Митрополит Николай (Ярушевич)
Если бы, дорогие мои, кто-нибудь из нас, пройдя длинную дорогу, увидел, что по своей неосмотрительности он прошел не тем путем, каким должен был пройти, какое огорчение испытал бы такой человек! А если бы уже наступала ночь и поздно было бы возвращаться назад, чтобы отыскать правильную дорогу, как увеличились бы волнение и досада такого человека!
Если бы кто-нибудь потрудился над большим делом с напряжением всех своих сил и вдруг увидел, что он трудился напрасно, что он делал совсем не то, что нужно было, а уже времени вновь начинать свою работу нет, и уже надо дать отчет о сделанном, – что пережил бы такой человек? И что же: все потеряно для этих людей? Нет. Тот, кто шел неправильной дорогой, имеет возможность в ближайшие дни исправить свою ошибку: вернуться назад и пойти нужным путем. Если человек делал долгое время не то, что следовало, он еще может заново потрудиться и, может быть, не без успеха выполнит свой труд.
Но есть такая дорога, по которой можно идти только вперед и уже нельзя возвращаться назад. Есть такое дело, которое долго делается, но только один раз, и его нельзя начинать сначала. Это – наша земная жизнь. Все вы знаете, что с каждым днем нашей жизни мы приближаемся к неизбежной для каждого из нас смерти. Каждый из нас, православных верующих людей, знает – нас научила этому святая вера наша, – что все мы после земного пути будем давать Господу отчет в том, как мы его прошли.
Еще за 800 лет до Рождества Христова пророк Божий Исаия, провидя будущее, говорил: «Поставил Господь на суд люди Своя» (Ис. 3:13). И св. апостол Павел научает нас: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10). Если бы мы всегда, дорогие мои, живо себе представляли весь тот стыд, то горькое – увы! бесплодное – раскаяние, все муки, все то страшное, что должна пережить бессмертная душа перед Праведным Судией в том случае, если земное свое поприще человек прошел не так, как велит Бог, как внушает совесть!
Вот и нужно чаще об этом думать: правильной ли дорогой мы идем в жизнь вечную? Над тем ли мы трудимся здесь у порога этой жизни? Подумай об этом тогда, когда остаешься наедине, когда ничто не развлекает тебя. Подумай особенно тогда, когда ты сам чувствуешь, что никакие земные радости, никакое земное наслаждение не могут насытить твоей бессмертной души, дать тебе мира душевного. Это Господь тебе дает пережить такие минуты, такие часы, когда ты ощущаешь голод души, для того, чтобы ты поднял очи свои к вечному, к Небу, к Господу. Подумай над самим собой: как ты живешь из года в год на грешной земле? Может быть, ты подобен тем людям, о которых говорит слово Божие: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их – путь к смерти» (Притч. 14:12). Так сказано за тысячу лет до Рождества Христова.
О, если бы мы чаще вспоминали о том, что должны дать Господу отчет в прожитой нашей жизни; отчет в том, как мы воспользовались благами, какие в изобилии дает нам Господь. Сделали ли мы то добро в жизни своей, какое должны сделать, как дети своего Небесного Отца? Как мы боролись с искушениями греховными, как очищали свое сердце, как совершенствовались своей душой, украшая ее духовной вечной красотой? Ведь сказано в слове Божием, что даже за каждое слово праздное мы дадим ответ перед лицом Праведного Судии. За каждое худое действие, за каждое худое помышление нас будет судить Господь. И если мы могли сделать добро и добра не сделали, мы и за это примем осуждение. И значит, как мы должны быть на своей земной дороге внимательными к самим себе. Проверять и спрашивать себя: действительно ли мы христиане, исполняем ли мы волю своего Небесного Отца? Горе, горе невнимательному!
