Праведных душам, чья память вовек пребывает
Слов приношенье взамен возлияний обычных творю.
Ибо богоносные отцы, предыдущими праздниками постепенно нас научив и к пути приуготовив, от услаждения и объядения отклонив и страхом грядущего Суда наставив, да притом и сырной седмицей очистив как должно, своевременно предложили два однодневных пощения[1], чтобы поощрить исподволь и к самому Великому посту.
И вот представляют здесь же всех преподобно поживших – иначе говоря, во многих болезнях и трудах – мужей и жен, надеясь утвердить нас воспоминанием о них и их борениях, дабы мы, имея таковое житие образцом и проводником, укрепились на предлежащее поприще и, встретив у них содействие и помощь, приступили к духовным подвигам, памятуя, что и они – общего с нами естества. Как военачальники, когда войско уже построено и в боевой порядок развернуто, воинов своих воспламеняют речами, примерами и воспоминаниями о древних мужах, доблестно сражавшихся и выказавших храбрость, а те, укрепленные надеждой на победу, всей душой изготовляются к битве – так ныне и богоносные наши отцы премудро действуют. Ибо они, чрез пример преподобно поживших укрепив мужское и женское естество на духовные подвиги, приводят этим то и другое на поприще поста, чтобы мы, рассматривая их чуждую нерадения жизнь как первообразную, упражнялись сколько есть сил в многовидных и разнообразных добродетелях, наиболее же в любви и разумном воздержании от неподобающих дел и поступков, да и в самом посте, который есть не только уклонение от снедей, но и укрощение языка, гнева, очей, а проще сказать – отказ и отчуждение от всякого зла.
По этой причине и учредили здесь святые отцы нынешюю память всех святых, предлагая нашему вниманию тех, кто угодил Богу постом, а также иными делами добрыми и благими, поощряя и нас по их образу вступить на поприще добродетелей и отважно вооружаться против страстей и демонов, наводя некоторым образом на мысль, что если и мы равное с ними усердие выкажем, то никакого не будет препятствия то же совершить, чего и они достигли и равной награды удостоиться, ибо и те нашей природе сопричастны.
О самой же Сырной седмице некоторые говорят, что ее ввел Ираклий[2], а ранее была она мясоястной. Провоевав шесть лет с царем Хосровом[3]и персами, дал он обет Богу, что если возьмет над ними верх, неделю ту изменит и назначит промежуточной между постом и изобилием яств, да так и сделал.
Но хотя бы все и так произошло, думаю, что она и отцами задумана была как некое предочищение, чтобы мы, от мясной пищи и многоядения враз отведенные к крайнему воздержанию, не досадовали, а также и телесному состоянию своему не повредили, но, исподволь и понемногу удаляясь от утучняющего и услаждающего, приняли бы узду поста, как непокорные кони при постепенном сокращении корма.
Ибо отцы как на душу воздействовали притчами, так и в отношении тела нужное изобрели, постепенно отсекая все помехи пощению.
По молитвам всех преподобных отцов, Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
[1] В среду и пятницу Сырной седмицы – дни, когда устав церковной службы максимально приближен к великопостному (в частности, не совершается Божественная литургия), а единственная трапеза, хотя и не постная, допускается лишь после вечерни.
[2] Ираклий – Византийский император (610–641 гг.). Предпринимал попытки примирить учение Православной Церкви с монофизитами.
[3] Хозрой I, Великий – Персидский царь из династии Сасанидов. Он взял в плен Крест Христов, Иерусалимского патриарха Захарию и многих христиан. Свергнут с престола и убит сыном Сироем в 628 г.