ВОПРОСЫ К СВЯЩЕННИКУ

Протоиерей Максим Козлов

     Правильно ли я поступаю, если умываюсь и умываю сына святой водой, когда мне кажется, что меня или его сглазили или наколдовали? Можно ли вообще сглазить верующего человека?
     – В Требнике XVII века митрополита Киевского Петра Могилы на вопрос, подвержен ли человек действию колдовских, бесовских сил через сглаз или порчу, дан ответ: «Нет, если он безгрешен».
Человек же, живущий вне Церкви и отказывающийся от ее защиты, но при этом апеллирующий к области потустороннего мира, прорывается туда с грузом нераскаянных грехов и часто очень низких страстей, которые делают его абсолютно открытым приходящему извне и снизу. Но он не понимает, как сильно он открыт, потому что две тысячи лет христианства ограждали его от непосредственного общения с миром невидимым.
Еще и еще раз советую искать духовной пользы, продвижения по пути ко спасению в церковных таинствах. Также следует сказать, что канонически утвержденной практики умывания или обливания святой водой как регулярной церковно-гигиенической процедуры в Православной Церкви нет. Как правило, принято святую воду в небольших количествах или в разведении с обычной водой употреблять натощак перед принятием другой пищи, с просфорой или артосом. Думается, что придерживаясь этой многовековой благочестивой традиции, можно получить достаточную пользу для душевного мира и телесного здравия.

  – Можно ли, не причастившись, брать домой просфоры?
     – Если вы подавали в храме записочку, то, конечно, можно и нужно взять после службы просфоры, ведь за Литургией священник вынул из них частички за каждого упомянутого в записке человека. В знак же своей молитвы за них мы берем просфору. Употребляйте ее натощак с молитвой.

– После утреннего правила я обычно выпиваю святой воды и съедаю просфорку. Можно ли это делать в дни женского очищения?
     – По благоговению к церковной святыне женщины воздерживаются от принятия просфоры и святой воды в дни месячных очищений. Впрочем, сделанное это по несознательности не является грехом, требующим пространного повествования на исповеди. Но если уж как-то вы смутились этим, то для того, чтобы сердце было спокойно, подходя к кресту и Евангелию, кратко об этом все же лучше упомянуть.

  – Можно ли некрещеным людям употреблять святую воду, освященное на мощах святых масло и просфоры?
     – С одной стороны, можно, потому что ну какой же может быть вред человеку оттого, что он попьет святой воды, или помажется маслицем, или употребит просфору? Но только нужно задумываться, с какой стороны это может быть ему полезно. Если это некоторое приближение человека к церковной ограде, если он, еще не решаясь креститься, скажем, быв в прошлом воинствующим атеистом, теперь, по молитвам своей жены, матери, дочери или кого-нибудь еще из близких, уже не отвергает хотя бы этих внешних знаков церковности, то это добро и педагогически это будет подводить его к более существенному в нашей вере – к поклонению Богу вдухе и истине (Ин. 4, 23). А если же таковые действия воспринимаются как своеобразного рода магия, как некое «церковное лекарство», но при этом человек вовсе не стремится к тому, чтобы воцерковиться, чтобы стать православным христианином, только успокаивает себя, что вот я нечто такое совершаю и это послужит каким-то оберегом, то такого рода сознание провоцировать не нужно. Вот исходя из этих двух возможностей, решайте применительно к каждой конкретной ситуации, нужно или не нужно предлагать кому-либо из ваших близких церковные святыни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 1983.
Закон Божий. Издательский Совет Русской Православной Церкви. М., 2008.
Священник Сергий Филимонов. В помощь болящему. Общество Святителя Василия Великого. СПб., 2005.
Женское здоровье.
Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Слова на двунадесятые и великие праздники. Издательство Московской Патриархии, 1997.