Если не слышишь чужие стоны, не помогут ни посты, ни поклоны.
Подвигов у нас нет, поэтому спасаться будем болезнями и скорбями. Не бежать от них надо, а принимать со смирением, как заслуженную нами неизбежность. Заболевшие послушно принимают горькие лекарства – для своего же выздоровления. Следует помнить слова Спасителя: в мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33).
Как спастись? Сердце смиряй, а себя укоряй.
Не прилепляйтесь к земле, не заточайте в клетку земных забот и привязанностей вашу душу, эту Небесную гостью, не лишайте ее Небесного Отечества.
Не будешь человекоугодником, станешь Богоугодником.
Людям важна внешность, а Богу – правдивость и честность.
Если постигнут вас болезни, печали и скорби, помните, что это – крест, который посылает вам Господь для вашего же блага, для вашего спасения, – значит, пришло время очистить душу покаянием, взять крест сей и последовать за Господом.
Не смейся чужой нужде, не заплачешь о своей беде.
Если мы желаем быть истинными христианами, то должны всеми силами стараться возбудить в себе дух христианского смирения и стремления служить ближним. Чтобы мы полюбили смирение и не думали, что оно может унизить нас, а напротив, понимали, что служит оно к нашему возвышению, мы должны всегда помнить, что гордость ненавистна и Господу, и ближним нашим, в то время как смирение привлекает благоволение и Божие, и людей, и [смиренному] прямо обещана от Господа награда.
Кого мир обманул? Кто к нему привязался. А кого Бог спас? Кто на Него полагался.
Помня всегда благодеяния Божии, мы должны всегда за все прославлять Его святое Имя, и эта наша благодарность Господу должна выражаться в возношении к Нему молитвы благодарения, молитвы искренней, сердечной и чистой. И на благодарного человека Господь взирает с благоволением и любовью, исполняет его благие прошения и ниспосылает новые милости. Неблагодарность же наша свидетельствует о черствости и грубости нашего сердца, о непамятовании и непонимании нами благодеяний Божиих, о недовольстве своим положением и о других пороках нашей души. И мы, грешные, какому человеку больше милости оказываем: тому ли, который ценит наше добро и благодарит за него, или тому, который к благодеяниям нашим относится невнимательно, а то и совсем пренебрежительно? Конечно, первому. И Господь неблагодарных людей лишает своей милости.
Помни: хороши пост и бдение, но лучше всего – смирение.
Гордый, как поздний ужин, – никому не нужен.
Не пренебрегай ни одним человеком, хорош он или плох, и твои дела управит Бог.
Первый час земной жизни есть уже ступень, приближающая нас к смерти. Прошел день, и мы более приблизились к своей смерти, а прошел год, и мы еще ближе подошли к пределу своей жизни.
Время сейчас бежит с ужасающею быстротою, мелькают не только часы, но и дни, и месяцы, и годы. Ты спишь, душа, а смерть незаметно приближается к тебе быстрыми шагами. Ведь ты таким образом теряешь драгоценное время, потребное тебе для твоего исправления!
Без исполнения нравственного закона и молитва наша окажется неугодной Богу, она будет бездушной, неприемлемой Богом.
Дух любит мужество, но не дерзость.
Мы ропщем иногда на болезни, между тем как должны бы благодарить за них, потому что, не говоря о будущей награде за страдания, болезни благодетельны и тем, что укрощают наши страсти, которые бы могли в нас усилиться и Бог весть до чего довели бы нас. Л потому, если посетят тебя болезни, старайся их переносить с терпением и не искушайся мыслью, что они мешают твоим подвигам духовным. Надо не преставать повторять себе, что скорби чрезвычайно полезны душе нашей, что они ведут нас ко спасению, и не их должны мы бояться, а того, чтобы Господь не забыл о нас, – вот истинно была бы величайшая скорбь. А когда Он посылает нам кресты, это доказывает не только памятование Его о нас, но и любовь к нам, грешным. Святое Писание очень часто повторяет нам эту высокую истину, чтобы глубже запечатлеть ее в душе нашей: Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет [1]. Если в скорбях мы будем видеть не просто несчастья, а истинный крест Христов, тогда поймем, почему души скорбящие – любимые дети Божии.
Душа должна иметь благородство, ибо спасение благородно, потому что Бог дает его даром.
