О ПРАЗДНИКЕ КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Митрополит Владимир (Иким)
Глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими.
(Пс. 28, 3)

Благословение Иорданово принимаем в день Крещения Господня. Та же священная вода, которая некогда облегала Пречистое Тело Спасителя, вскоре предстанет перед нами, станет нашим достоянием. Вся Церковь ныне призывает Дух Божий сойти на воды, преобразить их благодатной Троической силой. Крест Христов погружаем в нашу Иордань, чтобы сбылось слова пророка:И в радости будете почерпать воду из источников спасения (Ис. 12, 3).

«Великой агиасмой», великой святыней именуется и является вода, освященная в торжественный день Крещения Господня. Это чудо, проверенное историей, длящееся сквозь годы и века, знакомо каждому христианину. Богоявленская вода в отличие от любой другой не застаивается, не портится, не утрачивает своей целебной силы, если хранить ее в чистоте и с благоговением. Никакой земной наукой не объяснить эти свойства чудесного дара Божия.

Даже в простой воде заключена тайна: так много значения придал ей Премудрый Творец, сделав ее одной из главных основ земного мира. «Вода – это жизнь», – говорят у нас на Востоке, где знают цену животворящей влаге. Создание восточного искусства – Бахчисарайский фонтан – показывает, какая красота заключена в одной единственной капле воды, которая, переливаясь из чаши в чашу, отдает нашим взорам все свое сияние и свежесть. Вдохновенным гимном воде звучат слова священномученика Ипполита Римского: «Водою все омывается, и питается, и очищается, и орошается. Вода поит землю, производит росу, утучняет виноград, приводит в зрелость колосья, умягчает маслину, услаждает пальму, украшает розу, испещряет цветами фиалку, питает лилию в прекрасной оболочке. Но ни к чему говорить много. Без воды ничто из видимого нами живого не может существовать». И это сказано об обычной воде. Что же сказать о воде Крещенской, освященной Пречистым Христом, сочетавшейся с Божественным Духом, благословленной гласом Небесного Отца?

Видимые источники водные – лишь капли из всеобъемлющего океана благости Небесной. Одно из великих наименований Бога Всевышнего – Источник жизни. По пророчеству, Христос, Сын Божий, пришел к нам, как дождь, как поздний дождь оросил землю (Ос. 6, 3). Спаситель явился, чтобы даровать нам зримые и незримо текущие в душах источники воды живой. Проникая в тайну крещенской влаги, в таинство «великой агиасмы», святитель Григорий Палама говорит: «Вместе с Собою Христос внедрил в воду благодать Святого Духа, которую привлек свыше, чтобы для крещаемых в воде находился Сам Он и Дух Его».

Бесценное сокровище церковное, дарованное Господом, представляет собою Богоявленская вода! И с великим благоговением относится Церковь к этому дару Божию. Крещенская агиасма употребляется в важнейших священнодействиях: при освящении Патриархом мира для Таинства Миропомазания, при освящении антиминсов, на которых совершается Божественная Евхаристия. Богоявленской воды приобщаются те, кто по какой-то причине не может причаститься Животворящих Христовых Таин. Вкушению «великой агиасмы» должны предшествовать пост и молитва; в прежние времена для этого существовал особый богослужебный обряд. Сегодня священнослужители, приобщившиеся за Литургией Тела и Крови Господних, не запивают Святых Даров до совершения великого водоосвящения. Со страхом Божиим нужно обращаться к благословенным водам, не случайно и поныне именуемым Иорданскими.

Но то ли мы видим сейчас вокруг нашей Иордани? Будто бы не кроткие овцы Христовы собрались здесь, а стая хищных волков устремилась на добычу. Распихивая ближних локтями, с криком и руганью, громыхая трехлитровыми баллонами и канистрами, рвутся первыми захватить, «урвать» себе святой воды. Так ли надо приближаться к святыне Божией, так ли надо брать ее? Что сказал бы суровый подвижник святой Иоанн Креститель, если бы увидел подобную толпу у вод Иордана? Даже «порождения ехиднины» – фарисеи – шли к нему, соблюдая внешнюю благопристойность. Так не отогнал ли бы прочь Предтеча Господень тех, кто с вопиющим бесстыдством ломится к великой святыне? Кажется, ничему не научило нас даже жуткое происшествие, когда толпа вокруг Иордани насмерть задавила пожилого человека и по телу его безумцы продолжали рваться за «водичкой»! Чтобы сохранить хоть какой-то порядок, мы вынуждены на праздник Крещения вызывать милицейские наряды, и вот на глазах у милиционеров-мусульман совершается это позорище, перед ними предается поруганию высокое имя христианское! А на самой Иордани из-за толкучки больше проливают святой воды, чем уносят с собой. Ногами попирают дар Божий! Принесет ли пользу, пойдет ли во исцеление души и тела освященная вода тем, кто захватил ее без страха Божия? Нет, им грозит гнев Господень, ибо то, что они делают, кощунственно.

