Игумен Владимир (Милованов)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие отцы, братья и сестры, торжественно мы празднуем сегодня великое событие — память преставления преподобного и богоносного отца нашего Амвросия старца Оптинского. Сколько наша Церковь прославляет, и каждый из нас знает ту великую милость, помощь и благодать, которые каждому из нас оказывает этот великий угодник Божий.
Действительно, какая величайшая радость, что мы, дорогие братья и сестры, порой даже не задумываемся и воспринимаем тот дар благодати, который имеем от Бога, на какой мы земле живем, земля та, которая дает миру святых. Не просто святых угодников, а тех людей, которые своим примером своей жизни, своим подвигом, своей любовью во имя Христа при жизни принесли нескончаемую пользу всем нуждающимся. И ныне всякий верующий, с верой обращающийся молитвенно к преподобному Амвросию и ко всем старцам Оптинским, всегда неизменно получает эту помощь Божью.
Земля, рождающая святых, и мир, который дает нам Господь через святую православную Церковь, освящает эту землю и благословляет наш народ. Сколько стоит на этой земле святая православная Церковь, святая православная Церковь дарует и благословляет нам великими угодниками Божьими. Как в этот день не прославить, дорогие братья и сестры, пречестных родителей преподобного Амвросия — праведных Михаила и Марфу. Воистину не может от худого дерева быть доброго плода. Но если плод благославен, если плод свят и совершенен, посмотрите, какая высота была в жизни у этих скромных людей, какое древо жизни в их семейном очаге процветало, какая любовь, какая простота, какая искренность. Какой яркий пример.
Многие в своей жизни унывают и расстраиваются, что кажется, какая-то серая жизнь, судьбина у нас, что вот так просто живем. Да, верим, ходим в храм, молимся и думаем, что если мы что-то великое не приносим в этот мир, то мы ничего такого великого и достойного не совершаем. Какая величайшая ошибка! Дорогие братья и сестры, посмотрите, какой же мы пример, какой неизъяснимо потрясающий. Сколько мы знаем святых, большая часть их родителей прославлена в лике святых. Семейная жизнь не мешает человеку быть святым. Пока, может быть, они сейчас и не прославлены, но поверьте, то, что они родили и воспитали, самое главное. Мало родить, нужно и воспитать Божьего человека. Посмотрите, сколько потрачено трудов, сколько бессонных ночей, а самое главное — молитвы. Его отец, казалось бы, был обыкновенным пономарем, но посмотрите, кого он воспитал, какого угодника Божия. Какой крест он пронес, и какая сила и благодать от него исходит по молитве, обращенной к нему.
Вот и в нашей жизни, дорогие братья и сестры, мы должны руководствоваться той простотой и искренностью жизни, начиная с самого простого. Вот смотрите: десять ветхозаветных заповедей. Одна из них, главная центральная, помимо почитания Бога — «чти отца и мать твою, и благо тебе будет, и долголетен будеши на земли» (Исх. 20, 12). Посмотрите, из десяти заповедей это единственная заповедь с обетованием, причем двойное обетование. Если ты будешь почитать родителей, тебе всю жизнь будет благо от Бога. Благо тебе всю жизнь будет, и долголетен будешь на земле.
Посмотрите, ныне почему так ужасающе погибает молодежь на наших глазах? Наркомания, пьянство, разврат. Достигают от силы двадцати, двадцати пяти лет, ну, в крайнем случае, тридцати. На наших, к сожалению, глазах происходит эта катастрофа. Почему, дорогие братья и сестры? причина только одна. С одной стороны это безбожие, а с другой стороны распущенная жизнь либо преступное поведение самих родителей, которые повожают детей жить в безобразии, то есть делают изначально человека эгоистом. Почему, дорогие братья и сестры? Мало кто из нас задумывается, но почему буквально еще 60–70 лет тому назад, да даже 50, почему была такая достойная молодежь. Да потому что они с утра и до вечера учились и работали. Дорогие братья и сестры, вспомним Священное Писание — гибель Содома и Гоморры. Причина какая, святой пророк говорит: за сытость хлебом и безделье. Вот нынешняя катастрофа в народе. Многие вопиют и кричат: что делать? Дети погибают. Действительно ужас. Это страшно. Любому нормальному человеку это невозможно пережить.