За полторы тысячи лет до Рождества Христова сказано в книгах Моисеевых народу иудейскому: «Внемли себе» (Втор. 15:9). И этот завет никогда не теряет своей силы, пока живут люди и спасаются для жизни вечной. Ведь так легко сбиться с правильного пути! Но чем внимательнее мы будем, тем ревностнее будем бороться с искушениями и грехами и тем легче усмотрим всякий грех, когда он еще не свил гнезда в сердце. Когда дерево только что посажено, его легко вынуть из земли, потому что корни еще не проросли. Если дерево посажено давно, его вырвать трудно, потому что корни уже углубились в землю. Если болезнь только что началась, ее легче излечить, чем если эта болезнь запущена. Тогда ее труднее лечить и, может быть, она станет неизлечимой.
Если мы невнимательны к себе, если мы не проверяем правильности своего земного пути, если не умеем или не любим заглядывать для этого в глубину своего сердца, – как легко греху сродниться со всем нашим существом. И можно привыкнуть ко греху настолько, что совершать его будет так же необходимо для нас, как дышать воздухом. Преподобный Ефрем Сирин, великий древний учитель Церкви, в одном из своих поучений, проповедывал христианам: «Самое малое невнимание к своему сердцу может иметь своим плодом великие и неисцелимые язвы». «Внимай себе», если хочешь спастись! Это должно быть правилом в жизни каждого из нас, кто идет земной дорогой, кто трудится над своей душой для вечности.
Мы знаем, дорогие мои, как долго борется наша духовная природа с тем грехом, которым мы еще не побеждены. Ведь душа наша не для греха создана. Грех противен, чужд для души, вышедшей из рук Творца чистой и безгрешной. И наше духовное существо борется с грехом, потому что нам жалко потерять свою чистоту и невинность, потому что страшно оскорбить любящего нас Небесного Отца. Боязнь греха бывает лучшим предохранением от него, как слабой птичке ее робость всегда служит во благо. А повторить грех гораздо легче, чем в первый раз пасть во грехе. И повторяясь в нас, грех – сказали мы – может стать как бы второй природой нашей. И будет так трудно его отсечь от себя закоренелому грешнику, как трудно отсечь от себя какой-нибудь член своего тела. Чтобы нам не впасть в такое состояние, надо следовать этому мудрому древнему правилу жизни: «Внимай себе», если хочешь спастись!
Когда мы падаем по немощи нашей, надо торопиться восстать, изгнать из себя скверны греха, чтобы не дать ему укорениться в нашем внутреннем духовном существе. Наша духовная природа так устроена, что все мысли, чувства, желания, все движения нашего духа тесно связаны между собой. И грех, попадая в сердце и через желания, и через действия, сразу налагает свою печать на все стороны нашей духовной деятельности. Он окрашивает своим мрачным цветом всю нашу внутреннюю жизнь, лишает нас радости, той чистой радости, какая является спутником жизни каждого истинного христианина.
Ты допустил только скверные мысли в своем сердце, ты еще не сделал скверного дела, но уже помрачается твое духовное зрение, уже затрудняется в душе твоей вход добру, когда Господь направляет в нее чистый помысл, доброе намерение, святое желание. Добро, вступая в борьбу с грехом, живущим в тебе, слабеет и тускнеет. Как всякое душевное волнение, как всякая телесная болезнь оставляет свой след в телесном составе нашем, даже оставляет печать на лице, так и всякий грех оставляет свои следы в нашей бессмертной душе. Надо всегда быть, дорогие мои, внимательным к себе!
Господь часто стучится в наше сердце (Откр. 3:20) и хочет, чтобы мы сделали что-либо доброе, чистое. Он как бы подсказывает нам это. Он хочет вести нас по этому пути. Но сколько добрых порывов, чистых и светлых желаний угасает в нашей душе! Угасает потому, что мы невнимательны к себе, потому что мы не хотим или не умеем слышать этот тихий голос Божий, которым Он беседует с нами, которым Он зовет нас к святости, духовной красоте.