Церковь всегда распята, как и Христос.
Надо уметь господствовать над своим сердцем в минуту оскорбления. Подавляя в себе гнев и неудовольствие в самом начале и не тотчас отвечать и действовать, а давши себе немного успокоиться. Господь призывает нас к счастью земному и небесному через жизнь в духе евангельской кротости. Кротких любят люди, их любит и Господь.
Человек в счастье, в довольстве, в почести может легко надмиться и забыть Бога, скорби же очищают нашу душу, и смиряют ее, и приближают нас к Богу. Смотри каждый на себя, и как любишь себя, так же точно люби и ближнего твоего.
Скорби – это путь к обо́жению [2] души. Это значит – идти на вольную страсть, на крест.
Лучшая форма любви испокон веков одна – это молитва.
Всегда себя укоряй... и все сверяй с Евангелием. Заповеди Святого Евангелия являются опорой для просвещения сердца и его разумения. О чем оно говорит? О свободе человеческого духа от греха и смерти, духа, преображенного благодатью, – это высшее призвание человека, когда он становится свободен во Святом Духе от рабства страстей и помыслов: Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником [3]! Эта свобода приходит к кроткой и смиренной душе, которая не кичится полученным Божественным даром, когда человек прекращает занимать себя построениями своего эгоистического ума и освобождается от густой сети дьявольских помышлений. Такой человек радуется, именно радуется, истинной радостью. Чему же он радуется? Спасению других – и без корысти обращает все силы на помощь ближним словом и делом, а больше всего – молитвой...
Принять произвольное страдание ради Христа – выше обычных утешений.
Упавший и поднявшийся – спасается. Не вставший – гибнет.
Хочешь быть свободным во Христе – откажись от себя.
Мы удивительно легкомысленно и подчас даже преступно относимся к устроению своей жизни. Ведь любой строитель не приступит к постройке здания прежде, нежели сделает необходимые расчеты, составит сметы и произведет другие подготовительные действия. Никакой каменщик не положит ряд кирпичей, если он прежде их не вымеряет. Л мы сплошь и рядом устраиваем свою жизнь так, что нисколько не задумываемся ни над какими вопросами, имеющими смысл и значение для нас. Мы не имеем никакой меры для оценки правильного течения нашей жизни. Поэтому получается, что наши жизненные постройки очень часто терпят крушение и под своими развалинами тяжко ломают нас. И это будет свершаться, мы этой ломки и сокрушения не избежим, потому что мы пренебрегаем единственно истинным и правильным путем, показанным нам Господом в Своем евангельском учении.
Как же объяснить цель человеческого бытия, ест отнять у души ее бессмертие? Ужели участь человека и бессловесных животных одна и та же? Чем же тогда человек превосходит их? Разве лишь тем, что он больше переносит скорбей и несчастий, чем бессловесные... Но слово Божие разрешает это недоумение, говоря: Знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный [4].
Воздерживаться от многословия – это самое лучшее средство к избежанию всех зол.
В делах вертись, а с людьми мирись.
Мы часто только внешнее и делаем. Надеваем белый платок, белую кофту, три дня поста, вымыться и правило вычитать. Не «вычитывать» надо, а по-настоящему молиться перед причастием! Или уж на крайний случай – прочитать все со вниманием. Меньше уделяйте внимания внешнему, больше – внутреннему. Всеми силами направляйтесь к добрым делам, к милосердию, к молитвенному служению – это ведь борьба. Напряженное стояние пред Богом можно сравнить с добровольным мученичеством. Особенно в наше время.
Нет милости не сотворившему милости.
Кто из нас не желает, чтобы к нам относились дружелюбно и сами враги наши, чтобы и они не только не вредили нам, но и делали нам добро? Так же точно и мы должны поступать по отношению к врагам, зная, что и они от нас желают и требуют только добра; и наше мирное доброжелательное поведение по отношению к ним послужит первым, вернейшим шагом к примирению с ними.
Если ты даже абсолютно прав, но весь в страсти, в гневе – остановись, не продолжай. Лучше уйди, так как другая сторона, также пребывающая в страсти, тебя не услышит. Раздор, непонимание только усилятся. Истины между вами не будет. Прежде всего мир!