Но причина только одна, я ее назвал: безбожное, безобразное отсутствие воспитания. Полностью ребенку все разрешают всё, что он пожелал. Пожалуйста. Вот и сами выращивают себе беду. Не просто эгоиста, а преступника, который привыкает ничего не делать, а потом, конечно, он вырос, трясет родителей и требует денег, потому что он привык жить ради себя. А ради себя это бесноватая гордыня, которая лечится только бедой либо какими-то скорбями. Поэтому дорогие братья и сестры, в наши времена, конечно, многие из вас живут в городах, и нет такой возможности как в старые времена ребенка загрузить как раньше люди работали. С утра встали и нужно наколоть дрова, затопить печь, наносить воду, накормить скот, почистить за скотом, убрать. И это весь день от зари до зари. Когда грешить-то?
В городских условиях есть тоже возможность избавиться, на сколько это возможно от греха и от бесовских прелестей, которые окружают современного человека. Кнопочку нажал, и вот, пожалуйста, предоставлены любые беззакония и преступления. Чтобы этого избежать, дороге братья и сестры, что нужно делать? Как воспитывали древних и старых людей, которые вырастили величайших людей. Простые люди, сельские. Но то, что сами они жили в чистоте и любви, в верности друг к другу, вот он фундамент — семья. Верили всей душой Богу и молились за себя и за детей. Вот результат. Господь знает, в какое время воздвигнуть праведников. И они будут всегда до конца мира. Не мной это сказано, но великими старцами, что будут до конца мира праведники, потому что иначе невозможно. Иначе мир давно бы развалился и сгорел бы.
Но что нужно делать в городской среде, дороге братья и сестры? Помимо школы нужно привлекать детей к труду и послушанию. Если невозможно дома что-то делать, то обязательно нужно ребенка помимо школы занять в каком-то кружке: либо в творческом, либо в музыкальном. В чем угодно, в спорте. Лишь бы не было, дорогие братья и сестры, у детей ложного времени, через которое сатана искушает, когда человек поел-поспал, поспал-поел, и сидит на диване. И что делать? Пошел на улицу. На улице его ждут уже, и быстро там его научат. А чему на улице учат, вы знаете. Мы никто не против общения молодежи друг с другом, так человек устроен.
Мы живем в социуме. Невозможно избежать человеческого общения. Но чтобы оградить стеной благодати, в первую очередь мы должны молиться, даже если вы не верите. Все равно попробуйте. Господь услышит. Вспомните явление иконы Пресвятой Богородицы Нечаянная Радость. Просто преступник, вор, хулиган, бандит. Его кто-то в детстве научил молиться «Богородице, Дево, радуйся». И представьте, на каждое преступление он шел. Казалось бы, не совместимые вещи, а он молился: «Богородице, Дево, радуйся». И в один из дней он видит, что с иконы течет кровь с пречистых ран Младенца-Спасителя. Он в ужасе упал перед Матерью Божьей: за что? Она говорит: ты и подобный тебе грешник распинает заново Христа. И все, он изменился.
Не верующий, бандит, преступник, блудник, развратник. Это человек со дна. Он даже не верил, попросил и получил. Бог же у нас Отец, дорогие братья и сестры. Мы говорим условно, голову поднимаем как смирение, что Он над нами. Но Он и среди нас, сквозь нас проходит. Единственный родной Отец, дорогие братья и сестры. Никого нет роднее. Не верите — молитесь, и вы увидите чудеса. Бог, творящий чудеса, любящий Отец. Просите, и дастся вам, стучите, и откроют вам. Написано же в Евангелии, что если вы, будучи злы, умеете деяния блага давать чадам вашим, и если у вас дочь или сын попросят хлеба, разве дашь ему камень? Или попросит рыбу, дашь ему змею? И Господь говорит: будучи падши и злы, умеете добрые дела делать детям вашим. Насколько Он перед нами. Нет понятия «безверие», нет понятия «безбожие». Есть понятие лени, тупости и неблагодарности, дорогие братья и сестры.
