Как-то приехав в родной Оренбург, я, проходя с сыном по мосту через реку Урал, обратил внимание на множество навесных замков на ажурных стойках перил и на самих перилах. Замки были разные – от маленьких и изящных до крупных амбарных, некоторые покрашены краской, на некоторых нарисовано сердечко, а на некоторых были надписи типа «Саша + Маша». Раньше такого я както не замечал, теперь же на мосту свободных перил практически не было. Вскоре мне объяснили, что обычай этот связан с бракосочетанием – молодожены приходят в день свадьбы на мост, вешают замок, а ключ выбрасывают в волны Урала. В Уфе, говорят, подобный мост называется «мост любви». Обычай этот, распространяемый ныне в самых разных местах нашей Родины, связывается с верой в нерасторжимость создаваемой семьи, подобно тому, как невозможно открыть замок, ключ от которого брошен в реку.
Конечно, хорошо уже то, что молодожены настраиваются на единственность и неповторимость брака. Человек вообще так устроен, что ему хочется путем внешних действий закрепить свое благополучие, а в определенных обстоятельствах усмотреть символ грядущих личных событий. На этом пути, однако, легко скатиться к суевериям, ложным приметам и надежде лишь на видимый ритуал, будто бы помогающий сам по себе.
Вот такой пример. В Москве на станции метро «Площадь Революции» можно заметить, как люди, выходя из вагонов электропоезда, зачем-то спешат к бронзовым фигурам пограничника и пса. Если приглядеться, то можно увидеть, что морда пса отполирована до блеска от многих тысяч прикосновений. Оказывается, данная композиция, словно чудотворный образ, доставляет благополучие: «прикоснись – и добьешься удачи», полагают столичные обыватели. А студенты съезжаются сюда, чтобы прикоснуться своими зачетками к чуткому носу бронзового пса ради успешной сдачи экзамена.
Это типичный вид суеверия. Бездумно выполнить признанное толпой действо и свято верить в его эффект – вот один из признаков суеверия. Суеверное сознание характеризуется чрезмерно щепетильным отношением к внешнему действию, движению, явлению. Сплюнуть через левое плечо, постучать по дереву, присесть на багаж перед дальней дорогой – все это для суеверного сознания суть некое видимое ручательство невидимой помощи и защищенности. В основе суеверий лежит неосознанный страх и вера в какую-то скрытую силу, проявляющуюся в видимых действиях или ситуациях. В этом смысле суеверность близка магизму, оккультному восприятию нашего мира. Так, в магии признается, что определенные символические действия способны сами по себе влиять на жизнь. Суеверный человек думает, что определенным образом складывающиеся бытовые обстоятельства кардинально влияют на существо нашей жизни: не с той ноги поднялся – день пройдет неудачно (а поскольку непонятно, какая нога «не та», лучше сразу вставать на обе); перебежала дорогу черная кошка – жди беды (как будто кошка виновата, что у нее черный окрас), загадал, сколько раз прокричит кукушка – столько лет еще проживешь (словно судьба человека вверена пернатым).
Обычно считается, что суеверия связаны с непросвещенностью, малообразованностью и невежеством народных масс. В общем-то, так оно и есть, но с развитием научно-технического прогресса и всеобщим образованием суеверия никуда не исчезли. Они трансформировались и приспособились к самому прогрессу общества, проникли в школы и научно-исследовательские институты. Например, у современных летчиков считается, что для благополучного полета надо обязательно надеть хотя бы одну уже «летавшую» вещь, на борту категорически нельзя свистеть – к беде, и ни в коем случае нельзя произносить слово «последний» в любом контексте. На удачу также рекомендуют выкурить перед рейсом полсигареты, после рейса докурить, или надкусить что-то, а после рейса доесть. Автолюбители считают, что нельзя мыть машину в дальнюю дорогу, свистишь в салоне – остановит гаишник, поставишь запчасти с битого автомобиля – к аварии. Специалисты по работе с компьютерами заверяют, что если за ваш компьютер сядет чужак, то машина будет без видимой причины давать сбои, поэтому многие из пользователей ставят рядом с компьютером маленькую пирамидку, якобы защищающую от порчи и сглаза «четырехугольного друга». А известная шведская фирма Ericsson поставляет на китайский рынок телефонные трубки с индексами, непременно имеющими цифру 8, поскольку восьмерка, по древним китайским приметам, приносит удачу. Цифра 4 там считается «числом смерти», и поэтому в маркировках ее не бывает. Говорят, что в Китае номер телефона, оканчивающийся четверкой, стоит около 5 долларов – а со «счастливым» номером с четырьмя восьмерками на конце – больше 2000 долларов. В нашей стране полагают, что счастье приносят те телефонные номера, где есть подряд три любые одинаковые цифры, даже 666, или хотя бы одна цифра 7. Вот так магия чисел участвует в продвижении на рынок последних достижений техники.
