Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской
«Яко будет в последния дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов; и приидут к ней вси язы́цы, и пойдут язы́цы мнози и рекут: приидите, и взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой, и пойдем по нему. От Сиона бо изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима. И ныне, доме Иаковль, приидите, пойдем светом Господнем» (Ис. 2:2–3, 5).
Память празднуемых ныне святых Кирилла и Мефодия, просветителей народов словенских, побуждает нас, братие, бросить взор на судьбы Церкви вообще и русской в особенности. Эти судьбы одинаковы во всякое время: вечно презираемая и уничиженная в глазах сильных и знатных людей мира сего, она тихо и безвестно совершает дело свое, хотя имеет в себе сокрытую красоту и славу внутренней жизни, делающую учение ее выше всех учений человеческих. Ее жизнь питается от имеющего в себе неистощимую жизненность корня, который должен дать отпрыск и плодами его наполнить всю вселенную (Ис. 27, 6) в грядущие дни.
Таковы были судьбы Церкви во дни Исаии пророка. «Гора дома Господня», около которой сосредоточивалась духовная жизнь Израиля, была презираема им, и сыны Израиля отпали сердцем от Бога своего. «Они, – по слову пророка, – многое переняли от востока: и чародеи у них, как у Филистимлян, и с сынами чужих они в общении. И наполнилась земля его серебром и золотом, и нет числа сокровищам его; и наполнилась земля его конями, и нет числа колесницам его... И преклонился человек, и унизился муж» (Ис. 2, 6–9), подчинив себя игу чужих народов. Чтобы призвать Израиля к хождению путями Господними, пророк указывает Израилю на будущее возвышение горы Господней над всеми горами и холмами (Ис. 2, 2), провидит, что отрасль Господа явится некогда в красоте и славе для спасенных сынов Израиля, что «воды Силоама, текущие тихо», то есть дом Давидов, прославится чрез происшедшего из него Еммануила (Ис. 4:2, 8:6), что презираемый Израилем краеугольный камень Сиона, то есть царство Давида, или Церковь, особенно же Сам Основатель Церкви Христос сделается камнем многоценным, испытанным, крепко утвержденным (Ис. 28, 16). И как исполнились все эти слова пророка во дни Христовы! Ибо поистине учение Христово возвысилось над всеми прочими учениями, и пред высотой христианской добродетели невольно должны были преклониться и преклоняются самые крайние поборники неверия (как, например, Вольтер и Руссо в так называемый «век просвещения» XVIII век).
Некогда и в земле Русской прославлены были горы киевские, на которых воссиял Крест Христов в предзнаменование будущей их славы чрез просветителей народов славянских, «преложением Божественных писаний» и для русского народа открылся «источник богопознания». Только, к сожалению, недолго русский народ ходил в свете нового христианского учения. И русский народ скоро, как Израиль, вступил в широкое общение с народами иноземными, чрез которое все более и более утрачивал свое первое достояние веру Христову. Пред какими только учениями народов Запада, еретическими и развращающими, он не преклонялся! Какими только мнимо-просветительными средствами не пытался и не пытается он заменить просвещение ума чрез Слово Божие: и театрами народными, и естественнонаучными знаниями без мысли о Боге, сотворившем мир, и учениями об общественной жизни без мысли о Промысле Божием, направляющем жизнь народов к назначенной цели! И вот наполнилась земля Русская злодеяниями, запятнала себя все более учащающимися убийствами; «выражение лица» сынов ее, по слову Исаии пророка, «стало свидетельствовать против них, и о грехе своем стали они рассказывать открыто» (Ис. 3, 9), оправдывать преступление, чего не было дотоле среди людей русских, по словам знаменитого русского писателя Ф. М. Достоевского.
Ныне снова слышит земля Русская призыв: «Придите, и будем ходить во свете Господнем!» (Ис. 2, 5). Слышался неоднократно этот призыв и с высоты царского престола; слышится он и из уст многих пастырей Церкви Русской, усиливших свою просветительную деятельность, начиная с Петербурга, где под сень Церкви, благодаря их деятельности, стало собираться даже светское учащееся юношество («Христианское содружество учащейся молодежи»). Не остался не услышанным подобный призыв и в наших средних и высших духовно-учебных заведениях, среди деятелей которых довольно резко обозначился кружок самостоятельных и верных святоотеческому учению богословов, сделавших решительные попытки освободить наше богословие от влияния иноземных лжеучений и направлений католичества, протестантства, рационализма.
Только насколько твердо будет это обновленное хождение в путях Господних? Распространится ли снова широко свет веры Христовой среди земли Русской, или она опять вскоре добровольно будет, «как без глаз, ходить ощупью, претыкаться в полдень, как в сумерки» (Ис. 59, 10), опять преклонится вскоре и с большею силою пред игом иноземных народов, стремясь блеском внешних научных знаний заменить открытый святыми просветителями славян источник богопознания Слово Божие, даже изгоняя закон Божий из школ, как делается на Западе, или смешивая живой источник Божественного откровения с произведениями мертвой человеческой мудрости (ср. споры относительно Библии и Вавилона по поводу лекций Делича, сопоставления Евангелия с учениями Будды, Конфуция и других основателей естественных религий).
Да не будет этого! И пусть даже не увидим мы такой же славы Церкви Русской, какая явилась в Церкви во дни Христовы, согласно предсказанию Исаии. Как этот пророк жил верою в то, что «явлена будет гора Господня в последние дни», то есть в дни первого пришествия Христова, так и мы до самого второго славного Его пришествия твердо будем держать в руках своих знамя веры во Христа, с которым всегда воинствовала на земле Церковь Христова, и не преклоним выи нашей под иго чужих! Аминь.