СТАРЧЕСКИЕ УТЕШЕНИЯ В ПОТЕРЕ БЛИЗКИХ

 Мужу, скорбящему о лишении супруги

   Достопочтеннейший о Господе N. N. До получения письма вашего был я извещен о кончине супруги вашей, сердечно пожалел о ней и о плачущей, огорченной сестре ее.
Потом получил и ваше письмо, в коем вы выражаете скорбь сердца вашего о лишении супруги и сознаете себя виновным пред нею, представляете себе ее достоинства и говорите, что во время жизни ее не могли дать оным цены. Все это чувствительно поражает ваше сердце и приводит к раскаянию о прошедшем пред Богом и пред нею. Сожалея покойную, в цвете лет отшедшую, и вас, скорбящих о ней, о своей виновности пред нею и о малютках, лишившихся нежной матери, – скажу вам о ней. Видно, была воля Божия на то, чтобы в настоящее время прекратилась временная жизнь ее и она перешла к нескончаемой жизни. Верую, что Господь сподобит ее вечного блаженства: она была добрая христианка и в вере и надежде Жизни Вечной, с напутствием Святых Таин, отошла отсюда. Церковные молитвы и воспоминания о ней при Безкровной Жертве способствуют получению милости Божией.
Вам советую не предаваться безотрадной печали о лишении ее, но растворять печаль вашу надеждою, что она удостоится блаженной жизни; а в грехах своих приносить пред Богом покаяние, с чувством сердца сокрушенного и смиренного и с твердым намерением, при помощи Божией, впредь не обращаться на те же грехи и жить благочестиво, как Господь повелевает и Церковь нам передает Его учение. Веруйте, что Господь примет ваше покаяние и истинное предложение и дарует успокоение вашей совести; и когда утвердитеся во благом жительстве и добродетели, то тем загладите и вины свои пред покойною супругою вашею, ибо сим дух ее успокоится и возрадуется по слову Божию, как известно, что на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся (Лк. 15: 7). Ангелы и души праведных радуются об обращении грешника. Чрез сие и избавитесь от устрашающей вас, как пишете, кары Божией.
Оставшихся детей ваших, как залог любви супруги вашей, постарайтесь, при содействии помощи Божией, сохранять и воспитывать в христианском благочестии, по учению Православной нашей Церкви. Сим также отдадите долг супруге вашей.
Молитесь о упокоении души ее и подавайте милостыню нуждающимся в помощи. Все это будет отрадою для души супруги вашей.
По силе скудоумия моего предложил вам совет к вашему утешению в скорби и успокоению совести. Молю Господа, да подаст Он вам чувства к принятию духовного сего врачевства и да пошлет душе вашей утешение в скорби вашей.