Суеверия происходят из магического сознания общества. Магизм кажется более простым и удобным, нежели христианская вера, он быстро проникает в любые слои нашего общества, не требуя для своего усвоения особых душевных затрат. Удивительное дело: человек может не верить в Бога или верить очень поверхностно, но при этом легко доверяет всевозможным приметам, гороскопам, откровенным предрассудкам. Причина этого заключается именно в поверхностности, легкости суеверия, что для грехолюбивого естества человека более удобно, тогда как вера в Бога требует серьезного, глубокого, сердечного отношения и постоянной работы над собой.
Именно магизм выражается в суеверном представлении о влиянии отдельно взятых, символических действий на благополучие или неблагополучие нашей жизни. Например, существует прочное убеждение, что при закладке фундамента в угол нужно непременно положить монету – на счастье. Не молитва, не чин освящения выступают в народном сознании на первое место, а сложившийся веками обычай полагать монету, как бы символ богатства и благоденствия дома, в основу его фундамента. «Соблюди ритуал – не пожалеешь», – говорят в таком случае. Перед экзаменом, убеждены студенты и школьники, для успешной сдачи не стоит мыть голову, видимо, чтобы не смыть вместе с грязью и знания. А если между людьми пройдет цыганка, то ради спасения дружбы надо крикнуть: «Привет на сто лет».
В суевериях действует не логика, а благоговейный страх перед людским обычаем. Раньше в деревнях была примета: если курица кричит петухом – не к добру. Такой курице сворачивали голову и бросали через порог, приговаривая: «На свою голову, не пой курица петухом», то есть лучше расправиться с курицей, чем заработать беду. Отсюда, кстати, возникла пословица: «Не пой курица петухом, не бранись баба с мужиком». Также с незапамятных времен не принято пожимать руку через порог, ибо, гласит народная мудрость, после этого такие люди обязательно поссорятся. Подобный обычай вторгся даже в народно-церковные взаимоотношения, так что уже нельзя спрашивать благословения через порог или же находясь на ступеньках (видимо, чтобы не поссориться с батюшкой).
Во многом суеверия поддерживаются на уровне быта, который перестроить крайне трудно. Воспринимая в детстве суеверия и приметы, озвученные взрослыми, ребенок уже возрастает с ними как с чем-то вполне для него естественным. Ведь у ребенка еще нет критического мышления, а повзрослев, он уже просто привык так поступать и думать. Когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас (1 Кор. 12: 2), говорит святой апостол Павел. Остается в психике некий детский слой, который проявляет себя и в зрелом возрасте. А сами суеверия, по сути, есть остаток язычества.
