старости, очень важно, ибо преподобный Андрей смог выразить в нем свой жизненный опыт и пастырскую мудрость. Его главная тема – покаяние. Часто в нем говорится, что мы согрешили хуже, чем многие блудники и грешники, но Христос может нас помиловать в случае нашего искреннего раскаяния.
Сам канон в настоящее время насчитывает более 200 тропарей. Его внутренняя логика построена по хронологическому порядку. Сначала идет вступление, в котором преподобный Андрей говорит о том, что начинает оплакивать деяния своей жизни – «нынешнее рыдание». Затем приводятся различные библейские образы и примеры грехопадения и покаяния, начиная от ветхозаветных событий (с 1-й по 8-ю песни) и заканчивая новозаветными (9-я песнь). Поэтому, не ориентируясь в библейской истории, трудно понять некоторые смысловые посылы этого Канона. В конце же появляется надежда на милосердие Божие, на то, что Господь пощадит на Страшном суде человека за его раскаяние.
Почему же именно в этот день было установлено пение Канона преподобного Андрея?
Изначально Канон писался не для богослужебного употребления, однако в дальнейшем из-за его покаянного и умилительного характера он стал употребляться во время Великого поста.
Есть также мнение, что 17 марта 790 года в Константинополе произошло сильное землетрясение, во время которого люди на площади стали читать этот Покаянный канон, чтобы Господь смилостивился и отвел бедствие. С тех пор, возможно, повелась традиция ежегодного чтения Канона в этот день. Впоследствии, так как 17 марта всегда приходилось на разные дни недели, было установлено постоянное чтение этого Канона в четверг 5-й седмицы Великого поста как в примерно ближайшее время к этому дню. По крайней мере с IX века уже есть точные сведения об употреблении канона в этот день.
По своей сути это последнее сугубо покаянное крупное богослужение Великого поста. Уже в пятницу нас ждет праздничное богослужение Похвалы Пресвятой Богородицы, а начиная со следующего понедельника мы входим в особое подготовительное время к Страстной седмице.