   Матери, скорбящей о лишении детей-малюток

   Достопочтеннейшая о Господе N. N. Вы описываете свою горесть и скорбь о лишении чад своих и, чрез излияние своих чувств моей худости, ищете утешения и укрепления, а также и вразумления, в ожидании видеться когда-либо в вечности с вашими детьми-младенцами.
Вы, конечно, твердо уверены, что вхождение наше и исхождение, жизнь и смерть состоят в воле Божией. Бог сотворил нас, сохраняет в жизни и, в предопределенное (по Его предведению) каждому время, преселяет в вечность. И так мы аще убо живем, аще умираем, Господни есмы (Рим. 14: 8).
Здешняя наша жизнь, сколько бы ни была продолжительна, но все оканчивается смертию, бытие же наше не оканчивается ею, а смертию только переходим в вечность, не имеющую конца.
У Бога и день един, яко тысяща лет, и тысяща лет, яко един день. Его воле угодно было переселить детей ваших от сей юдоли плачевной и скорбной жизни в самом юном возрасте, тогда как они еще не испытали ни сладостей, ни горестей житейских и не запятнали душ своих греховными сквернами. Не есть ли это любовь Божия к ним, что они будут наслаждаться вечным блаженством? Праведных же души в руце Божией и не коснется их мука (Прем. 3:1).
Судьбы Божии для нас неисповедимы. Апостол Павел воскликнул: О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! Кто бо разуме ум Господень? Или кто советник Ему быстъ? (Рим. 11: 33). Нам ли испытывать: как, почему и для чего преселил их Бог отселе в младенчестве? Хотя мы и надеялись видеть их добронравными, полезными для общества и иметь от них утешение, но кто мог нас в этом удостоверить? Часто видим, что надежды наши не оправдываются, и многие, вместо утешения, получают через детей большие скорби и печали, и, конечно, это служит для родителей наказанием. Но вы ничего такого не испытали, кроме скорби о лишении их по немощи вашей и малодушию. Когда же прибегаете к вере и упованию, то найдете себе отрадное утешение в мысли, что они получат вечное блаженство и не будут уже подвержены изменениям в жизни и преткновениям. Священное Писание говорит: Рачение бо злобы помрачает добрая, и парение похоти помрачает ум незлобив (Прем. 4: 12), и потому Господь принял к Себе ваших детей, да не злоба изменит разум их или лесть прельстит души их (Прем. 4: 11). Богу же известно все, и несодеянное нами, а посему и обратитесь к благодарению Господу, что Он принял, «яко дар честен», плод ваш к Себе в вечное наслаждение. Прочтите в житии мученика Уара, как одна мать, лишившаяся единородного сына, получила утешение от видения мученика: а вы утешайтесь от всего вышеописанного вам, верою, а не видением, и когда будете благодарить, то получите от Господа облегчение печали вашей и душевное утешение. Вы желаете знать, как заслужить вам свидание в вечности? Мы не о сем только должны пещися, но дабы удостоиться там лицезрения Божия; тогда все там любовию соединимся в любви Божией. А как достигнуть сего всякому православному христианину, учит нас слово Божие и Православная Церковь: исполнением заповедей Божиих и надеждою не на свои заслуги, но на заслуги Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа, даровавшего нам Вечную Жизнь Крестом и страданием Своим. Он изрек пречистыми Своими устами:Имеяй заповеди Моя и соблюдали их, той есть любяй Мя, а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его иявлюся ему Сам (Ин. 14: 21).
Сострадая вам в скорби вашей сколько мог, написал я к укреплению и утешению вашему, но укрепить и утешить вас силен един Бог, и так вопите к Нему: пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу (Пс. 141: 2); от конец земли к Тебе воззвах, внегда уны сердце мое (Пс. 60: 3) и прочими глаголами, в Псалтири читаемыми.

   Отцу, скорбящему о лишении сына

   Достопочтеннейший о Господе N. N. Почтенное писание ваше, извещающее о посещении Божием вас печалию о кончине любящего сына вашего, мною получено. Сердечно соболезную и сострадаю в горести вашей и в полной мере ценю скорбь сердца вашего, по немощи человеческой и сродному оной печалованию. Лишась столь близкого сердцу и любящего человека, нельзя не чувствовать и не болеть сердцем, и надобно отдать долг любимому предмету соболезнованием, однако же не предаваться неутешному сетованию и скорбению. Но так как вы – истинный христианин, ищите утешения страждущему духу вашему в священной нашей вере, в уповании на благость Божию и безмерную Его любовь к нам, грешным, и в предании во всем Его Святой воле. Для неверующих только не цветет в домашней жизни чистая радость, ибо кто умирает для его сердца, тот умирает навсегда; из отдаленной вечности ему не блещет луч надежды и утешения; его радости мгновенны и печали безотрадны. Когда мы только в здешней кратковременной жизни полагаем надежду и чаем утешения лишь от мира сего и от сродников и друзей наших, не презирая очами веры в будущую вечность, то, конечно, при изменениях судьбы и лишении ближних, упадаем духом и не обретаем утешения. Но христианин, убежденный и уверенный в действиях Промысла Божия, покоряется Святой Его воле, вся на пользу устрояющей, и познает, что в здешней юдоли он есть странник, идущий в свое Отечество, препровождающий в оное отходящих отселе близких и друзей назначенному для них Творческою премудростию окончанию странствования, и надеется и сам с ними некогда соединиться в блаженной вечности, милостию Бога нашего. И сие самое утоляет печаль о разлуке с близкими сердцу нашему людьми. К сему же и святой апостол Павел нас укрепляет своим учением в послании к Солунянам: Не хощу же вас, братие, не ведети о умерших, да не скорбите, якоже и прочии не имущии упования. Аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершыя во Иисусе приведет с Ним (1 Сол. 4: 13 – 14), то есть умершие в надежде Жизни Вечной воскреснут. Приимите сие рассуждение во утешение вашей печали и благонадежия, что любезный сын ваш удостоился напутствия христианских Таинств к блаженной вечности; ежели вас огорчает, что он в средних летах отошел отсюда, то сие по премудрым и недоведомым судьбам Божиим устроилось и по Священному Писанию: Восхищен быстъ, да не злоба изменит разум его, или лесть прельстит душу его. Рачение бо злобы помрачает добрая, и парение похоти пременяет ум незлобив. Скончався вмале, исполни лета долга: угодна бо бе Господеви душа его (Прем. 4:11 – 14).
Положитесь на милосердие Творца нашего, явите покорность Святой Его воле и утешьтесь тою надеждою, что любезный сын ваш временною смертию пришел к Вечной Жизни, куда и мы некогда воззваны будем. Вы отдаете ему долг родительской вашей любви – попечением о поминовении души его, церковными молитвами и милостынями; и это вас должно утешать надеждою на милость Божию, что Господь сподобляет его такового поминовения, это его лучшее здесь наследие, переходящее с ним в будущность, а у нас в обители с получения письма вашего поминается имя его о упокоении, при священнодействии литургии, на проскомидиях и на ектениях, на панихидах и на псалтирном чтении, да упокоит Господь душу его в Царствии Небесном и сотворит ему вечную память.
Желаю, да подаст вам премилосердый Господь утешение в печали вашей и дарует мир, здравие и благоденствие вам и всему вашему семейству.

