Не место, а произволение спасает

   Ты опять пишешь о своем сомнении и недоумении, есть ли воля Божия жить тебе в этом месте, и может быть в другом месте ты удобнее бы спасение получила. Нигде не сказано, чтобы спасение наше местом определялось; а напротив в св. Евангелии прямо и ясно читаем: «аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди»; где бы кому ни пришлось жить, по сказанному в псалмах: «на всяком месте владычество Его, благослови душе моя Господа». Спасение может получить христианин на всяком месте, и в мире живя. Но в Евангелии, в другом месте, читаем и следующее: «аще хощеши совершен быти, продаждь имение и даждь нищим», и прочее. Св. Исаак Сирин на основании этих слов пишет: можно получить милость Божию малую и милость Божию великую в совершенстве, которые совершенно посвящают себя Богу, оставляя мир. При этом вникни в слова Господа; «аще хощеши внити в живот, аще хощеши совершен быти»: и увидишь, что нигде Господь не хощет неволею понуждать человека, а везде представляет благому нашему произволению, и чрез собственное произволение люди бывают или добры или злы. Поэтому напрасно будем обвинять, что будто бы живущие с нами и окружающие нас мешают и препятствуют нашему спасению или совершенству духовному. Самуил жил и воспитывался у Илии священника, при развратных его сыновьях, и сохранил себя, и был великим пророком.
   А Иуду трехлетняя жизнь пред лицем Самого Спасителя не сделала лучшим, когда он видел столько чудес, постоянно слышал Евангельскую проповедь; а сделался еще худшим, продал Учителя своего и Избавителя мира за тридесять сребренников, из которых каждый не более русского полтинника. Все это пишу тебе для того, чтобы ты вполне могла убедиться, что неудовлетворительность наша душевная и духовная происходит от нас самих, от нашего неискуства и от неправильно составленного мнения, с которым никак не хотим расстаться. А оно-то и наводит на нас и смущение и сомнение и разное недоумение; а все это нас томит и отягощает и приводит в безотрадное состояние, Хорошо было бы, если бы мы могли понять простое святоотеческое слово: аще смиримся, то на всяком месте обрящем покой, не обходя умом многие иные места, на которых может быть с нами то же, если не худшее. Сам не знаю, почему я так распространился об этом предмете, при крайнем недосуге. Видно так надобно. Много раз писал я тебе об этом, а ты все-таки продолжаешь спрашивать, будет ли для тебя спасительно это место, в котором живешь. Так же спрашиваешь, есть ли, или будет ли воля Божие на то, чтобы ты облеклась в монастырское платье. Иное дело принять пострижение в мантию; а одеться в монастырское платье особенной важности но составляет, когда пожелает это сделать, Потому что уже не один год живешь в обители, и не думаешь возвратиться в мир; и наконец ты живешь в этом месте по благословению. А по апостольскому слову, «сеяй о благословении, о благословении и пожнет». Да будет так по воле Божией! Говори: Аминь. И аз грешный скажу: Аминь. И прочие да рекут: Аминь, аминь. аминь!

 

   Прп. Амвросий Оптинский