Проповедь в Троицкую родительскую субботу

Проповедь в Троицкую родительскую субботу

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Ежедневно Православная Церковь читает Символ веры: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя…».  И этот Символ веры завершается словами, которые выражают торжество и сущность христианской религии: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь» — значит, истина: чаю, ожидаю с надеждой воскресения мертвых и жизни будущего века.

Сегодня Троицкая родительская суббота. Ради чего мы собрались здесь? Поплакать об умерших своих, посетовать на скорбную многотрудную жизнь свою, которая заканчивается смертью, вспомнить с отчаянием тех, которых мы, якобы, не вернём? Нет, братья и сестры, мы сегодня пришли для того, чтобы свидетельствовать торжество святой христианской Православной веры, торжество жизни над смертью, победы нетления над тлением. Почему и светлые ризы сегодня и всегда в родительские субботы таковы бывают. Белые одежды чистоты, света Христова, радости, нескончаемого пребывания со Христом во свете невечернем — это символ риз праведников, которые добродетельным житием своим убелили ризы свои и милостию Божией вместе с прощением грехов своих за молитвы Церкви получили светлые ризы праведных в вечности.

Мы сегодня пришли, братья и сестры, вспомнить о догмате: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века». Мы пришли, чтобы молитвою душе своей напомнить о скором переходе туда, в истинное, нескончаемое бытие от этого бытия временного, которого 70, от силы 80 лет. Мы пришли, братья и сестры, сегодня пообщаться с нашими усопшими. «Они не умерли, — говорит Священное Писание, — у Бога нет мертвых, у Бога все живы». И создавая человека, Он вдохнул в него душу живую по образу и подобию. Эта душа в человеке обладает свойствами, как и Господь, от Которого она пришла, — свойствами вечного нескончаемого бытия. Мы пришли, братья и сестры, и свои души подготовить к встрече со Христом в вечности, напоминая себе о часе смертном. Мы пришли сегодня молитвенно пообщаться с нашими сродниками по плоти, готовясь к встрече с ними. По смерти они не умерли, для нас, верующих, они так же существуют, мы за них переживаем, их участь беспокоит нас: как им там, в вечности… И, желая облегчить, сделать эту участь им радостной, светлой, вечной со Христом, мы молимся за их души Христу, Царю Бессмертному. Пасха — это праздник торжества жизни над смертью. А Родительская суббота для нас, братья и сестры, — напоминание об этом событии, напоминание об этом догмате, напоминание нам о нашей будущности. Нет у нас смерти, у нас только вечное бытие. Плоть истлевает, но душа вечно живая. Но и плоть будет воскрешена и преображена, соединена вместе с душой в день, когда будет славное пришествие Христово, а для грешников Страшный суд.

Мы сегодня стоим с утешением и спокойствием совести, помолившись за наших почивших сродников, воздавши за их любовь своей любовью. А скорбь? Да, есть скорбь, но она тихая, растворённая ожиданием встречи, это скорбь разлуки. Как мы провожаем в длительное путешествие кого-то, мы плачем. Всплакнём, но ожидаем встречи с ним, ожидаем его возвращения, переписываемся с ним, созваниваемся по телефону, посылаем открытки, поздравления. Вот так точно и мы сейчас — проводили в вечность своих сродников и общаемся с ними телеграммами наших заупокойных записочек, общаемся с ними молитвенным разговором вместо телефонного, общаемся с ними, посещая в родительские дни Церкви Божии, поздравляя с воскресением мертвых и их, наших сродников, которые незримо здесь с нами присутствуют. И от их присутствия и у нас на душе утешительно, и скорбь наша не имеет тени отчаяния. Нет, это скорбь с ожиданием, которое выражено в словах Символа веры и которое мы твёрдо исповедуем, готовя свою душу к встрече со Христом, и готовясь к встрече, которая ещё состоится с теми, кто, казалось бы, от нас уже навсегда ушёл. Не навсегда, до скорой встречи мы всего лишь с ними распрощались. И сегодня мы говорим им: «Чаем воскресения мертвых, чаем вашего воскресения, наши дорогие и близкие. И жизни будущего века чаем вместе с вами, вместе со Христом в нескончаемом Царстве». Аминь.

6 июня 2020