К чему это дурное греховное стремление – взять воду первым? Иордань отличается от Силоамской купели, как Новый Завет от Ветхого, – и мнение о «первой силе святыни» есть дикое антихристианское суеверие. Всещедрый Христос всем изливает равную благодать. Сила Иорданской воды не меняется в зависимости от того, возьмут ее позже или раньше, – лишь бы подходили к ней благоговейно. Можно сказать и больше: здесь «последние становятся первыми». Несомненно, великая святыня принесет больше всего пользы, утешит души и уврачует тела тех, кто смиренно выждет время и придет за ней с молитвой, не оскорбляя и не тесня по пути своих братьев и сестер о Господе.

Благочестивый человек готовит себя к принятию дара Божия, чтобы быть достойным его. Такого не увидишь среди тех, кто с утра занимает очередь за «водичкой» и больше ничего знать не хочет. Он участвует в богослужении, предшествовавшем освящению воды, вместе с другими верующими идет крестным ходом на Иордань с пением радостных праздничных молитв. Он не станет прежде других рваться к святыне: или подождет с христианским терпением, или вернется к Иордани в другое время, когда вокруг не будет толпы. Ему не нужно набирать «великую агиасму» ведрами и канистрами: он знает, что благодатная сила святыни не зависит от количества. А когда наконец он принесет Богоявленскую воду в свой дом, то поставит ее на почетное место, у святых икон. Он не станет добавлять ее в пищу и питье, как делают невежды-суеверы (безумие подливать в земную пищу воду, освященную Духом!), нет, он приступит к ней как к драгоценному Небесному лекарству, после поста и молитвы. Такому Господь непременно ниспошлет благодать Свою: в час болезни или горя, испытания или искушения несколько капель «великой агиасмы» излечат душевные раны и телесные недуги христианина.

Среди толпящихся сейчас у Иордани есть такие, что появляются в храме только на Крещение – «за водичкой» (да еще, может быть, на Пасху, «посвятить куличи»). Да услышат они о себе горькую правду: они еще не христиане, они далеки от вечной жизни и надежды на Царство Небесное. Цепляться только за внешность таинственных проявлений Духа, не проникаясь учением Христовым, – это отрыжка мертвого материализма, это кощунственное шаманство над святыми вещами. И даже в зримых проявлениях духовности эти «посетители Крещения» не понимают того, что Богоявленская вода – сила великая, но не величайшая. Можно спасти свою душу и не употребляя «великой агиасмы», но, по слову Самого Господа, без причастия Тела и Крови Христовых не спасется никто. А это величайшее Таинство совершается в наших храмах ежедневно. Каждый может, очистив свою душу покаянием, в любой день приступить к Животворящим Тайнам, во здравие и освящение души и тела, в жизнь вечную. Но знают ли об этом те несчастные, которые все надежды возлагают на «водичку» и так рьяно стремятся только к ней?

Вода благотворна. Но был в истории час, когда водная стихия сделалась страшной для всего человечества. Древнейшие люди развратились настолько, что Создателю уже нечего было ждать от этих беспробудных рабов диавола. Тогда потоп водный пришел на землю... И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле (Быт. 7: 6, 21).

Только сохранивший верность Богу праведный Ной со своей семьей был спасен от бедствия, и так продолжился род людской. Знамением милости и надежды Бог явил избраннику Своему Ною радугу: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею(Быт. 9, 13).

Надежда древних праведников исполнилась, когда пришел к нам, как дождь (Ос. 6, 3), Всемилостивый Христос – и словно бы радуга Царствия Небесного вспыхнула перед духовным взором человечества. Не губительная стихия потопа, а животворящие волны благодати заполнили мир. Крещением Христовым освятились воды – явилась «великая агиасма», способная очищать не только телесную скверну, но и внутреннюю грязь человеческих душ. «Земля освятися Рождеством Твоим Святым, Слове, ныне же водное естество благословися, Тебе плотию крещуся». Господь омывает с людей клеймо первородного греха, освобождая их волю для возвращения в Царство Пречистого Света. Но увы! И в обновленном Спасителем мире множество людей своевольно подчинилось не Отцу Небесному, а обольстителю – диаволу.