Только что распустившиеся цветы по неосмотрительности садовника могут подвергнуться действию раннего холода и погибнуть. Так и многие светлые и чистые начинания погибают и глохнут в нашей душе, потому что мы не проверяем свое сердце, потому что мы не хотим найти времени, чтобы опустить свой духовный взор в глубину сердца и подумать о том, не сбиваемся ли мы с дороги? не идем ли путем греха? А мы идем к концу своей жизни. Будет конец нашей земной дороге. И никто не родится вновь после суда Божия над ним в будущей жизни. Никто не вернется, чтобы начать свою жизнь сначала. О, «внимай себе», чтобы не впадать в те ошибки, в те грехи и пороки, которыми богата бывает душа каждого не думающего о своем вечном спасении!
Мы должны быть внимательными к себе, чтобы не соблазнить своим поведением ближних, ибо сказано: «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7). Ведь одно только неосторожное слово может перевернуть душу нашего ближнего! Мы уже забыли об этом сказанном слове, а он будет его переживать и дни, и, может быть, годы, и носить в себе горечь и обиду. А как легко своим нехристианским греховным поведением соблазнить тех, кто мало верует или не верует в Господа. Мы должны стремиться к тому, чтобы своей доброй христианской жизнью вызывать в тех, кто, живя с нами или встречаясь с нами, мало верует, – уважение к себе, как христианам, чтобы они видели, что не по имени только мы дети Небесного Отца.
Св. апостол Петр так и завещает нам в своем послании: «удаляться от плотских похотей» и «провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас... увидя добрые дела ваши, прославили Бога...» (1 Пет. 2:11–12). «Внимай себе», если хочешь спастись! А как внимать себе? Как, дорогие мои, проверять правильность пути, по которому мы идем, которым должен вести нас к вечному счастью? У нас есть слово Божие, в свете которого мы и проверяем самих себя.
Когда-то, повествует нам со. Евангелие, некоторые иудеи, не понимая учения Господа Иисуса Христа, отошли от Господа. Тогда Спаситель обратился к апостолам с вопросом: «Не хотите ли и вы отойти?» Апостол Петр от лица других апостолов воскликнул: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6:66–68). Наш Спаситель проповедует в Своем слове глаголы жизни вечной. Он нас научает, как надо жить, чтобы жизнь вечная с ее радостями, сладостью общения с Господом была достоянием каждого из нас.
Словом Божиим мы должны проверять себя: за Христом ли идем? ко Христу ли направляется наш путь? Не накапливаем ли мы изо дня в день только груз греховный, с которым приближаемся к концу жизни? Ведь это вопрос всей нашей жизни. К несчастью, мы редко предлагаем себе этот вопрос! Ведь в земных делах всегда человек делает отчет в своих трудах. Продавец тщательно считает свои поступления. Всякий хозяин ведет счет прихода и расхода. Строитель следит за тем, правильно ли выполнены чертежи, точно ли строится дом, будет ли он отвечать той цели, для которой его сооружают. Если в земной жизни мы даем строгий отчет в том, что совершаем, над чем трудимся, то как же нам не давать отчета в самом важном для нас – деле нашего спасения?
Так отчего же мы редко спрашиваем себя: достойны ли мы величайшего звания христианина? Не оттого ли, что мы редко читаем, слушаем или напоминаем себе слово Божие, заповеди Христовы? Когда мы этого не делаем, в пашей душе все больше и больше заглушается память о том, что мы христиане, что мы должны жить по-христиански. Не так ли бывает и в обыкновенной жизни? Любит один человек другого. Приходит долгая разлука. Мы не получаем от близкого человека никаких известий, и в годы разлуки может потускнеть чувство дружбы, чувство расположения одного человека к другому. Оно не пропадает, оно погребается где-то в тайниках души. А вот мы получили письмо от нашего друга, и вновь оживает это чувство дружбы, и радость охватывает сердце.