   Отцу, скорбящему о лишении сына, кончившего жизнь самоубийством

   С горестным чувством принял я известие о несчастной кончине сына вашего, потом и письмом вашим был извещен о сем. В скорби вашей сострадаю вам: конечно, она велика: лишиться сына такою неожиданною и ужасною кончиною!.. Но это теперь невозвратимо, надобно искать от Бога утешения. Он силен даровать вам оное. Также и о будущей его судьбе, нам неведомой и непостижимой, предайте воле Божией, как Ему угодно да воссудит, ибо суд издавать о будущем не в нашей состоит власти: когда ужеОтец бо не судит никомуже, но суд весь даде Сынови (Ин. 5: 22), – то что есть наше суждение?
О письме его, писанном к вам, можно сказать то, что оно очень чувствительно, но и отчаянно. Какой позор невыносимый мог его встретить? Это – недоуменно. Неужели тот, что монахом его звали? – Это совсем ничтожно, а было что-нибудь другое, тяготившее его сердце. Пылкий характер и гордость были причиною сего поступка. Как эта страсть богопротивна, почему и должно против оной всеми силами сопротивляться богоугодным смирением, но, к сожалению, люди мало о нем пекутся, да и мало понимают его. Я не могу вполне подать вам утешение, ищите оного, как выше сказал, от Господа. Когда будете предаваться безгодной печали и сетованию, то сим ему не поможете, а себе сделаете большой вред. Жизнь человеческая исполнена скорбей, да и в Царствие Небесное многими скорбьми подобает нам внити. Прочтите историю древних веков, найдете, что великие мужи и герои, правители царств и повелители народов не были чужды скорбей, которые посылает всепремудрый Промысл Божий каждому или по благоволению, или по попущению, испытывая веру, или наказуя за грехи. Еще первозданный человек увидел в детях своих братоубийство Каина и смерть первого Авеля, которые придали ему к первой скорби другую невыразимую скорбь. Обойду прочих молчанием, упомяну только о благочестивом и святом царе и пророке Давиде, какие он нес скорби чрез детей своих; прочтите историю его и представьте себе, что и вы не лучше их и, по неведомым нам судьбам Божиим, подпали таковому искушению. Ежели с покорностию будете переносить, представляя грехи свои, то скорее пошлет Бог вам утешение, а если будете принимать с малодушием, то сами себе увеличите и отяготите скорбь. Итак, предайте случай сей недоведомым нам судьбам Божиим и милосердному суду Его. Желаю вам и всему вашему семейству мира, здравия и спасения, а в скорби утешения.

