Иеромонах Исаакий (Гусев)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие о Господе братья и сестры, сегодня Русская Православная Церковь совершает празднование памяти преподобных Кирилла и Марии Радонежских — родителей преподобного Сергия.
Они были люди благочестивые, жили в то время, когда Русь называли Святой Русью. Во многом благодаря их трудам воспитания преподобный Сергий стал таким великим подвижником, потому что христианами не рождаются, христианином человек становится на протяжении своей жизни, своего подвига. Родители имеют очень большое влияние на своих детей. В детстве закладываются основные нравственные правила и понятия будущего человека. И преподобные Кирилл и Мария воспитывали своего сына в благочестии, стараясь всячески вложить в него идеалы христианской жизни.
И действительно, Святая Русь всегда называлась и называется Святой Русью. Есть другие страны, которые гордятся какими-то своими другими достижениями, своим величием. Некоторые называют свои страны прекрасными, другие называют цивилизованными — составляют различные рейтинги: кто в чём более преуспевает, другие хвастаются своим развитием экономическим, военным... Но никто не составляет рейтинги святости. И это потому, что современный мир уже живёт совершенно другими идеалами, другими целями. А настоящая цель жизни, вообще человечества и предназначение отдельного человека на земле, в том, чтобы стремиться к Богу, в том, чтобы обрести в себе божественное подобие.
Человек был создан по образу и подобию Божию, но при грехопадении это подобие помрачилось, и мы теперь должны его развивать в течение нашей жизни. Поэтому многие наши подвижники, достигшие великих ступеней святости, называются преподобными — они в наибольшей степени достигли Божественного подобия, к чему призван каждый человек.
И вот эта святость, которая является целью, и должна являться направлением каждой человеческой души, она, на самом деле, является источником радости и счастья, как сказал Господь: «Царствие Божие внутри вас» (Лк. 17:21), и в сердце может быть заложено или семя Царствия Божьего, или, напротив, семена злобы. И куда бы человек ни попал, в каком бы месте он ни находился, если в его сердце есть Царствие Божие — ему ничего не страшно. И как говорил один святой: «Без Бога даже в раю ад, а с Богом даже и в аду рай»; так что, если человека грешного, порочного поместить в рай, он всё равно найдёт себе какие-нибудь страсти, все равно не сможет успокоиться в своих пороках. И наоборот, человек праведный в каких бы обстоятельствах ни находился у него в душе будет Господь, а с Богом бояться нечего. Как Господь учил, говоря Своим ученикам: «Не бойтесь» (Быт. 15:1, Мф. 10:28, Мф. 17:7, Ин. 6:20, Деян. 18:9 и др.). Это самое, наверное, наиболее распространенное слово, которым Он укреплял Своих апостолов.
Нам тоже нечего бояться, потому что за нами Божественные силы, за нами Господь, святые ангелы. Как пример, в Ветхом Завете: у патриарха Исаака два сына — Иаков и Исав. Иаков был праведным, благочестивым, а Исав, наоборот, был порочным, страстным. И благословение Божие почило на Иакова. Исав его возненавидел, стал всячески гнать. Однажды, когда он возвращался после своего отсутствия, Исав решил погубить его: со своим воинством вышел навстречу так, чтобы совершенно уничтожить брата. Иаков испугался, увидев перед собой такое воинство, вдруг он слышит голос: «Повернись, посмотри назад». И он повернулся и увидел, что за ним стоит воинство ангелов. Господь ему сказал, чтобы он не боялся, потому что, не смотря на многочисленность войска его порочного брата, у Исава было целое воинство ангелов. В конце концов, Исав отказался от этой битвы, таким образом Господь защитил своего верного раба (по Быт. 27:41–42 и др.).