Любит человек родные места, с которыми связаны лучшие воспоминания жизни. Но проходит много лет, он давно не видит этих мест, и уже как будто не так горяча любовь у него к своей родине. Но вот услышали мы или прочитали что-либо о ней, н наше сердце уже воспламенилось прежней любовью к дорогим местам. Так мысль о Боге, о Великом Творце и Промыслителе нашем, о Сладчайшем Спасителе, о земном долге перед нашим Господом, о вечности, о душе может затуманиться в нашем сердце, если мы мало вспоминаем об этом, мало думаем о том, христианским ли путем идем к жизни вечной.
Святые праведники читали слово Божие в каждую свободную минуту, чтобы поучиться в нем тому, как надо жить, чтобы в нем. как в зеркале духовном, видеть себя, все отклонения свои от пути, ведущего в Царство Небесное. И мы должны внимать слову Божию, читать его, напоминать себе истины слова Божии, чтобы светом его проверять свою земную жизнь: да не будет она бесплодной для той бесконечной жизни, какая раскроется перед нами!
Слово Божие напоминает о том. что Бог соделал для человека и что человек должен делать, чтобы не оскорбить своего Творца и не лишиться милости Божией. Оно говорит о том, что Господь сотворил мир для того, чтобы человек наслаждался на земле. Оно раскрывает перед вами «великую благочестия тайну» (1 Тим. 3:16) о том, как Бог послал Своего Сына на землю. Он претерпел кровавые муки за вечное счастье людей, воскрес тридневно из мертвых, вознесся на Небо, основал Святую Церковь. Слово Божие научает нас тому, как в ограде Церкви спасаются для вечности люди православные, как надо трудиться для жизни вечной над своей бессмертной душой.
Если бы так в свете слова Божия мы проверяли свою жизнь, мы не двоились бы, как двоимся сейчас. Как? В храме мы молимся Богу, а вне храма и подумать о Боге не хотим. В храме мы молимся за всех как за братьев, а дома – осуждаем, поносим, злословим, В храме мы исповедуем премудрость и всемогущество, правду и благость Господа Бога, а за стенами храма живем так, как будто Бог не видит нас, как будто мы ничего не знаем о Нем. Живем, не вспоминая о том, что только один раз дается каждому из нас земная жизнь. И страшно бывает на конце ее, когда уже нельзя вернуться назад, когда человек видит, что не той дорогой шел к этому концу земной жизни. А уже наступает ночь и уже приходит время дать Господу отчет о том, как прожита наша жизнь.
«Внимай себе», если хочешь спастись! Так было сказано задолго до Рождества Христова. И Спаситель в Своих словах евангельских повторил это святое правило жизни: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лк. 21:34). И св. апостол Павел предостерегает нас дорожить временем, «потому что дни лукавы» (Еф. 5:16); они бегут и не возвращаются назад. И дай Бог всем нам, мои дорогие, прожить земную жизнь так, чтобы при конце ее не было ни у кого из нас бесплодного и горького раскаяния в том, что путь нашей жизни не привел к вечным радостям у Господа.
Дай Бог, чтобы никто из нас не пережил страдания, что мы не использовали тех дней, лет, которые дарует Господь для вечного спасения, и не употребили жизнь для того, чтобы душу очистить от греха и украсить той красотой, в какой мы должны предстать перед Богом. А Он, вы все знаете, требует от нас чистоты духовной я телесной, терпения в наших трудах во имя вечной жизни, ибо спасается тот, кто претерпит до конца; требует от нас любви и добрых дел, смирения и кротости перед Небесным Отцом и друг перед другом. Если такой будет наша жизнь и таков конец ее, – войдет она, бессмертная душа, верующей, раскаявшейся в своих грехах, искупившей их добрыми делами и борьбой с греховными искушениями, в вечное Небесное Жилище, где празднуется Вечная Пасха, где в вечном веселии будут пребывать верные дети Небесного Отца. К лику их да сподобит Господь причислить и нас, грешных!