Являя святому Ною знамение радуги, Всевышний обещал: всемирного потопа больше не будет. Иначе кончится этот мир; земля и все лукавые дела на ней сгорят в огне. Людям дарована Христом святыня Крещенской воды. Ею мы можем угасить жар низких страстей и похотей, делающих нас добычей сатанинской. Но, пренебрегая даром Божиим, грешники упрямо разжигают в себе это адское пламя, приближая тем самым время всемирного пожарища, время Страшного суда Божия.

Сами стихии природы, обрекаемой нами на заклание, восстают против умножения грехов человеческих. Незадолго до кровавого торжества большевиков-богоборцев, когда умножились в русском народе беззакония, праведный Иоанн Кронштадтский наблюдал грозные природные явления: «Вся природа и все стихии постоянно оскверняются человеческими грехами и лукавыми духами. И потому является неотложная потребность церковного освящения и оздоровления этих зараженных стихий – благо на это Церковь имеет от Бога власть и силу.

Не замечаете ли, что особенно в нынешнее время что-то неладное творится в подлунном мире, то есть у нас на земле? То совершенное беззимье и идут дожди, когда им не надо быть, или расстилаются вредные туманы, или чуть выпадет глубокий снег – и вдруг его растопляет южное веяние. То и дело смена явлений в природе, неподходящая ко времени года. А отсюда сколько острых болезней, сколько умирающих внезапно или очень скоро? Слабые телесно или даже и сильные организмы падают в борьбе с таким вредным непостоянством в природе. Конечно, она изображает наше непостоянство, нашу неверность Богу, и наказывает нас за это».

Не только подобные, но и гораздо худшие картины мы наблюдаем повсюду в наши дни. Времена года и климатические пояса словно смешались, то и дело приходится слышать: «Погода сошла с ума!» Дождь и туман бывают не просто вредоносны – мы знаем о «кислотных дождях» и «радиоактивных туманах». Эпидемия следует за эпидемией; появились болезни прежде неслыханные; здоровье народа сделалось гнилым; даже среди молодых редко встретишь вполне здорового человека. Хваленый научно-технический прогресс, сведенный к гонке за материальными благами, принес жуткие плоды. Мы дышим болезнетворным воздухом, пьем отравленную воду, едим ядовитую пищу. Живительное «естество вод» мертвеет: умирают реки и моря, в них уже нет жизни для рыб и растений. Все это кара за наши умножающиеся грехи, предвестие худших бедствий!

В мире и согласии с природой может быть только тот, кто живет духовной жизнью, а не насилует землю скотским потребительством. Только тот, кто в мире с Создателем всего существующего – с Господом Богом, может быть в согласии с Его творением.

Благорастворение воздуха, чистота воды, изобилие плодов земных, здоровье и долголетие – все это будет даровано нам, только если мы покаемся и возвратимся ко Господу, последуем святым заповедям Его, перестанем осквернять землю своими пороками и жадностью, а понесем в мир доброту и любовь.

Святой прозорливец праведный Иоанн Кронштадтский в свое время провидел надвигающуюся на Русь богоборческую чуму и предостерегал народ, но его не послушали. Дабы и нам не впасть в пагубу, ныне вместе с кронштадтским пастырем вдумаемся в смысл совершающегося на наших глазах великого таинства и присоединимся к святым его молитвам:

«Что значит крестный ход на Иордань? Это не простое, хоть и великолепное действо. Церковь не занимает никого праздными зрелищами; она совершает святой обряд, вызываемый потребностью самой природы, или естества стихий – воды и воздуха, растлеваемых непрестанно злобою человеческой и нуждами самих людей, живущих на отравленной грехами земле.

Гряди же, гряди, Церковь Божия Святая и освящающая всех и все, гряди на воды – и освяти их вместе с воздухом данною Тебе от Бога благодатью, и очисти, и оздорови их; даруй нам в окроплении и питии освященной воды очищение и освящение!»

Митрополит Владимир (Иким)

