Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси

Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси

Протоиерей Сергий Муратов

«Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали

по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы

слышали от начала, чтобы поступали по ней».

(2-е Иоанна 1:6)

Эти слова апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в день памяти которого промыслом Божиим осуществилось прославление одиннадцатого, а по сути, первого, после восстановления Патриаршества на Руси (после 200 летнего перерыва) предстоятеля Русской Православной Церкви, являются ключом к пониманию того жертвенного подвига, который совершил Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский. И это помогает нам понять его личность в цепи потрясающих исторических событий, в которых  проявился первый Патриарх Новейшей истории,  как один из величайших участников. Иногда  малопонятный  для современников, он и для нас предстаёт не до конца оцененным.  Неудивительно, что и в наши дни трудно по существу осмыслить величие и красоту его подвига, его святости. Только с достаточно большого исторического расстояния откроется грандиозность личности Патриарха Тихона, который, как никто, привлекал к себе такое пристальное, сострадательное и почтительное внимание всего христианского мира. Сам этот факт, указывающий на его мировое значение, его всемирный авторитет, заставляет нас обратиться к его образу с особенным вниманием и любовью.

Время его патриаршества, которое длилось почти 8 лет, ограничено двумя праздниками Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии – Введения во Храм и Благовещения. И на протяжении всей жизни святителя Господь являл знаки о нём, как о Своём избраннике. Еще в молодые годы его, отличавшегося кротостью, добродушием, богобоязненностью  одноклассники называли «Архиереем», или «Патриархом». А время, в которое Господь вручил смиренному Тихону патриарший жезл, отличилось такой жестокостью и трагичностью, которой не было от начала истории Церкви. И как тут не вспомнить слова Господа, сказанные апостолу Павлу: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2-е Коринфянам 12:9) Благодать, которая «немощствующая врачует и оскудевающая восполняет» неиссякаемо преподавалась чрез святителя Тихона, где бы ни случилось ему нести пастырский подвиг. И в Холмской епархии, где он начал своё святительское служение, и вдали от Родины в сане епископа Алеутского, возглавляя Православную Церковь в Америке, и на Ярославской и Виленской кафедрах, везде для верного своему архиерейскому долгу владыки Тихона Церковь и ее интересы всегда были дороже всего.

Он был очень простым, доступным, много служил, часто даже в разных маленьких храмах. Он принимал близко к сердцу все, что касалось жизни, блага и интересов народа, и его деятельность не ограничивалась только церковными делами. Будучи избран почетным членом Союза Русского Народа, он оказывал большое влияние на работу этого Союза. Архиепископ Тихон был человеком свободных, широких взглядов, достаточно демократичным и независимым. Замечательно, что в знак своей любви жители Ярославля избрали его почетным гражданином города (случай едва ли не единственный в русской истории).

И народ, врученный ему Богом, чувствовал это. При проводах на очередное место служения в его след раздавалось рыдание и плачь скорбящей паствы.

О его богоизбранности свидетельствует даже то, что при избрании на Патриарший престол жребий указал на него, набравшего наименьшее число голосов среди достойных из достойных. Принимая патриарший жезл в Успенском соборе Кремля 21 ноября 1917 года, Патриарх Тихон говорил: «Господь как бы говорит мне так: «Иди и разыщи тех, ради коих ещё пока стоит и держится Русская земля. Но не оставляй и заблудших овец, обречённых на погибель, на заклание, овец поистине жалких. Паси их…».

Невозможно представить сегодня всю тяжесть ответственности, которая легла на плечи нового Патриарха. Большевики разогнали Учредительное собрание, и он оказался единственным законно избранным вождем народа, так как в выборах членов Собора, избиравшего Патриарха, участвовало большинство населения страны. Народ необыкновенно любил и чтил своего архипастыря.

В год большевистского переворота он не мог не чувствовать, что богоборческая  власть, впоследствии объявившая  патриарха символом черносотенства, «непроходимой реакции, волком в овечьей шкуре», не остановится ни перед чем в достижении своей разрушительной цели. Получив известие о цареубийстве, 8 июля 1918 г. в Казанском соборе в Москве он отслужил панихиду по убиенным государе и царской семье, назвав большевиков цареубийцами. 28 октября 1918 г. патриарх Тихон обратился к советскому правительству с перечислением всех преступлений большевиков, провозгласив словами евангелиста Матфея: «от меча погибнете сами вы, взявшие меч» (Мф. 24:52). В Послании от 19 января 1919 г. он отлучил богоборцев от Святого Причастия, всенародно предав их анафеме. Святитель непреклонно исполнял свой пастырский долг, открывая народу смысл происходящего с церковной точки зрения, и предостерегал от участия в грехах и преступлениях, в которые втягивали простой народ большевики.   

Патриарх выступил против разрушения храмов, захвата церковного имущества, гонения и насилия над Церковью. Указывал на “зверские избиения ни в чем не повинных людей”, которые совершаются “с неслыханной доселе дерзостью и беспощадной жестокостью”. А уже наступал в стране голод, спровоцированный новой властью.

И в это время, одержимый мечтой награбить несколько миллиардов золотых рублей, «вождь мирового пролетариата» настаивает на том, что “именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь подавлением какого угодно сопротивления... Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше”. (Так писал в своём “строго секретном” письме  Ленин  членам Политбюро от 19 марта 1922 г. о сопротивлении изъятию в Шуе и политике в отношении Церкви)

В этом письме определялись в целом программные цели «строителей коммунизма» в отношениях с Церковью на ближайшие десятилетия: устранить институт Церкви, ликвидировать сословие духовенства, найти золото для мировой революции и укрепления пролетарского государства.

Последний период жизни Святейшего Патриарха Тихона поистине был восхождением на Голгофу. Постоянные провокации ЧК, злоба и клевета обновленцев, непрерывные аресты и ссылки архиереев и духовенства, собственное нахождение под следствием наполняли ту чашу, которую дал Господь испить своему избраннику. Смиренно неся свой Патриарший крест, Святитель  уповал на доверие народа, и народ, действительно, верил ему. Силу свою Святейший Патриарх Тихон черпал именно в вере и верой призывал сопротивляться всякому преступлению, всякому злу.

Уже современники говорили о его служении, как о подвиге святого. Вот как отзывался о Святителе Тихоне протоиерей Михаил Польский: «Он, Патриарх Тихон, исчерпал все возможные для Церкви и церковного человека меры примирения с властью гражданской и явился жертвой в самом внутреннем, широком и глубоком смысле этого слова. Жертвуя собою, своим именем, своей славой исповедника и обличителя неправды, он унижался, когда переменил свой тон с властью, но никогда не пал. Он унижал себя, но никого больше, не сохранялся и не возвышался унижением других. Он не щадил себя, чтобы снискать пощаду пастырям, народу и церковному достоянию. Его компромиссы - делание любви и смирения. И народ это понимал и жалел его искренне и глубоко, получив полное убеждение в его святости. Это мужественное и кротчайшее существо. Это исключительно безукоризненная, святая личность».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон прославлен в лике святых за чистоту жизни, коею он явил пример следования за Христом и вручение себя воле Божией; за служение Церкви и ближним, которое простиралось до самопожертвования и выразилось в его словах: “Пусть погибнет имя мое в истории, только бы Церкви была польза”; за мужественное стояние за веру, в котором святитель перед лицом смертельной опасности являл подлинную святость и силу христианского духа; за исповедничество свое, которым он противостоял раскольникам, претерпевая от них поругание; за миссионерскую деятельность, в которой раскрылись апостольские труды его и подвиги.

9 октября 2022