ПРОСФОРА

Слово «просфора» переводится с греческого языка как «приношение». В древности все необходимое для совершения Литургии – хлеб, вино, лампадное масло – приносили в храм прихожане. Для совершения Таинства Евхаристии использовался лучший хлеб, а из прочих принесенных хлебов для утешения жертвователей священники вынимали частицы и после совершения Таинства опускали их в Чашу со Святыми Дарами. Так возник обычай «вынимать» и давать верующим просфоры, то есть принесенные ими же хлебы. А со временем в большинстве поместных православных церквей стали печь просфоры при храмах. [1]

В Православной Церкви просфоры делаются из квасного, то есть дрожжевого теста с использованием лучшей муки. «Хлеб квасный, – учит св. Симеон Солунский, – есть хлеб, как бы одушевленный через квас и истинно совершенный. Он показывает, что Слово Божие, совершенно нас ради, восприняло нашу плоть; Оно воплотилось, не изменив Своего естества, и со словесною и умною душою восприняло человечество; было совершенным Богом и совершенным Человеком, да и меня воссозиждет всего... В хлебе квасном бывают три вещества, потому что душа наша трехчастна и в честь Троицы. Мука с закваской означают душу, вода – крещение, а соль знаменует ум и учение Слова, Который сказал ученикам: “Вы есть соль земли”» [2].

Сперва просфоры выглядели как обычные круглые хлебы. Однако уже с самой глубокой древности на них стали делать особые изображения – печати. Чаще всего это были изображения Креста. В Сирии и Египте в средней части просфор изображали несколько больших крестов и вокруг – много маленьких. Бывали и такие случаи, когда жертвователи ставили на просфорах свою именную печать.

В Русской Православной Церкви употребляются круглые или четырехугольные печати, в центре которых изображение Креста с надписью:
IС ХС
НИ КА
что означает: «Иисус Христос побеждает». Такая их форма утверждена Большим Московским Собором 1667 года. Сами же просфоры состоят из двух соединенных между собой круглых частей, верхней и нижней, в ознаменование того, что в едином лице Господа Иисуса Христа присутствуют две природы – Божественная и человеческая.
В некоторых храмах и монастырях принято делать печати с изображением иконы особо чтимого в данной местности праздника или святого. Просфоры с такими печатями не употребляются для совершения Божественной Литургии, они предназначены только для раздачи верующим. Правда, просфоры с изображением Божией Матери или надписью «МАРIЯ» иногда используются на проскомидии в качестве Богородичных.

Для совершения проскомидии [3] используется пять просфор: одна – для приготовления Святого Хлеба, который в Таинстве Евхаристии становится Телом Христовым, из другой вынимается частица в честь Божией Матери, из третьей – 9 частиц в честь девяти ангельских чинов, из четвертой – частицы о здравии, из пятой – об упокоении. Эти пять просфор называют служебными, в отличие от малых просфор, которые потом раздают верующим.

Сперва священник, облачившись во все священные одежды и встав перед жертвенником [4], произносит возглас: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». После этого, взяв первую (агничную) просфору, священник трижды делает на ней копием изображение креста со словами: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Затем из этой просфоры священник вырезает копием середину в форме куба, произнося при этом слова пророка Исаии, которыми он пророчествовал о Христе: Яко (как) овча на заколение ведеся, и яко агнец непорочен прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст своих; во смирении его суд его взятся; род же его кто исповестъ? яко вземлется от земли живот (жизнь) его (Ис. 53, 7 – 8). Эта вырезанная середина кубической формы называется Агнцем (Ин. 1,29). Она кладется посреди дискоса – особого богослужебного сосуда, на котором освящается Святой Хлеб за Литургией.

Затем священник крестообразно делает два глубоких надреза на нижней стороне Агнца, говоря: «Жрется (приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй (взявший на Себя) грех мира, за мирский живот и спасение (за жизнь и спасение мира)», и пронзает копием правую сторону Агнца, произнося слова евангелиста: Един отвоинкопием ребра Ему прободе, и абие (тотчас) изыде кровь и вода; и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его (Ин. 19, 34 – 35). При этих словах в стоящую рядом Чашу (Потир) вливается вино, смешанное с небольшим количеством воды.