Так и в истории нашей страны мы видим, когда многочисленные враги пытались уничтожить наше православное государство, нашу православную Церковь, то Господь всегда защищал, и Пресвятая Богородица, все небесные силы всегда содействовали православному русскому воинству. Так и каждому человеку в жизни тоже бояться нечего, потому что за нами стоят наши святые Ангелы-хранители, небесные покровители, наш Господь, Пресвятая Богородица. Только лишь бы мы сохраняли нашу православную веру и наследие Святой Руси. Конечно, это зависит от нашего стремления, от того, как мы будем воспитывать наших детей, от того, как мы сами будем являть пример окружающим. Это есть самое основное в жизни человека. Всё остальное: какие-то приобретения, богатства, даже семейные ценности — это вторично по отношению к ценностям духовным, божественным, потому что в этот мир мы призваны ненавечно, здесь мы только начинаем наше движение, которое будет продолжаться и после смерти, потому что смерть — это, для христианина, второе рождение, рождение в вечность.
Если человек нашёл Бога в сердце в этой жизни, жил вмести с Ним, то и после смерти он переходит в вечность и там продолжает вот эту настоящую духовную жизнь, жизнь с Богом. И жизнь в Царствии Небесном очень богата, разнообразна, и там не будет человек находиться просто в безделье, наслаждаясь покоем, он будет все время развиваться — развиваться в познании, в Божественном познании, как живут святые ангелы. Они существуют уже очень долго, не умирая, с самого создания мира, они продолжают славословить Бога, продолжают жить такой духовной творческой жизнью, которая никогда не может надоесть, так и человек может бесконечно приближаться в своём совершенствовании к подобию Божию. Именно вот это совершенствование, познание Бога, продолжится и в будущей жизни, а ведь, кроме этого, ничего более существенного нет.
Как, например, современные учёные. Они изучают природу, настолько погружаясь в науку, что многим из них больше ничего неинтересно. Когда человек начинает заниматься познавательной деятельностью, для него всё остальное меркнет.
Был ещё такой пример, когда во время революции жил один литургист, знаменитый учёный Алексей Афанасьевич Дмитриевский. Как-то его ученик пришёл к нему домой и обратил внимание, как он живёт. Ученик после вспоминал, что Алексей Афанасьевич настолько был увлечён своим занятием, что даже в те тяжёлые времена, когда все основы нашей жизни были разрушены, он одинаково с увлечением занимался своей наукой, литургикой — наукой божественной, христианской, церковной. Все разговоры, все стремления этот профессор направлял на свою науку, а в письмах к друзьям и коллегам всегда обсуждал какие-то новые открытия, свои идеи.
Так вот, Богопознание — это тоже наука, и, если мы начинаем больше в неё вникать, то она тоже может нас настолько захватить, что больше ничего иного нам будет неинтересно. И Господь наш сказал, когда пришёл к Марфе и Марии: «Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё»; Мария была при ногах Иисусовых, слушая Его наставления (по Лк. 10:38–42).
Так любая христианская душа, когда она познаёт сладость Божественную, то ничего иное её привлечь не может. В этом состоит как раз самое основное, самое главное направление нашей христианской жизни — стремление к святости. А святость — это посвящение себя Богу, когда люди начинают отходить от всего светского, земного, по заповеди Божией: «Выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас» (2Кор 6:17). Вся нечистота мира, страсти, которые бушуют вокруг, оскверняют душу, из-за них человек забывает о Боге, забывает вообще о смысле, о предназначении своей жизни.
И Русь Святая стала святой не потому, что все люди, которые жили в ней, были святы, а именно потому, что сама идея, самые идеалы жителей её были устремлены к Божественному, духовному. В общем, та Святая Русь не прекратилась и по сей день, и, наверняка, люди, подобные святым Кириллу и Марии, живут и сейчас, в тишине, воспитывая своих детей в благочестии, ходя в храм, читая Священное Писание, устремляясь к тем же вершинам святости. Поэтому будем и мы молиться, чтобы та сила, которая движет нас к Богу, наши внутренние духовные стремления никогда нас не оставляли, чтобы мы всегда были верными Богу, всегда старались жить, прежде всего, божественным, а всё остальное, по слову Господа, приложится нам (Мф. 6:33). Аминь.