Суеверие есть слепое принятие мнений, рожденных человеческим невежеством (но невежеством не столько интеллектуальным, сколько духовным). Если суеверному придет письмо с указанием переписать это письмо двадцать раз подряд, так что «станешь счастливым», он, не задумываясь, сядет переписывать. Магизм подобного обычая ярко проявляется в том, что надежда на личное счастье суеверно соединяется с самим фактом бездумного, механического копирования письма в страхе за невыполнение подвергнуться бедствиям. Перефразируя известную русскую поговорку, предложим пословицу: «Скажи дураку, какой ритуал принесет ему счастье, он расшибется, но выполнит». Скажут ему: поплюй через левое плечо, чтобы высказанное желание сбылось, он тут же начнет отплевываться. Скажут: как проведешь первый день года, так и весь год пройдет, он будет неумеренно веселиться в ночь на 1 января, чтобы заполучить беззаботность на целый год жизни. Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу говорил в Слове на Новый год (и в IV в. по Р. X. было подобное суеверие): «Происходящие сегодня диавольские всенощные гулянья, шутки, бранные крики, ночные пляски и смешные забавы хуже всякого неприятеля пленили наш город... а более всего прискорбны состязания, которые происходят сегодня... и преисполнены распутства и великого нечестия: нечестия потому, что занимающиеся ими замечают дни, гадают и думают, что если первый день этого месяца они проведут в удовольствии и веселии, то и во весь год будет то же... Крайне безумно по одному счастливому дню ожидать того же на весь год; и не только от безумия, но и от диавольского влияния происходит та мысль, будто в делах нашей жизни надобно полагаться не на собственную ревность и деятельность, а на дневные обращения времени. Счастлив для тебя будет год во всем не тогда, как ты будешь пьянствовать в первый день, но если и в первый и в каждый день будешь делать угодное Богу. День бывает худ или хорош не по своей природе, – потому что день ото дня ничем не разнится, но – по нашему усердию или беспечности». [1]
Причем даже люди, вроде бы ни во что не верящие, суеверно исполняют какуюнибудь примету ради мнимого благополучия. Иногда даже в больших городах можно увидеть над входной дверью квартир подкову. Это очень хорошо иллюстрирует тот анекдот, в котором посетитель, увидев над дверью дома прибитую подкову, спрашивает хозяина: «Неужели вы верите в приметы?» «Нет, – отвечает хозяин, – но говорят, что это помогает даже тем, кто не верит». Найдется «специалист», который вам подскажет, как правильно повесить эту подбивку для лошадиных копыт: если дугой вверх – счастье из дома будет уходить, а если дугой вниз, то счастье само теперь направится в вашу квартиру.
Суеверия есть внутренние узы, которые человек налагает сам на себя. Это множество невидимых цепей, которыми внутренне скован человек, так что он уже не может свободно жить, а все время чего-то боится, озирается, настораживается. Так, повальный страх вызывает необходимость возвращения сразу же по выходе из дома: пусть ты забыл очень нужную вещь, вернешься – все, сам виноват в дальнейших бедах. И автор этих строк не раз наблюдал нескрываемый ужас на лице суеверного родственника, когда тот видел мое возвращение в мою же собственную квартиру, как будто это становилось неопровержимым сигналом начинающейся со мной беды. Некоторые на всякий случай смотрят в зеркало, как будто твое же собственное отражение отменит повисший над тобой рок.
Особые суеверия связаны с днями, числами и месяцами, что весьма наглядно подтверждает скрытый в душах людей магизм. Например, повально, едва ли не каждым малоцерковным человеком, считается, что понедельник – день тяжелый (отсюда много дополнительных примет: ни за что важное приниматься нельзя – удачи не будет, «в понедельник давать деньги – всю неделю расходы»). Если 13-е число месяца совпало с пятницей, то это признается крайне несчастливым, так что человек тратит свои душевные силы на ожидание в этот день всевозможных неприятностей. Среди месяцев особо трагическое положение уделяется маю, ибо рожденные в мае, убежден народ, будут маяться всю жизнь. Недолговечны, говорят, и браки, заключенные в этом месяце.
Многие наши соотечественники дурным считают 29 февраля, называемое касьяновым днем (в Церкви в этот день поминается преподобный Иоанн Кассиан Римлянин), равно и весь високосный год, в который, как полагают, случается больше смертей. По народным поверьям, в касьянов день нельзя начинать никаких дел, спать желательно до обеда (так меньше риска испытать неприятности), а лучше всего вообще не выходить из дома.
