Автору приходилось встречаться со следующим недоумением. Двое молодых людей вступили в брак и венчались, вскоре они стали охладевать друг к другу, и один из супругов неожиданно выяснил, что его вторая половина в свое время использовала приворот, чтобы склонить к общению и любви. Почему же благодать Таинства не рассеяла наваждения? Не получается ли, что колдовство уже повелевает Таинствами, ведь посредством любовного приворота один добился благосклонности другого и, как следствие, Венчания с ним? Может ли вообще признаваться действительным такое Венчание, когда один из супругов был под воздействием магических чар?
Ссылка на приворот в данном случае есть лукавое самооправдание, попытка снять с себя ответственность за принятое решение. Да, бывает, что привороты действуют на незащищенных благодатью людей, но магические обряды и заклинания не лишают человека свободной воли, оказывают воздействие прежде всего на плотскую сферу естества человека, а если и на душевную, то возбуждают лишь страсти и никогда не порождают любви. Это подобно тому, как если у нас вдруг возникло желание съесть что-то особенное, выпить «пепси-колы» после просмотра рекламы или пресловутого двадцать пятого кадра (которого на самом деле никто не применяет), но мы можем трезво оценить, а надо ли торопиться с этим. Даже гипноз действует только на тех, кто добровольно согласился на сеанс, и потому никогда никакое заклинание не превращало человека в «зомби», а лишь могло вызвать желание, тягу, которые человек способен преодолеть. Вступать же в брак, основываясь лишь на плотском влечении, не испытав душевного, внутреннего родства друг с другом, есть личная ошибка, за которую несет ответственность сам человек.
Главная же беда здесь в том, что само Таинство Венчания многими воспринимается в магическом смысле, согласно принципу: поскорее венчайся, и семейное счастье тебе гарантировано. На этом важно заострить внимание. Казалось бы, для скрепления союза семьи стоит спешить повенчаться с тем, кто тебе так понравился. Венчание скрепляет благодатью тех, кто уже готов явить в своем союзе подлинную семью, в чьих чувствах уже есть серьезность и глубина и чье взаимное стремление не ограничивается сферой постели, анекдотов и просмотром телепередач. Господь Бог не скрепляет брак, в основе которого лежат самообман и лживые чувства, хотя бы формально и состоялось участие в Таинстве. Так что лучше уж жить не венчанным, но зарегистрированным браком, чем поспешно, бездумно принимать Венчание с человеком, которого через несколько месяцев ты уже ненавидишь, словно заклятого врага.
К сожалению, в наши дни многие торопятся к Таинству Венчания, будучи именно очарованы, только не колдунами, а своими собственными страстями. Доверие первым пылким чувствам, что этот человек есть единственный и неповторимый, затем оборачивается скорым разочарованием. Яркий костер чувств угасает, и на пепле потухших отношений человек вдруг с досадой замечает, что никакой любви вовсе не было, а был только самообман. Магия ли здесь виновата? Скоропалительность, отсутствие трезвости и духовного отношения к созиданию своей личной жизни – вот главные причины крушения жизненных планов, а колдовство, заговоры и привороты – лишь проявления нашей бездуховности.
В деревнях люди боятся, как бы колдунья не бросила между женихом и невестой в день свадьбы горсть заговоренного пшена – тогда якобы произойдет между супругами размолвка, – и потому родня и знакомые не подпускают к молодым никого из чужих. В этом случае, конечно, неприятно само намерение коварной колдуньи, но важно знать, что благополучие семьи зависит прежде всего от личных усилий самих супругов, а не от магических ритуалов посторонних людей. И если молодожены искренно любят друг друга, если с верой приняли Венчание, то благодать Таинства несомненно убережет их от дурного навета. Люди весьма щепетильны к чужим поступкам и начинаниям, но мало внимательны к собственному поведению, к тому, что происходит в душе и от чего случаются самые большие неприятности. Одной из таковых, малопримечаемых нами, душевных немощей является наша мнительность.