Затем священник берет вторую просфору, называемую Богородичной, вынимает из нее частицу в честь Божией Матери и полагает ее по правую сторону Агнца на дискосе.
Третья просфора, называется Девятичинной. Из нее вынимается девять частиц в честь святого Иоанна Крестителя, святых пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, праведных родителей Божией Матери Иоакима и Анны (а вместе с ними – храмового святого, святых дня, равноапостольных Кирилла и Мефодия, великого князя Владимира и великой княгини Ольги и всех святых), и, наконец, святого составителя сегодняшней Литургии – святителя Василия Великого или Иоанна Златоуста. Эти частицы полагаются по левую сторону Агнца на дискосе сверху вниз в три ряда.

Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых, из пятой – за умерших. Они полагаются в передней части дискоса перед святым Агнцем.

После этого священник вынимает частицы из тех самых просфор, которые потом раздают верующим. Вынутые частицы кладутся там же, перед святым Агнцем, рядом с заздравными и заупокойными частицами, вынутыми из служебных просфор. При этом у жертвенника читаются поданные на Литургию заздравные и заупокойные записки.

Совершив проскомидию, священник молит Господа благословить предложенные Дары (хлеб и вино, которые во время Литургии становятся Телом и Кровью Христовыми), помянуть принесших эти Дары (вино и хлеб, то есть просфоры) и тех, за кого они принесены, самого же его «сохранить неосужденным». Затем священник или диакон совершает каждение всего храма, после которого и начинается Литургия.

Вынутые из просфор частицы в это время лежат на дискосе возле Святого Агнца, символизируя всю Церковь – земную и небесную – членами которой являются и Божия Матерь, и ангелы, и все святые, а также верующие христиане – живые и умершие.

Затем, на Великом Входе, Чаша и Дискос переносятся с жертвенника на Престол. [5] Частицы, вынутые из просфор, по-прежнему лежат возле Агнца. Они находятся там и во время освящения Даров, но, в отличие от Агнца, не становятся Телом Христовым. [6] После того, как заканчивается причащение мирян, священник, вернувшись в алтарь, погружает все вынутые из просфор частицы в святую Чашу, говоря: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Так завершается освящение просфор.

После этого их относят за свечной ящик или в церковную лавку и там раздают прихожанам. Получив просфору, ее следует вкушать благоговейно прежде принятия пищи. Если вы берете ее домой, позаботьтесь о том, чтобы она не зачерствела, не заплесневела, и чтобы крошки от нее не падали на пол. Если вы хотите дать ее ребенку, следите, чтобы он не крошил. Если же по вашей небрежности просфора заплесневела, ее нельзя выбрасывать – отнесите ее в храм для сжигания. То же самое относится к антидору и артосу. Можно порезать и подсушить просфору – так она будет дольше храниться. Будьте благоговейны к святыне, и она станет для вас средством духовной поддержки и укрепления.

[1] Люди, которые их выпекают, именуются просфорниками или просфорницами. Они должны вести благочестивую жизнь И совершать свое дело с молитвой и благоговением.

[2] Симеон Солунский, сет. Цит по: Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 1983. С. 754.

[3] Слово «проскомидия» в переводе с греческого означает «принесение». Так называются священнодействия, совершаемые в алтаре в начале Литургии, во время чтения часов.

[4] Жертвенник напоминает по виду стол, находится в левой передней части алтаря и служит для совершения Проскомидии.

[5] Престол выглядит так же, как и жертвенник, но находится посреди алтаря. На нем и совершается святейшее Таинство Евхаристии, когда хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа..

[6] Мнение о том, что прихожан причащают вынутыми из просфор частицами, является глубоко ошибочным и происходит из полного незнания чинопоследования Литургии.

Митрополит Владимир (Иким)