Об абсурдности подобных представлений хорошо наставлял святитель Иоанн Златоуст: «Кто убежден, что есть дни счастливые и несчастливые, тот в несчастливый день не будет заниматься добрыми делами, думая, что весь его труд останется тщетным и бесполезным по роковому свойству дня; равно и в счастливый день не займется теми делами, думая, что его нерадение нисколько не повредит ему по хорошему свойству самого дня, и таким образом он в том и другом случае будет терять свое спасение, и, считая труды свои то бесполезными, то излишними, будет провождать жизнь недеятельную и порочную».[2]
Никакие совпадения цифр и дней, особые числа или месяцы сами по себе не несут человеку вреда. Понедельник тяжел лишь для тех, кто накануне провел время беспорядочно. Тот, кто много выпил в воскресенье, в понедельник с больной головой чувствует себя тяжело. Оправдывая себя суеверной приметой, таковой не спешит на работу, опохмеляется и тем самым лишь больше расстраивает собственную жизнь. Если воскресный день был посвящен утомительным просмотрам фильмов, то на следующее утро тоже будет достаточно тяжело. Таким образом, понедельник труден не по своему положению в неделе, а в связи со злоупотреблением людей свободным временем в выходные дни. Кто умеет здраво пользоваться временем, тот в первый после воскресного отдыха день ощутит творческий подъем и легкость.
В Церкви каждый день недели кому-либо посвящен, в частности понедельник – святым бесплотным ангельским силам (ангелы сотворены первыми, они первенствуют в святости по сравнению с людьми, поэтому после воскресенья бесплотные силы и вспоминаются первыми). К ним в этот день в храмах обращаются с особыми молитвами, и с их помощью понедельник у христианина может пройти легко.
Каждый день, в который Бог дал нам жить, освящен Его присутствием, и помощь Его в делах человеческих открыта тем, кто ищет ее. Не чисел или дней следует опасаться христианину, а только греха. Уклонение во грехи влечет за собой наказание, и такое время становится для человека действительно злым, на какой бы день недели или месяц года это ни придется. Жизнь же в верности Богу влечет за собой мир души и внутреннюю радость, будь то понедельник, пятница 13-го или еще какой страшный для суеверных людей день. Итак, для нашего счастья каждые сутки жизни нужно посвящать исполнению Божиих Заповедей.
Апостол Павел, кстати, упрекал некоторых христиан, напоминая им прежнюю их жизнь в язычестве:Не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги. Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас (Гал. 4: 8 – 11).
Магическое сознание современного общества выражается в том, что в одном журнале публикуют информацию о предстоящих церковных праздниках и заговоры на урожай, сведения о христианских святынях и народные приметы. То и другое для читателя есть область таинственных сил, соприкасающихся с нашей жизнью (если, конечно, не область просто народных обычаев). Человек наденет на себя нательный крестик, но так же с любопытством послушает, какой драгоценный камень является его талисманом, и если кошелек позволяет, то несомненно приобретет таковой.
Суеверие пропитывает жизнь человека, не утвержденного умом и сердцем в Православии. Он, конечно, чтит святыни Церкви и полагает необходимым посещать изредка храм, но он же считает страшным проступком, например, передавать свечу через левое плечо.
В бездумном обрядоверии, когда исполнение обряда становится выше любви к человеку и выше самого человека, тоже есть отсвет суеверия и магизма. Ибо такой обрядоверец не замечает своим сердцем Бога и потому не ценит созданного по образу Божию человека, ожесточенно толкает оказавшихся рядом людей, поступающих не по его принципам, блюдя свой таинственный обряд, как блюдут язычники истукан от захватчиков. Поэтому мы видим жестокость по отношению к только что зашедшим в храм людям, которых безжалостно тыкают за любое неправильное действие, как будто своими первыми робкими шагами навстречу Богу эти люди повредят храму и богослужению. Поэтому, с другой уже стороны, мы видим суеверное отношение к церковным службам, а затем и разочарование людей, принявших какое-либо Таинство и после этого заболевших или испытавших жизненные трудности, – им думалось, что точно соблюденный чин избавит от всех земных бед, тогда как Бог самые бедствия включает в Свою заботу о нас.