Все беды в ваших семьях происходят от того, что пропустили правильное воспитание детей, вырастили их так, что они принимают от вас ваш труд до крови и слез. Круглые сутки бывает, что не спите, а они получают от вас как будто даром. Вот Адам и Ева получили даром — и какой результат. Весь мир перевернут, разрушен, растоптан сатаной. Самое главное помните, дорогие братья и сестры, что любая трудовая нагрузка — хоть вник с места на место перенесут дети, они получают благодать от Бога. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Ну, кажется, какая глупость, ребенок с места на место перенес тарелку или чашку, помыл посуду, а результат то какой! За то, что он у вас помыл посуду, даже у неверующих получает от Бога за то, что послушался похвалу. Не от людей похвалу, которая ничего не стоит. Так, мусор какой-то. А от Бога получает благословение. Слышите, благодать получает от Бога спасительную. И если помимо учебы занимается в спортивной секции или музыкой, чтобы не было у него, слышите, свободного времени от зари до зари. Примеры миллионы могу привести.
Когда родители загружают детей, когда им грешить, дорогие братья и сестры, когда он в семь часов утра ушел в школу и в восемь часов вечера еле приходит. Я видел такой случай, что за ужином ест и уснул с пищей. Мама подошла, изо рта пищу у него вынула и унесла на кровать. Когда грешить, дорогие братья и сестры? А мы всегда Бога виним: куда Бог смотрит, почему Он не наведет порядок на земле. А вы куда смотрите, родители? Вот это преступное помогание — это сатанинское преступление против себя и против детей. Потому что если вы позволяете им грешить, это самый страшный грех, когда человек даром получает пищу. Посмотрите, что апостол Павел говорит: кто не работает, тот не ест. Если немощной, больной, хоть тарелку перенеси с места на место. Как говорится, «со сверчка и песни хватит».
Так вот будет благодать и вам за то, что вы детей воспитаете, потому что помните — дети не ваши. Чьи дети? Его, Он дает жизнь, Он податель жизни. Он Животворящий. И какая преступная наглость, когда мы думаем, что этот весь мир наш, дети наши, все наше. И чем это заканчивается наглое бесстыдство? Да, это все наше, Господь для нас все создал. Но что самое главное нужно? Нужна благодарность к Нему. Если будет благодарность, появляется любовь. А если любовь, то человек понимает, что без Бога он ничего не может. Надо быстрее бежать бегом в храм, чтобы каяться. Если покаялся человек, приходит благодать, начал молиться — он лично узнает Бога. Он же живой. Но чтобы Его увидеть, другого средства не существует. Это наш ум, наше сердце, но нужно его очистить верой, покаянием и молитвой.
Наше зеркало души забито грязью и помоями греха. Поэтому мы даже если и не верим, пробуйте, потому что Он никому не отказывает. Господь не обозначил степень покаяния. Он сказал в Евангелии и обратился ко всем нам: «Приходящего ко Мне не иждену вон». Слышите? Он не сказал, что двадцать, тридцать, сорок лет кайтесь, поститесь и только потом ко Мне приходите. Он говорит: сразу приходите ко Мне. Будете багряны, как снег убелю. Слышите, какая бы душа запущена не была, Он все может. Он Отец, Податель жизни и безграничная Любовь. Бедное человечество, бедные люди проигрывают самое главное. Он же от нас не отнимает личной жизни, личного счастья. Все нам принадлежит. И Он даже, посмотрите какая Его любовь, не может не только человечеству манну дать с неба. Почему Он нас так любит? Он стал человеком, Он физически обозначил, дорогие братья и сестры, Свое родство с нами. Не ангельскую природу принял, вторая ипостась, а человеческую, какие бы мы падшие не были. И посмотрите, на какую высоту, кто был смирен, как Он прославил Матерь Божию и всех угодников. Кто может выше Ее? То есть ангелы потерялись в своей славе. Больше всех смирилась, больше всех любила Бога и людей. Невозможно любить Бога и ненавидеть людей. И невозможно любить человека и не любить Бога. Это единое целое.
