Сегодня, 29 марта, в четвертую неделю Великого поста Православная Церковь вспоминает память прп. Иоанна Лествичника, который постарался нам показать, как из глубины греховной, из нашей немощи, из нашего несовершенства мы можем вырасти в полную меру той святости, которая нам предложена Крестом и любовью Господней. В эту неделю установлено читать Евангелие об исцелении бесноватого отрока (Мк. 9:17-31), об обличении Господом неверия (маловерия), и о том, что род сей (нечистый дух) изгоняется только молитвою и постом, об этом слово митр. Святогорского Арсения.
Мы видим сегодня три причины проявления силы Божией в мире, которая может действовать чудотворно на душу и на тело человеческое, изменяя к лучшему всё и в человеке, и вокруг него ― вера, молитва и пост. Говоря о вере мы, братья и сестры, говорим не о той вере, которую Господь называет маловерием, и неверием даже, с которой не смогли исцелить бесноватого отрока, а о вере искренней, о вере сердечной. Как говорит Господь: «Многие глаголют Мне: Господи, Господи. Сердце же их далеко отстоит от Меня. Всуе, (то есть напрасно), чтут Мя» (Мф. 15:8). Вера ― это не просто внешнее исполнение обрядов. Это не просто внешние какие-то признаки на нас, что мы люди верующие, будь то облачение архиерейское, будь то нательный крестик, который мы носим. Всё это внешнее, но оно не имеет ценности, когда у нас нет внутреннего стремления к Богу и внутренней веры. Почему мы впадаем в те или иные грехи? Почему мы подвержены тем или иным страстям, которые довлеют над нами и управляют нами, и мы по их указке живём и действуем часто? Да потому, что у нас нет веры, и мы не стремимся её обрести, не просим, как тот отец: «Господи, верую, помоги моему неверию!» Мы маловерны. А верить надо как? — Делами веровать. Не только: «да, я знаю», но и в жизни своей воплощать законы духовной жизни, которые Христос нам оставил.
Вера неразрывно связана с молитвой. Если человек верит в Бога, он любит Его. Если он Его любит, он Ему молится. Что такое молитва? Это разговор с Богом. Это не какие-то заклинания вроде мантры, прочитал ― и всё исполнится. Это разговор с Богом: и о душе своей, и о ближних своих, и обо всём мире. И как радостно, как утешительно бывает для человека после того, как сердечно помолишься, и Господь дарует ещё и умиленные слёзы при этой молитве. Да не хочется от этого состояния отставать, хочется в таком состоянии пребывать, не рассеиваясь ни суетностью этой жизни, ни разговором с кем-то. Не хочется нарушить вот этого собеседования, вот этого хрупкого такого состояния, желанного для души, по отношению к Богу. Ведь душа от Бога пришла в человека, к Богу всё её стремление. И настоящую радость, настоящее утешение, настоящий покой душа человеческая только в молитве находит. Молитва неразрывно связана и с подвижничеством ради Бога.
Святитель Василий Великий говорит, что такое пост: «Пост ― это крылья для молитвы». Наша молитва, она постническим нашим состоянием возносится, как на крыльях, к престолу Божию и к Самому Вседержителю. Пост ― это не самоцель, это средство к стяжанию состояния души человека. Ведь толку нет от того, что мы воздерживаемся от пищи или голодаем, когда человек делается злым или раздражительным, когда человек не перестаёт завидовать и быть жадным. Если человек не перестаёт клеветать, злословить, ненавидеть брата, если человек всякое злопамятство и непрощение в душе своей оставляет и при этом голодает, и постится ― от поста толку нет. Пост — он связан не только с физическим воздержанием от пищи, но и с постом духовным ― работой над собой, вот ради чего пост. Потому что пост или даже голодание ничего не приносит человеку, если они не связаны со стремлением стяжать в душе своей добродетели. Но пост является вспомогательным средством для стяжания этих добродетелей, для стяжания молитвенного настроения, для стяжания веры.
Пост ― это воздержание от всего. Пост ― это когда душа становится над плотью. Не плоть командует, а душа командует плотью. Потому-то мы часто и подвержены вражьим воздействиям, потому-то мы легко и сдаёмся, потому-то легко на обе лопатки нас и ложат эти тёмные, злые силы, смеясь и глумясь над нами, рабами Божиими. Потому что недостаток веры, недостаток молитвы, недостаток поста делают всё это.
Старайтесь, братья и сестры, памятовать эти слова науки Христовой, помните, что святой пост называется святым не потому, что мы голодаем, а потому, что дела святости и стремление к святости должно наполнять души, сердца и умы наши в эти святые дни. К этому нас и призывает Христос Спаситель. Аминь.