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас.
Из кондака праздника

Ныне обращаем мы духовные взоры наши к волнам Иордана, из которых выходит смиренно принявший Крещение Иисус Христос, и нам открывается пречудное чудо Богоявления. Разверзаются небеса, и сходит на Богочеловека Дух Святый в мирном образе голубя. И глас Бога Отца глаголет: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3,17). В видении этом приоткрывается величайшая тайна Божественной Сущности – Троица Единая и Нераздельная.
Невозможно без трепета помыслить о столь великом, не постигаемом умом Откровении. Однако в происшедшем есть еще одно поразительнейшее явление – это беспримерное смирение Сына Божия.
Богочеловек, Единый Безгрешный, не нуждающийся в покаянии, пришел к Иордану как один из кающихся. Иоанн Предтеча говорил о Христе: я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его (Мк. 1,7), – однако же Он воспринял Крещение от рук Иоанновых. Так смирением ниспровергал Иисус горделивое царство сатаны и утверждал в душах человеческих Царствие Небесное.
Крещение Господне и Богоявление означали начало того спасительного для людей пути Благовествования, которым прошел по земле Сын Божий вплоть до Крестной смерти Своей, Воскресения и Вознесения. Тридцать лет было Иисусу, когда ступил Он на этот путь.
О неизреченное смирение Сына Божия! Разве нуждался Христос, с колыбели обладавший во всей полноте Божественной Сущностью, в этих тридцати годах безвестности и безмолвия? Разве не мог Ребенок Иисус, повергавший в изумление мудрейших учителей Иерусалимского храма, потрясти весь мир чудесами и знамениями? Но нет, до урочного тридцатилетнего возраста, вместе с мнимым Своим отцом Иосифом Обручником, проливал Сын Божий соленый человеческий пот, склоняясь над плотничьим верстаком. Зачем же длил Богочеловек это смиренное существование, занимался этим простым ремеслом? Ответом служат слова Спасителя: так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 15).
Правда Божия во искупление падшего рода человеческого и возрождение его в жизнь вечную заключалась в том, что чуждый греха Сын Божий должен был пройти человеческий путь со всеми его тяготами и скорбями, быть предан на поругание и позорную крестную казнь, дабы «смертию смерть попрать» в ознаменование беспредельной любви Творца к людям. Иисус Христос живым Своим примером указывал путь «всякой правды» для всех, кто, желая спастись, последовал бы по Его стопам.
И как первый шаг на этом благодатном пути указал Господь Таинство Святого Крещения. Глубочайший, многоразличный смысл заключен в этом таком простом на вид деянии.
Сошествием в воды Иордана освящал Господь «естество вод» всего мира, изгоняя из них гнездившегося там древнего змия-диавола и претворяя вещественную влагу в таинственную святыню, «великую агиасму». Вода, прежде способная лишь очищать тела человеческие от внешней нечистоты, приобретает способность омывать души от скверны греха. Сбылось реченное пророком: И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших (Иез. 36, 25).
Крещение водою и Духом именуется «банею пакибытия», то есть омовением в жизнь вечную. Слабому ли земному разуму, преходящей ли земной славе оспаривать это Таинство, когда Сам Сын Божий, Бессмертный Царь всего сущего, соизволил воспринять его? Какою бы властью, богатством, знаниями, душевными совершенствами ни обладал человек, он останется чужд жизни благодатной, пока не последует смиренно зову, выражаемому Святою Церковью в песнопении: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, примите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа».
Крещение не есть еще само спасение, но дверь в жизнь вечную. Благо тем, кого Господь призвал воспринять это великое Таинство, во младенчестве ли, или в зрелом возрасте. Однако, возлюбленные во Христе братья и сестры, поостережемся, чтобы не потерять нам этого бесценного дара Божия, отверзающего двери в небесные обители. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Кто не употребит дара по желанию и повелению Дародателя, кто не разовьет в себе благодати Крещения деятельностью по евангельским заповедям, но уничтожит в себе всякое ее действие, всецело предавшись земным попечениям и наслаждениям, – у того отнимется благодать Крещения на Суде Христовом».
Воды, вобравшие в себя грехи рода человеческого, по пророчеству Апокалипсиса, сгорят в день Страшного суда вместе со всей этой землей. Надмевающемуся человеческому рассудку подобное событие долго казалось невероятным. Однако, когда наука узнала о термоядерной реакции, грозная возможность предреченного в Откровении святого Иоанна Богослова стала для всех очевидной. Так открывающиеся в новейшие времена тайны миростроительства Божия явственно напоминают нам евангельский завет: бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф. 25, 13). Возблагодарим же Господа за то, что доселе удерживает Он карающую десницу Свою, предоставляя нам возможность опамятоваться, омыться водами Крещения и слезами покаяния от тяжких прегрешений наших и возродиться в Духе и Истине.
Более тысячелетия минуло с того времени, когда равноапостольный князь Владимир крестил Русь в водах Днепра – нашего Иордана. Веками благочестивые предки наши свято хранили дарованную им при Крещении благодать Божию, передавая сокровище веры из поколения в поколение.
Сквозь тягчайшие испытания, на окровавленных ладонях, пронесла Русская Церковь вверенную ей жемчужину Православия и ныне вновь призывает паству свою на путь спасения. Пойдем же этим заповеданным от Господа путем, да исполнится над нами реченное: рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему (1 Ин. 5, 18).