   Отцу, скорбящему о лишении сына по несчастному случаю

   С душевным прискорбием читал письмо ваше о лишении малолетнего сына вашего внезапною смертию от упавшего на него фронтона. Велика скорбь родительским сердцам вашим, но еще более увеличиваете оную недоумением вашим: по воле ли Божией то случилось или от вашей неосмотрительности. И это вас убивает и сокрушает сердца ваши. Просите на сие моего рассуждения: как вам смотреть на сие событие, чтобы не умножить за сие тяготы греховной. Мы, рассуждая о сем печальном и болезненном приключении, не можем сказать, что оное могло быть без попущения воли Божией; если, по слову Господню, и влас главы вашея не погибнет без воли Божией (Лк. 21: 18), то можно ли быть таковому случаю без воли Его? Причиною сего – не ваша неосмотрительность, ибо вы не могли всегда следить за детскими его играми и действиями. И это непосредственные случаи; вы не могли никак отвратить оного, тем паче, что другие дети, бывшие с ним, остались невредимы, а только он один подпал смертной участи. Мы должны веровать, что правда Твоя яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа (Пс. 35: 7). Промысл Божий простирается на всех; но кто может постигнуть судьбы Его? Кто бо разуме ум Господень? Или кто советник Ему бысть? (Рим. 11: 34) – пишет апостол Павел. Сын ваш принят в вечность, да и таким сострадательным образом, несомненно, наследует блаженство в Царствии Небесном; и это по Божией к нему милости и по предвидению Его. Мы не знаем, что бы его постигло в продолжение жизни его, и может быть еще болезненнее было бы для вас видеть его в возрасте в каком-нибудь горестном и несчастном положении, что мне случалось от многих слышать: «Лучше б, если бы он в малом возрасте умер, не так было бы горько видеть»; но Богу все известно. И несодеянное нами видит Он, как настоящее. Вы же, недавно бывши в Лавре Преподобного Сергия, угодника Божия, которому сын ваш был тезоименит – и верно поручили покрову и заступлению сего святого вашего сына, имели попечение не об одном только благоденствии его, но и о вечном спасении; а теперь спасение его несомненно. Прочтите в житии мученика Уара, как одна знаменитая жена Клеопатра построила храм и положила в оном мощи мученика Уара, поручая ему единственного своего сына, чтобы он сохранял его в благоденствии; но сын ее в самый день освящения храма заболел и умер. Она от большой печали возроптала на мученика, что он не сохранил сына ее, и в этой печали уснула и видит мученика Уара, держащего сына ее в большой славе, вопрошающего ее: довольна ли она тем, что он для сына ее устроил? Она, проснувшись, уверовала сему, получила утешение и перестала скорбеть. Так и вам советую, предоставя случай этот воле Божией, утолить скорбь свою надеждою на его блаженство в будущей жизни.

   Отцу, скорбящему о лишении дочери

   Посетившую вас скорбь кончиной вашей любезной дочери приимите как посланную от руки Божией с детскою покорностию.
Смиренно предавайтесь воле Божией, все на пользу устрояющей. Ищите утешения в святой нашей вере: всем нам и каждому предназначено Богом пребывание в здешнем мире для приобретения будущего нескончаемого века, сколько бы ни была наша здешняя жизнь продолжительна, – никто конца не минует. Посему она не умерла, но перешла к другой, совершенной жизни.
Для них, то есть для неверующих, тот, кто умирает, навечно умирает, и печали их безотрадны; для них не блестит из отдаленной вечности луч надежды; но нам, верующим, есть надежда воскресения мертвых и жизнь будущего века. Что она в молодых летах скончалась, то сим не только ничего не потеряла, но еще избежала многих превратностей и скорбей века сего. Священное Писание говорит об отходящих в юных летах: Возлюблен быстъ... преставлен быстъ: восхищен быстъ... да не злоба изменит разум его, или лесть прельстит душу его, Рачение бо злобы помрачает добрая, и парение похоти пременяет ум незлобив. Скончався вмале, исполни лета долга: угодна бо бе Господеви душа его (Прем. 4:10 – 14); и все это дела Промысла Божия: Ему все известно, что могло бы с нами произойти, а мы ничего не знаем и не понимаем и потому скорбим, не ведуще Божия о нас промышления. Молитесь Богу о упокоении души ее. Это и вам будет утешительно, и ей отрадно: да упокоит Господь душу ее в Царствии Небесном, а вам да подаст мир, здравие и спасение.