Если мы желаем быть истинными христианами, то должны всеми силами стараться возбудить в себе дух христианского смирения и стремление служить другим. Чтобы мы полюбили смирение и не думали, что оно может унизить нас, мы должны всегда помнить, что этой добродетели прямо обещана награда и что гордость ненавистна и Господу, и людям, смирение же привлекает благоволение Божие и людей.
Истинное благочестие никогда не будет связано с гордостью.
Хочешь спасаться – умей смиряться.
Смиренномудрие есть такое состояние души, в котором она, познав всю слабость и нечистоту свою, бывает далеко от всякого высокого мнения о себе, постоянно старается раскрывать в себе доброе, искоренять все злое, но никогда не почитает себя достигшею совершенства и ожидает его от благодати Божией, а не от собственных усилий. Если мы желаем быть истинными христианами, то должны всеми силами стараться возбудить в себе дух христианского смирения и стремление служить другим. Чтобы мы полюбили смирение и не думали, что оно может унизить нас, мы должны всегда помнить, что этой добродетели прямо обещана награда и что гордость ненавистна и Господу и людям, смирение же привлекает благоволение Божие и людей.
За любовь предстоит борьба до последнего вздоха.
Есть такой духовный закон: Бог помогает тем, кто помогает другим.
Из-за нашей греховности, из-за того, что наша молитва к Богу бывает не такою, какою она должна быть (расслабленная, бездушная, холодная молитва могла бы только оскорбить Господа), мы обращаемся не прямо к Богу, а к Его святым, чтобы они вознесли за нас молитвы ко Господу и по их молитвам Он помиловал бы нас, грешных.
Большинство людей ходят в храм со словом «дай»: «Дай здоровье, Господи, дай финансовое благополучие, дай семью, дай детей». Очень мало кто приходит в храм со словами: «Прости, Господи! Прости, что грешил; прости, что не любил; прости, что забыл тебя». И, к сожалению, большинство этих слов так и не произносят.
Ходя долгие годы в храмы, они не понимают, что в храм должен приходить кающийся грешник с покаянным лицом, а не мнимый праведник, который делает одолжение Богу, что он в храме находится.
Осуждая других, мы и от людей, и от Бога навлекаем заслуженное осуждение на самих себя. «Не судите, – говорит Господь, – да не судимы будете» (Мф. 7, 1). Часто мы осуждаем ближнего за то, в чем виновны сами и в чем себя самих не только извиняем, но и похваляем. Осуждая, таким образом, другого, не осуждаем ли мы вместе и себя?
Судить людей нельзя и потому, что всякий человек по своей природе является неприкосновенным сокровищем Божиим. «Смотри, – говорит преподобный Макарий Великий, – как велико небо и земля. Но они мимо идут и не о них благоволит Бог, а только о тебе. Воззри на свое благородство и достоинство. Не Ангел, а Сам Бог пришел ходатаем за тебя. Бессмертная душа твоя есть драгоценный некий сосуд. Эта бессмертная душа, этот драгоценный сосуд есть образ Божий в человеке, и сам человек есть храм живущего в нем Духа Божия». Пусть жизнь человеческая мало соответствует сему высокому назначению, пусть человек много грешит, но и в таком своем виде он остается образом Божиим и имеет все возможности для духовного восстания и возрождения и потому всегда достоин нашего признания и почитания.
Только один недобрый помысел на ближнего – как один штрих у иконописца, который меняет изображение всей иконы! Помысел враждебный, нелюбовь очень вредят, искажают все.
Пусть никто не отчаивается в своем спасении, ведь примеры святых указывают нам, что люди всякого сословия при разных обстоятельствах и условиях жизни достигли вечного блаженства. Не место спасает человека и не его положение, а одно только требуется: чтобы твоей работой и жизнью не нарушались требования совести и закона Божия.
Источник: Жизнь как чудо: Путь и служение архим. Кирилла (Павлова) / Сост. Дм. Трибушный, свящ. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2017. С. 219-236.
Примечания
[1] Евр. 12, 6 (Ср.: Притч. 3, 12).
[2] Обо́жение (греч. θέωσις) – учение Православной Церкви о соединении человека с Богом, приобщении человека Нетварной Божественной жизни через действие Божественной благодати; освящение, святость.
[3] Лк. 14, 33.
[4] 2 Koр. 5, 1.
Источник: сайт Троице Сергиевой Лавры