Вроде бы церковные люди иной раз скатываются к суевериям, когда кажется, что прочти акафист, и уже получишь, чего хотел, или, если не произнес перед выходом формулы: «Отрицаюсь тебя, сатана...», то потому и попал в искушение. Есть девушки, которые считают, что если позвонят на Пасху в колокол (в некоторых храмах пускают на Пасху звонить всех желающих), то смогут в течение этого года обрести своего избранника. А где же при этом Бог с Его Промыслом, с Его знанием сердца человеческого и того, что полезно и нужно конкретному человеку?
Даже отношение к церковным святыням может стать суеверным. Это случается тогда, когда человек бездумно полагается на какой-то священный предмет: поясок, ладанку, кулон с образом святого, не вспоминая при этом ни о Боге, ни об элементарных правилах безопасности. Например, такое случается, когда автолюбитель не пристегивается ремнем безопасности с тем оправданием, что автомобиль освящен и на передней его панели помещена икона. Мы видим здесь глупость, прикрытую благочестием. Человек игнорирует принятые правила безопасности, как бы считая, что Бог подаст ему беспечальную езду в связи с самим фактом присутствия святыни. Конечно, уместен вопрос: зачем же тогда автомобили вообще освящают и помещают внутри них иконы? Автомобили освящают затем, чтобы они были так же, как и христиане-водители, осенены благодатью Божией, а значит, избавлены от присутствия темных сил, способных только вредить. В таком случае действительно возможно избавление от ряда ситуаций, в коих авария провоцируется искушением демонических сил, внушающих мысль неоправданного маневра или склоняющих водителя ко сну. В житии святителя Николая Чудотворца повествуется, как во время морского плавания святитель увидел диавола, вошедшего в корабль, чтобы потопить его во время шторма, и святой угодник своими молитвами избавил судно от опасности. Это житийное событие подтверждает ту истину, что бесы действительно могут вредить нашему транспорту, препятствовать мирному путешествию человека. Вот почему необходимо освящение транспорта. Помещенная внутри автомобиля икона обращает и здесь внутреннее внимание водителя к Богу. Однако все это не повод считать себя изолированным от земных превратностей. Промысл Божий может допустить и аварию на пользу душе человека, отстегнутый же ремень безопасности становится виной водителя, провоцирующего возможный ущерб своему здоровью и жизни.
Уже упоминались так называемые письма счастья – пересылаемые по почте тексты, призывающие под различными предлогами их распространить. Эти письма рассылаются не только в России, но и практически по всему миру, приспосабливаясь в Европе и Америке к христианским представлениям, а в странах Азии – к особенностям исламской культуры. Там, например, подобные письма называются «Шейх Ахмед» или «Сон в Медине» и повествуют о том, как одному шейху во сне явился пророк Мухаммед, и потому здесь содержится призыв к соблюдению норм ислама. В Индии подобные письма сетуют о том, что у священных животных – коров – сельское население отбирает плодородные пастбища. Эти письма грозят карой индуистского бога Вишну всем, кто не обратит на письмо внимание, не передаст его другим людям и не выступит в защиту коров.
Казалось бы, уж мы-то, христиане, не настолько доверчивы к рассылаемым вымыслам. Но в ноябре 2009 года православные России спешно слали друг другу СМС о том, что в Афганистане вот-вот казнят 22 христианские миссионерские семьи (указывался точный день, правда, в Англии один, а в России другой). Мало кто задумался о том, как это вдруг решили казнить миссионеров, о деятельности которых ничего не известно (странно само выражение – «миссионерская семья»). Непременным атрибутом сообщения была просьба поскорее отослать его другим. За исключением отдельных стойких личностей, обладатели мобильных телефонов повально спешили проявить сострадание, не обращая внимание на полное отсутствие какойлибо достоверной информации и сведений о первичных источниках подобного сообщения. В итоге непроверенная, лживая информация просто поглотила телефонную сеть.