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас.
Из кондака праздника

Ныне обращаем мы духовные взоры наши к волнам Иордана, из которых выходит смиренно принявший Крещение Иисус Христос, и нам открывается пречудное чудо Богоявления. Разверзаются небеса, и сходит на Богочеловека Дух Святый в мирном образе голубя. И глас Бога Отца глаголет: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3,17). В видении этом приоткрывается величайшая тайна Божественной Сущности – Троица Единая и Нераздельная.
Невозможно без трепета помыслить о столь великом, не постигаемом умом Откровении. Однако в происшедшем есть еще одно поразительнейшее явление – это беспримерное смирение Сына Божия.
Богочеловек, Единый Безгрешный, не нуждающийся в покаянии, пришел к Иордану как один из кающихся. Иоанн Предтеча говорил о Христе: я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его (Мк. 1,7), – однако же Он воспринял Крещение от рук Иоанновых. Так смирением ниспровергал Иисус горделивое царство сатаны и утверждал в душах человеческих Царствие Небесное.
Крещение Господне и Богоявление означали начало того спасительного для людей пути Благовествования, которым прошел по земле Сын Божий вплоть до Крестной смерти Своей, Воскресения и Вознесения. Тридцать лет было Иисусу, когда ступил Он на этот путь.
О неизреченное смирение Сына Божия! Разве нуждался Христос, с колыбели обладавший во всей полноте Божественной Сущностью, в этих тридцати годах безвестности и безмолвия? Разве не мог Ребенок Иисус, повергавший в изумление мудрейших учителей Иерусалимского храма, потрясти весь мир чудесами и знамениями? Но нет, до урочного тридцатилетнего возраста, вместе с мнимым Своим отцом Иосифом Обручником, проливал Сын Божий соленый человеческий пот, склоняясь над плотничьим верстаком. Зачем же длил Богочеловек это смиренное существование, занимался этим простым ремеслом? Ответом служат слова Спасителя: так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 15).
Правда Божия во искупление падшего рода человеческого и возрождение его в жизнь вечную заключалась в том, что чуждый греха Сын Божий должен был пройти человеческий путь со всеми его тяготами и скорбями, быть предан на поругание и позорную крестную казнь, дабы «смертию смерть попрать» в ознаменование беспредельной любви Творца к людям. Иисус Христос живым Своим примером указывал путь «всякой правды» для всех, кто, желая спастись, последовал бы по Его стопам.
И как первый шаг на этом благодатном пути указал Господь Таинство Святого Крещения. Глубочайший, многоразличный смысл заключен в этом таком простом на вид деянии.
Сошествием в воды Иордана освящал Господь «естество вод» всего мира, изгоняя из них гнездившегося там древнего змия-диавола и претворяя вещественную влагу в таинственную святыню, «великую агиасму». Вода, прежде способная лишь очищать тела человеческие от внешней нечистоты, приобретает способность омывать души от скверны греха. Сбылось реченное пророком: И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших (Иез. 36, 25).
Крещение водою и Духом именуется «банею пакибытия», то есть омовением в жизнь вечную. Слабому ли земному разуму, преходящей ли земной славе оспаривать это Таинство, когда Сам Сын Божий, Бессмертный Царь всего сущего, соизволил воспринять его? Какою бы властью, богатством, знаниями, душевными совершенствами ни обладал человек, он останется чужд жизни благодатной, пока не последует смиренно зову, выражаемому Святою Церковью в песнопении: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, примите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа».
Крещение не есть еще само спасение, но дверь в жизнь вечную. Благо тем, кого Господь призвал воспринять это великое Таинство, во младенчестве ли, или в зрелом возрасте. Однако, возлюбленные во Христе братья и сестры, поостережемся, чтобы не потерять нам этого бесценного дара Божия, отверзающего двери в небесные обители. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Кто не употребит дара по желанию и повелению Дародателя, кто не разовьет в себе благодати Крещения деятельностью по евангельским заповедям, но уничтожит в себе всякое ее действие, всецело предавшись земным попечениям и наслаждениям, – у того отнимется благодать Крещения на Суде Христовом».
Воды, вобравшие в себя грехи рода человеческого, по пророчеству Апокалипсиса, сгорят в день Страшного суда вместе со всей этой землей. Надмевающемуся человеческому рассудку подобное событие долго казалось невероятным. Однако, когда наука узнала о термоядерной реакции, грозная возможность предреченного в Откровении святого Иоанна Богослова стала для всех очевидной. Так открывающиеся в новейшие времена тайны миростроительства Божия явственно напоминают нам евангельский завет: бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф. 25, 13). Возблагодарим же Господа за то, что доселе удерживает Он карающую десницу Свою, предоставляя нам возможность опамятоваться, омыться водами Крещения и слезами покаяния от тяжких прегрешений наших и возродиться в Духе и Истине.
Более тысячелетия минуло с того времени, когда равноапостольный князь Владимир крестил Русь в водах Днепра – нашего Иордана. Веками благочестивые предки наши свято хранили дарованную им при Крещении благодать Божию, передавая сокровище веры из поколения в поколение.
Сквозь тягчайшие испытания, на окровавленных ладонях, пронесла Русская Церковь вверенную ей жемчужину Православия и ныне вновь призывает паству свою на путь спасения. Пойдем же этим заповеданным от Господа путем, да исполнится над нами реченное: рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему (1 Ин. 5, 18).