Если мы любим Бога, прямо простирается эта любовь на человека, на близкого. Если мы всей душой любим близкого человека, любим не страстно, не безумно, а тихой кроткой любовью, если мы так поступаем и любим человека, то обязательно мы придем к Богу. Потому что Он — свет. «Аз есмь путь, истина и живот», — Господь говорит (Ин. 14, 16). Преподобный Авва Дорофей, кто читал его книгу, он и словом и графически даже показал: центром мира является Бог. И люди, идущие к Нему, чем ближе приближаются к центру вселенной и Богу, тем ближе становятся в Боге друг к другу. И не отнимает Господь у нас любовь. Он сказал, что кто любит отца или мать больше Меня, недостоин Меня, кто любит брата или сестру больше Меня. Почему? Потому что Он дал нам и отца и мать и сестру.
Он все дал нам. Поэтому если мы о Нем забываем, в кого мы превращаемся? А потом начинаем пищать и говорить, что где Бог и почему такой бардак у нас в мире и в стране. Нужно самим подтянуться, молится, исправляться, каяться и правильно воспитывать детей. Школа и обязательно загрузка до предела, чтобы вечером их забирали или сами приходили. И тогда увидите: ребенок растет, но ему за послушание и труд, пусть он кажется бездарный в каком-то там изобразительном искусстве. Но самое главное, что он совершает послушание и труд. И за это получает от Бога, слышите, благодать. И вы будете удивляться, когда не успело пройти время, а ребенок уже взрослый. Он уже в институт поступил, у него уже семья. И все, вы уже определили человека не просто в жизни, а возможно даже в спасении. Самое главное — дать правильное начало.
Так вот, дорогие братья и сестры, прославляя преподобного богоносного драгоценного нашего отца, батюшку преподобного Амвросия, помолимся от всей души за его праведных родителей, за своих родителей, близких, друзей, кто жив и кто почил. Потому что будем всегда благодарны корням, что мы еще в храме стоим. Это поверьте, кровь, вопль и слезы наших родителей, дедов и отцов. Мы-то не достойны. Они вымолили, когда страна рушилась и утопала в крови. Посмотрите, какая была сила молитвы у них. Видя разрушение величайшей страны мира величайшей культуры, уничтожение величайшего народа на земле, молитва пересилила в нужный момент, и видите то, что совершается.
Все храмы открыты, мы свободны, только не ленись, только приди. А кто не может, то дома может помолиться, но только обязательно через таинства Церкви все равно нужно очищать свою душу, но не вне Церкви, как тела Христа. Это не общность и не общество, дорогие братья и сестры, как некоторые сатанята распространяют эту ересь безумную еще со средневековья. Протестантство безумное, бесноватое, что Церковь это так, понятие общественности. Это богохульство, дороге братья и сестры. Ересь не прощается ни в этом веке, ни в будущем. Потому что Господь говорит, что мы Его тело. Приимите, ядите: сие есть Тело Мое (Мф. 26, 26), — Он предлагает Свое Тело нам. То есть мы сотелесники становимся, сопричастники Его благодати тела и крови. И никто в голову это не берет, откуда рождается благодарность к Богу и к людям, когда человек начинает соображать, поменьше телевизор смотреть, поменьше пить, поменьше дурить, побольше семьей заниматься, подсобным хозяйством. Поработать, погорбатить чуть-чуть. И Господь отрезвляет ум. А так видите, как самодовольные индюки все сидят у телевизора. Ура, жизнь у них удалась! Да не успеете глазом моргнуть, а суд-то идет, в результате, что мы имеем в разуме, что мы натворили. Перед Судом Божьим протекции не существует, и никто не оплатит, не поможет и не выручит. Это здесь можно слукавить, а там не слукавит никто.
Поэтому памятуя это, дорогие братья и сестры, будем молиться за своих родителей и, прося помощи молитвенной и благословения преподобного Амвросия и всех старцев Оптинских, будем настраивать с Божьей помощью свою жизнь на христианский православный народный лад. Аминь.