Что же такое суеверие? Это, как уже видно по самому слову, есть суетная вера, то есть вера пустая, не подлинная, напрасная. Подлинная вера тем и отличается от суеверия, что истинно верующий не относится бездумно к любому «духовному» продукту. Подлинной вере сопутствуют трезвость и рассудительность, лишь при которых и можно воспринять подлинную духовность. Суеверие же есть вера всеядная, близорукая и наивная, обращенная ко всему без разбора. Впрочем, суеверный не столько верит во что-то, сколько боится. Его постоянно преследуют страхи, и в самых суевериях он ищет способ защиты от них. Суеверность наиболее обостренно проявляется у людей тогда, когда они испытывают сильные переживания или трудности, когда перед ними стоит вопрос о преодолении ряда проблем, необходимость выбора или принятия решения, сдача серьезного экзамена или выполнение ответственного дела. В основе суеверий лежит неосознанный страх перед какой-то скрытой силой, обнаруживающейся в видимых действиях или ситуациях. Само суеверие есть проявление подобного страха. И в этом опять-таки виден отблеск оккультизма, магического восприятия нашего мира. Люди интуитивно ищут защиты. Не имея живой веры в Бога, они используют различные обереги, символические действия и словесные формулы.
Поскольку суеверие есть вера пустая, напрасная, то суеверием можно назвать и оккультизм. Вера в оккультные действия не спасительна и потому напрасна и суетна, хотя бы от магических пассов и наблюдался определенный эффект. У одной бабушки в деревне внучка плакала по ночам. Пришлось нести ее к знахарке заговаривать. Та пошептала-пошептала, внучка и правда успокоилась. Принесли домой, только положили, как она заревела опять. Родная бабушка в отчаянии вскликнула: «Тебе не пошептать надо, тебе дрын надо». Напомним только, что дрын есть длинная жердь и нужна она не маленькой девочке, а тем, кто вместо освоения тайн воспитания суеверно спешит к знахарям.
Распространенным суеверием является вера в сглаз. Но, спросит читатель, разве мы не говорили о действенности темных наваждений? Дело в том, что понятие сглаза отличается от понятия порчи. В случае наведения порчи человек сознательно вступает в общение с темной силой, совершает особые ритуалы с заклинаниями и таким образом пытается навредить другим людям. Сглаз же не предполагает специального ритуала или обращения к невидимой силе, сглаз – это невольное причинение вреда своим взглядом, оставление на другом человеке своим взглядом дурного следа. Вот тут-то и нужно сказать, что понятие сглаза слишком близко к суеверию. Потому что всякую естественную болезнь или плохое настроение таким образом можно приписывать чьемуто дурному глазу. Можно, конечно, рассуждать о том, что если взгляд праведного человека излучает добро, то взгляд грешника – зло, что это и оставляет дурные последствия, но в таком случае мир давно бы сгорел от взаимных испепеляющих взглядов. Не чужой злой взгляд, а наша личная реакция на него отражается на нашей душе и нашем настроении, так что от нас самих зависит, не сглазим ли мы сами себя. Тем не менее вера в сглаз весьма распространена, даже выдающийся католический богослов Фома Аквинский (1225 – 1274) верил в возможность сглаза и писал в своей «Сумме теологии», что душа старой женщины чаще бывает исполненной зла, отчего сам взгляд ее становится ядовитым и опасным, особенно для детей.
Вообще, народные приметы и суеверия большей частью пронизывает откровенный пессимизм. Принцип максимального невезения имеет свою шутливую формулировку: «Если какая-нибудь неприятность может случиться, то она обязательно случится». На то, по мысли суеверных людей, нам указывают народные приметы и всевозможные предзнаменования. Стоит ли устраивать свою жизнь по подобным принципам?
[1] Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т.1. – Спб., 1898. С. 768 - 769.
[2] Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 1. – Спб., 1898. С. 769.